О тесной взаимосвязи проблем изменения климата на водные ресурсы, их влияния на политические и экономические процессы сотрудничества в Центральной Азии в последние годы автором было написано немало статей, их перечень приводится ниже. Целью этих публикаций было привлечение внимания политического истеблишмента страны, также как и представителей гражданского общества, к этим проблемам и предложение их решения на системной, последовательной и долгосрочной основе.
К сожалению, сколько-нибудь значительных подвижек в этих вопросах не наблюдается, что вызывает, по меньшей мере, удивление. Ведь игнорирование проблем вовсе не означает их решения, более того, такое недальновидное и некомпетентное отношение к этим вопросам приводит к ухудшению ситуации как внутри страны, так и на уровне межгосударственных отношений. И чем дальше, тем хуже:
Напомним основные положения этих публикаций в сокращенном виде. Интенсивное таяние ледников и снежников, вызванное глобальным изменением климата, приведет, по оценкам отечественных экспертов, к значительному и резкому сокращению поверхностного стока водных ресурсов после 2025 года, когда существенная часть ледников и снежников растает.
На фоне продолжающегося роста температуры в условиях нашего и без того аридного климата и демографического роста в странах Центральной Азии и увеличивающейся потребности в водных ресурсах этот тренд приведет к трудно предсказуемым негативным последствиям в межгосударственных отношениях и в экономической сфере, особенно в сельском хозяйстве, продукция которого составляет львиную долю ВВП экономик стран региона.
Очевидно, что еще вчера нужно было предпринимать кардинальные меры по подготовке к и предотвращению последствий этого тревожного и опасного тренда. О том, какие это должны быть меры, также писалось в упоминаемом перечне публикаций. В наиболее концентрированном и сфокусированном виде во внешнеполитических аспектах эти меры содержатся в последней публикации по данной теме "К истории одного письма президенту страны".
Также очевидно, что по отношению к Кыргызстану, как страны, на территории которой формируются водные ресурсы, этот тренд налагает особую ответственность перед нижерасположенными странами по течению трансграничных рек, и которые зависят от аккумулирующихся в наших горах водных ресурсов. И именно от Кыргызстана, от эффективности проводимой им политики зависит эффективность регионального сотрудничества по всему спектру вопросов, связанных с изменением климата, с использованием водных ресурсов и экологии в целом.
Этого никак не хотят или не могут понимать высокопоставленные чиновники в правительстве и внешнеполитическом ведомстве страны, как при прежних режимах власти, так и при нынешней администрации. Из-за чего напряженность в межгосударственных отношениях нарастает из года в год, а при сохранении существующего положения дел и трендов не за горами такое развитие событий в регионе, о котором предупреждал президент Узбекистана в своем знаменитом заявлении в Астане осенью 2012 года и которое комментировалось в авторской статье "Вода и политика - война или мир?".
Прошлогодние летние перекрытия воды по р.Талас, вызвавшие очередное обострение отношений между странами, также как и внезапные июньские снегопады в горах Нарынской и Иссык-Кульской областей, повлекшие значительные убытки для сельского хозяйства страны, еще раз продемонстрировали вышеуказанную взаимосвязь:, но не для наших чиновников, которые не видят дальше собственного носа:
Теперь, после этих замечаний, перейдем непосредственно к теме настоящей статьи - изложению основных положений и итогов двух важных международных встреч-семинаров, состоявшихся 27-28 февраля с.г. в Бишкеке, организованных под эгидой ПРООН, Европейской экономической комиссии ООН, правительства Финляндии, при участии других международных организаций, а также представителей природоохранных и водохозяйственных госорганов Кыргызстана и Казахстана.
Первая встреча была посвящена подведению итогов проекта "Развитие сотрудничества по адаптации к изменению климата в Чу-Таласском трансграничном бассейне", осуществлявшегося в сотрудничестве с казахскими коллегами на средства правительства Финляндии при технической и консультативной поддержке ЕЭК ООН. Этот проект был начат в 2010 году.
Вторая встреча была посвящена обсуждению нового среднесрочного проекта Глобального Экологического Фонда "Создание условий для трансграничного сотрудничества и интегрированного управления водными ресурсами в бассейнах рек Чу и Талас", инициируемого ПРООН и ЕЭК ООН. Срок реализации данного проекта 3 года с бюджетом в 1 млн долларов из средств ГЭФ и планируемым софинансированием в 5 млн долларов. Фактически этот проект является развернутым продолжением только что закончившегося.
Эти встречи представляли большой интерес в профессиональном плане, поскольку представленная информация ведущих экспертов и специалистов из Кыргызстана и Казахстана и международных экспертов-консультантов, а также проведенные дискуссии, позволяли сопоставить данные и общую картину с более ранней информацией по проблемам влияния изменения климата на водные ресурсы трансграничных рек Чу и Талас и наложить их на выводы и предложения по данным вопросам, содержащимися в упомянутом перечне авторских публикаций.
Другим словами, они позволили проверить обоснованность и правильность ранее выдвинутых выводов и предложений сквозь призму мнений технических специалистов и экспертов, не только нашей страны, но и казахских коллег, у которых уровень подготовленности и владения вопросом намного выше, что и продемонстрировали их презентации, а также международных консультантов.
Следует отметить, что эти встречи проводились в рамках Чу-Таласской межправительственной водохозяйственной комиссии, которая была создана в начале 0-х и деятельность которой автор отслеживал по мере возможности, принимая участие в некоторых ее заседаниях. Этот механизм межгосударственного сотрудничества по водным ресурсам весьма перспективен и может служить моделью для такого сотрудничества по р.Нарын-Сырдарья в рамках Международного Фонда спасения Арала (МФСА).
Что же запомнилось и какие ключевые моменты прошедших встреч вызвали наибольшее внимание и интерес?
В презентации международного консультанта приводились данные с космических спутников НАСА и говорилось о том, что регион Центральной Азии является одним из центров ярко выраженного потепления на поверхности Земли. Этот факт еще раз подтверждает то, о чем говорилось ранее в авторских статьях по данной теме, что наш регион является одним из наиболее уязвимых в глобальном масштабе.
Это обстоятельство требует, с одной стороны, более тесного и интенсивного сотрудничества среди стран региона для выработки совместных и согласованных действий по адаптации к изменению климата, с другой стороны, привлечения внимания международного сообщества и соответствующих финансовых ресурсов для практической реализации этих действий.
Очевидно, что в этом контексте приоритетное внимание должно быть уделено горным экосистемам региона как аккумуляторам водных ресурсов. Причем, это нужно делать как можно скорее, поскольку вышеприведенный тренд по таянию ледников и снежников с последующим значительным и резким сокращением водных ресурсов с каждым годом набирает свою скорость.
Этот вопрос также затрагивался в выступлении казахской стороны - представителя Казгидромета, который приводил в своей презентации данные моделирования, проведенного казахскими специалистами по рекам Чу и Талас, т.е. независимо от кыргызских специалистов.
Эти данные также свидетельствуют, что после относительной стабильности и даже возрастания стока водных ресурсов, вызванного таянием ледников и снежников, наступит период их резкого снижения. Однако наступление этого периода казахские коллеги прогнозируют на 30-е или 40-е годы, т.е. позже прогнозных оценок кыргызских специалистов, которые прогнозировали такой спад после 2025 года.
При этом также прогнозировался рост температуры атмосферного воздуха, но, к сожалению, не комментировалось к чему этот рост приведет в отношении состояния почв - основы сельского хозяйства в степных и полупустынных зонах Казахстана, также как и в других странах Центральной Азии.
Однако не нужно обладать большим воображением и можно представить к чему приведет этот рост температуры в нашем и без того аридном климате. Повышение роста температуры атмосферного воздуха наряду с изменением режима осадков приведет к снижению его влажности, что в свою очередь приведет к снижению влажности почвы.
С точки зрения экономических процессов это неизбежно и закономерно приведет к соответствующему снижению продуктивности растениеводческой и животноводческой продукции сельского хозяйства региона и повышению цен на них. Вопрос будет заключаться лишь в количественных параметрах этих процессов.
С точки зрения социальных процессов это приведет к росту напряженности в странах региона, и здесь вопрос будет заключаться лишь в степени и скорости нарастания такой напряженности.
С точки зрения политических, межгосударственных процессов это приведет к реализации того сценария о котором говорил президент Узбекистана и о котором говорилось выше. И, следуя логике этих процессов, неизбежно будет возникать образ внешнего врага, который, надо полагать, нехороший, сидит у истоков воды, думает только о себе и не делится жизненной влагой. Уже сегодня можно видеть элементы такой информационной компании-войны между странами-верховий и странами-низовий.
Кстати, по мнению некоторых аналитиков, аналитические публикации которых можно найти в Сети, в основе событий "арабской весны" лежит именно изменение климата, точнее, логическая цепочка процессов изложенных выше.
Запомнилась мысль одного эксперта, сказавшего, что вроде бы мы живем в одном регионе, но если взять официальные документы стран Центральной Азии по вопросам изменения климата и сравнить их, то может сложиться впечатление, что это страны из разных континентов.
И это действительно большая проблема - унификация и согласование получения информации, методик исследований и расчетов, процедур мониторинга и т.д., которая порождает проблему доверия к полученным и используемым данным. И это между техническими экспертами и специалистами, а что говорить между политиками. Все получается как в известных словах: "глухой глухому говорит, слепой слепого направляет, и каждый сон цветной глядит":
Весьма интересны меры-рекомендации по адаптации, предлагаемые экспертами и специалистами, задействованными в финском проекте, которые носят достаточно системный и конкретный характер и, по-видимому, основаны на уже готовых шаблонах, применяемых в других регионах мира, но адаптированных к специфике нашего региона.
Эти меры дифференцированы по блокам применительно к проблемам сельского и водного хозяйства, особо охраняемых природных территорий и расширенных лесопосадок в водоохранных зонах, стихийным бедствиям, вопросам межгосударственного сотрудничества, оптимизации сбора информации и ее распространения и др., они представляют интерес для специалистов в этих сферах и требуют дальнейшего изучения с целью их эффективности с точки зрения практической реализации.
Особого внимания заслуживают меры по следующим шагам в обозримой перспективе. В частности, дальнейшую работу предлагается сфокусировать на:
Обновлении прогнозов изменения климата и водности в соответствии с последними достижениями МГЭИК и региональных моделей.Расширении оценки уязвимости сельского хозяйства (продовольственная безопасность, влияние на урожайность, нормы полива), экосистем (водных и горных), опасных гидрометеорологических явлений (паводков, селей, оползней, засух и т.д.), климатических рисков и анализе качества и количества воды в трансграничном контексте.Совместной проработке и ранжировании мер и сценариев адаптации, оценке объема инвестиций, оценке затрат и выгод от адаптации, выявлении ресурсов и возможностей для финансирования.Согласования мер бассейнового масштаба на межгосударственном уровне.
Следует подчеркнуть, что в отчете по проекту отмечается, что в регионе Центральной Азии в целом, в том числе и в бассейнах рек Чу и Талас, осведомленность о влиянии изменения климата на водные ресурсы остается на низком уровне как среди граждан, так и среди лиц, принимающих решения. Отсюда неготовность на всех уровнях управления к участившимся природным катаклизмам, наносящим значительный ущерб экономике стран региона.
Таковы вкратце и в популярном виде основные и наиболее важные положения, достигнутые в ходе реализации и озвученные во время обсуждения итогов финского проекта. И если вдуматься в их содержание, они идут в русле тех идей и предложений, которые содержатся в ранее вышедших авторских публикациях, а также в письмах, направленных руководству страны и руководителям ряда министерств и ведомств.
Безусловно, предлагаемые меры по адаптации требуют дальнейшего осмысления и приоретизации, а также интеграции в текущую и планируемую работу правительства и соответствующих государственных органов страны.
Однако какими же должны быть следующие шаги по решению этих проблем в контексте вышеизложенного?
Обсуждению этих вопросов была посвящена вторая встреча, анализу которой будет посвящена следующая часть настоящей статьи. 3.03.2014