Как и в большинстве стран Центральной Азии , в Узбекистане правительственные чиновники и сотрудники сил безопасности сами принимают активное участие в контрабандных операциях с наркотиками. Об этом говорится в новом докладе «Внешняя помощь центральноазиатским армиям и силам безопасности» под авторством Дмитрия Горенбурга. Отчет был подготовлен для Стокгольмского международного института исследований проблем мира.
По мнению автора отчёта, режим Каримова сталкивается с рядом угроз , как внутренних, так и внешних. Режим стал рассматривать радикальные исламистские силы как серьезную опасность после взрывов в Ташкенте в 1999 году.
Убийство высших руководителей ИДУ коалиционными силами в Афганистане значительно снизило угрозу нападений радикальных исламских групп в последние годы , хотя правительство Узбекистана продолжает воспринимать радикальных исламистов как наибольшую опасность, стоящей перед страной .
По мнению автора доклада, степень угрозы от радикальных исламистов преувеличена режимом Каримова , чтобы оправдать свою политику подавления противников режима .
Контрабанда и торговля наркотиками также представляют проблему для Узбекистана, хотя и не на таком уровне, который угрожает выживанию режима .
Кроме того, как и в большинстве стран Центральной Азии, правительственные чиновники и сотрудники сил безопасности, сами принимают активное участие в контрабандных операциях .
Узбекистан имеет напряженные отношения с несколькими соседними государствами. Наибольший потенциал для конфликта с Таджикистаном , отчасти из-за сложной этнической политики , связанной с наличием значительных таджикских меньшинств в Узбекистане и узбекских меньшинств в Таджикистане. Узбекистан большую часть своей границы с Таджикистаном заминировал, якобы для защиты от вторжений ИДУ . Что еще более важно , эти две страны имеют долголетний спор относительно оплаты за экспорт энергоносителей и прав на воду.
Узбекистан угрожает закрыть свою границу с Таджикистаном если последний реализует планы по строительству новой ГЭС, которая может угрожать водоснабжению для узбекской хлопковой отрасли.
Отношения с Кыргызстаном страдают от очень похожих вопросов. Пограничные споры между двумя странами и размещения мин Узбекистаном вдоль границ также вносит напряженные отношения в последнее десятилетие. Узбекское меньшинство в Кыргызстане , с другой стороны, не стало источником межгосударственного конфликта . Узбекистан последовательно отказывался принимать меры по поддержке этнических узбеков в Кыргызстане, даже во время драматических событий 2010 года .
Военная мощь Узбекистана является второй по силе в регионе, после Казахстана. Узбекские ВС имеют меньше современного оборудования и не модернизировали свою учебную практику .
Всего расходы Узбекистана на оборону составляют по данным экспертов, примерно 2 млрд. долларов. Военные сосредоточены на улучшении своих возможностей , чтобы победить вызовы нерегулярных боевиков, прибывающих из-за рубежа или внутренних противников режима Каримова. Армия в настоящее время имеет около 40 000 кадров, разделенных на 11 моторизированных бригад , 1 танковая бригада , 3 артиллерийских бригад, и 1 ракетная бригада. Основная часть вооружения осталась от бывшего Советского Союза.
Военно-воздушные силы Узбекистана считаются довольно большим и хорошо оборудованными, хотя самолеты страдают от плохого состояния и отсутствия обновлений, в то время как пилоты в среднем имеют всего 10 часов налета в год. Пограничная служба Узбекистана настоятельно доверяет режиму Каримова, который обеспечил её современным вооружением и техникой для того, чтобы гарантировать, что границы страны защищены от проникновения исламистских радикалов и других повстанческих групп.
Служба национальной безопасности (СНБ ) оценивается как очень способная и хорошо оборудованная для борьбы с повстанцами.
Спецслужбы имеют 1000 сотрудников , которые отвечают за защиту высокопоставленных чиновников и стратегические объекты .
По словам президента Каримова, ключевые приоритеты для развития военной страны включают улучшение боеготовности и мобильности , модернизация оборудования, а также повышение профессионализма среди офицерского корпуса. Тяжелые пехотные подразделения считаются достаточными, чтобы выиграть любой потенциальный конфликт с Кыргызстаном и Таджикистаном. Хотя, система военной подготовки в стране, по-прежнему, базируется на советской модели .