CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Полноценного прорыва не получилось: об итогах IV Каспийского саммита в Астрахани

3 октября 2014

Ну вот и стал историей 4-й каспийский саммит в Астрахани. Правительственные делегации разлетелись по своим столицам, красные дорожки и символика встречи постепенно исчезают из Астраханского кремля. Пришло время подвести первые итоги встречи. Нынешний форум стал важной вехой в переговорном процессе по определению правового статуса Каспийского моря, но все же не привел к полноценному прорыву в переговорах. Тем не менее сторонам удалось согласовать три специализированных соглашения, а также важное политическое заявление. Последний документ определяет ключевые принципы взаимодействия на Каспии, которые, по мнению участников переговоров, позволят уже к следующей встрече в Казахстане вплотную подойти к принятию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Попробуем разобраться, почему переговорный процесс, несмотря на всеобщее стремление к консенсусу, движется так медленно. 18 лет назад в столице Туркменистане Ашхабаде на встрече министров иностранных дел пяти прикаспийских государств было принято решение о создании переговорной площадки для обсуждения международно-правового статуса Каспийского моря. Специальная рабочая группа такое название получил этот пятисторонний переговорный формат на уровне заместителей министров иностранных дел. Необходимость в создании такой площадки была обусловлена в первую очередь серьезными разногласиями «каспийской пятерки» (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Азербайджан) по вопросу принципа раздела и освоения крупнейшего внутриматерикового водоема коим является Каспийское море.

Последние триста лет, начиная с Каспийского похода Петра Первого в 1722-1723 гг. и подписания по его итогам Петербургского трактата, статус Каспия решался двумя игроками Ираном (до 1935 года Персия, после 1979 - Исламская республика Иран) и Российской Империей (после 1922 года СССР). Но даже между двумя соседями время от времени происходили войны за передел сфер влияния в регионе, были периоды охлаждения в отношениях. До падения Российской империи юридическую базу статуса Каспия составляли Гюлистанский (1813) и Туркманчайский (1828) договоры по итогам русско-персидских войн. Оба соглашения до сих пор недобрым словом вспоминают в Иране, так как согласно этим документам, Персия лишилась своих владений на Южном и Северном Кавказе. Следующим этапом становления статуса моря стал уже советский период. В условиях фактического непризнания на западе и изоляции со стороны европейских стран молодая коммунистическая республика совершила свой «восточный бросок». В начале 20-х годов прошлого столетия были подписаны договоры о сотрудничестве с Турцией, Афганистаном и Ираном. Договоренности с Тегераном от 1921 года стали основой статуса Каспия на 70 лет. Советско-иранские соглашения, дополненные в 1927 и 1940 гг., давали Каспию статус закрытого моря, деятельность на котором была разрешена только двум прибрежным странам. При этом советско-иранские договора никак не регламентировали вопросы добычи нефти и газа.

Распад СССР и появление трех новых независимых игроков в регионе Азербайджана, Казахстана и Туркменистана кардинальным образом изменили международно-правовую ситуацию на Каспии. Правопреемники прежних соглашений по морю, Россия и Иран, предлагали совместное освоение его ресурсов по принципу «кондоминиума». Предполагалось создание пятисторонней компании с равным долевым участием по 20% акций у каждой из стран, которая и занималась бы разведкой и добычей природных ресурсов. Но для новых независимых государств самостоятельное освоение запасов нефти и газа, сосредоточенных в регионе, было одним из важнейших условий обеспечения суверенитета. В появлении новых независимых игроков на энергетическом рынке также были крайне заинтересованы правительства западных стран и ведущие мировые нефтяные корпорации. Совпадение этих интересов и привело к подписанию в 1994 году в Баку так называемого «Контракта века» между правительством Азербайджана и консорциумом в основном западных компаний на освоение крупного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли». А уже в 1995 году Азербайджан принял новую Конституцию, закрепляющую за республикой прилегающий сектор моря. Таким образом, Баку сделал первый серьезный шаг в продвижении именно секторального раздела моря. В условиях фактически начала освоения запасов углеводородов с участием иностранных компаний российская дипломатия предложила еще один компромиссный вариант раздела Каспия. В 1996 году МИД РФ предложил оставить под контролем прибрежных стран 45 миль акватории и дна моря, прилегающих к берегу, а также месторождения, на которых уже было начато освоение. Но и это предложение не нашло поддержки у каспийских соседей. В итоге Россия согласилась на секторальный раздел дна моря в интересах недропользователей. К 2003 году были подписаны соответствующие соглашения между Москвой, Астаной и Баку о разграничении дня северной части моря по серединной модифицированной линии.

Иран неоднократно заявлял, что не признает договоренности по северному Каспию и остается на позициях советско-иранских договоренностей, в крайнем случае, согласен на равный раздел, по 20% акватории и дна каждой из стран. Туркмения занимает промежуточную позицию, не соглашаясь окончательно на секторальный раздел дна из-за спора о пограничном месторождении «Сердар» («Кяпаз» - азербайджанское название).

Таким образом, к ключевому вопросу определения статуса Каспийского моря пятерка стран подходит по-разному. Но соседи не «заморозили» диалог по другим вопросам взаимодействия на море. Более того, стороны, несмотря на противоречия по главному вопросу, успешно и продуктивно ведут диалог по другим направлениям. Это и является самым позитивным моментом каспийского диалога и доказательством эффективности работы Специальной рабочей группы.

К настоящему моменту проведено 38 заседаний группы, последняя состоялась несколько дней назад в Москве и была финальным этапом подготовки к Четвертому Каспийскому саммиту на высшему уровне, который и прошел в Астрахани 28 и 29 сентября.

Предыдущие встречи лидеров «Каспийской пятерки», за исключением, пожалуй, первой встречи в Ашгабаде в 2002 году, были очень результативными. В Тегеране в 2007 году стороны приняли Декларацию, содержащую 25 пунктов. Важным итогом встречи на иранской площадке стало признание Каспия - «морем мира», а также обязательства взятые на себя сторонами не использовать вооруженные силы для решения споров и не предоставлять свою территорию третьим странам для агрессии против соседей по морю. В Баку в ноябре 2010 года была принято Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, регламентирующее сотрудничество пятерки по обеспечению невоенной безопасности: борьбы с трансграничной преступностью, браконьерством, наркотрафиком и по другим вопросам. В активе Каспийской пятерки также есть рамочная конвенция о защите морской среды Каспийского моря, своеобразная «дорожная карта» для защиты экологии на море.

По итогам встречи в Астрахани были подписаны три отраслевых соглашения по защите биоресурсов, предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также сотрудничеству в сфере гидрометеорологии. Ожидалось, что российская сторона как хозяйка форума сумеет придать новый импульс обсуждению и реализации своих прошлых инициатив. Например, начать реальные шаги по совместному обеспечению региональной безопасности путем формирования совместной военной группировки на море, или создание организации экономического сотрудничества для Прикаспийских стран. Сейчас, когда напряженность вокруг Ирана спадает и снимаются ряд санкций со стороны США и их союзников, а сам Тегеран активно развивает торговлю с северными соседями - есть необходимость в подобного рода объединении. Возможно в переговорах эти вопросы поднимались, но никакого решения по ним предложено не было.

Ключевым же результатом встречи стало политическое заявление, подписанное всеми главами государств, закладывающими основные принципы взаимодействия на Каспии и его раздела.

В этом документе прописаны обязательства, которые берут на себя прибрежные страны для сохранения в регионе атмосферы добрососедства и конструктивного сотрудничества. Как отметил российский президент, благодаря выработке данного политического заявления, подписание Конвенции может состоятся уже на следующем 5-м саммите. В заявлении в частности определена ширина исключительной экономической зоны, на которую распространяется суверенные права прибрежных государств, размер ее составит 25 миль. Также подтверждены предыдущие договоренности о использовании Каспия судами только прибрежных стран, о недопущении размещения военных сил третьих стран в регионе.

К положительным результатам также можно отнести решение о проведении следующей встречи в Казахстане, причем Нурсултан Назарбаев предложил не откладывать его и встретиться уже через два года, в 2016 году. В этом же году запланировано проведение масштабных учений служб пяти государств по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, сделан серьезный шаг в процессе определения международно-правового статуса Каспийского моря, но впереди еще предстоит большой объем совместной работы.

Станислав Притчин

caspiania.org

Предыдущая статьяФактор присутствия внерегиональных сил в Каспийском регионе как угроза консенсусу прикаспийских государств относительно международно-правового статуса Каспия.
Следующая статьяНАТО уйдет из Афганистана через Закавказье