Помощник госсекретаря США Дэниел Розенблюм по Центральной Азии из Брюсселя (Бельгия) накануне дал интервью в телефонной пресс-конференции СМИ Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана.
По его словам, сообщает CA-NEWS, он совершил туры во все пять стран региона, и подошло время сделать некоторые выводы.
- Я знаком с регионом, так как 17 лет работал с ЮСАИД и посещал все 5 стран до этого. Но я хотел посетить все 5 стран в моей новой должности. Сейчас я чувствую, что могу сделать некоторые общие выводы и разделить эти перспективы со СМИ.
В первую очередь я хочу сказать, что в столицах, где я был, я услышал несколько сигналов. Первый сигнал, который я ясно услышал - мы хотим стабильности, мы хотим предсказуемости. Я это слышал не только от представителей государственных органов, но и представителей неправительственного сектора, бизнеса.
Я также ясно услышал некоторую обеспокоенность событиями в регионе, включая обеспокоенность ситуацией в Афганистане после окончания международной антитеррористической миссии. Также я услышал обеспокоенность событиями на Украине и что это может значить для каждой из стран региона.
Другой важный сигнал - мы хотим сохранить независимость и суверенитет, а также свободу выбора. Центральноазиатские страны горды своей независимостью и не хотят вмешательства в свои дела.
Наконец, последний ясный сигнал - страны региона хотят более глубоких и широких отношений с США. Они хотят отношений во многих сферах и их расширения во многих отношениях. Это включает в себя отношения в сфере безопасности, экономики, сотрудничество посредством торговли, а также то, что я называю народной дипломатией людей.
Мой ответ моим коллегам был следующим: мы, США, разделяем те же интересы, нам важна стабильность в Центральной Азии (ЦА), это важно с точки зрениях наших национальных интересов.
У меня была возможность в ходе визита объяснить, что из-за географического расположения ЦА на пересечении Азии и Европы, и потому что она граничит со многими большими странами, с которыми Америка имеет важные и сложные отношения, у нас есть интересы, и мы думаем об этом.
Я также сказал, что Америка не хочет, чтобы страны ЦА стали прибежищем для террористических групп. Мы хотим расширить наши отношения в области безопасности так, чтобы мы могли совместно противостоять нашим общим угрозам - терроризм, перевозка наркотиков. Мы также обсуждали появления Исламского государства (ИГИЛ).
Я также сказал, что мы хотим расширения экономических отношений, увеличения двухсторонних торговых возможностей, что позволит усилить отношения внутри региона между странами.
Я также отметил, что мы хотим усилить наши отношения и адресовать нашу обеспокоенность относительно того, что мы называем человеческим измерением - это поддержка реформам, соблюдение прав человека, так как это часть наших отношений с каждой страной региона.
Наконец я сказал, что мы всеми возможными средствами будет поддерживать независимость стран ЦА и их территориальную целостность. Мы будем делать это на взаимовыгодных условиях. Это не будет эксклюзивными отношениями.
Хочу подчеркнуть последнюю мысль - мы не требуем эксклюзивности, мы не требуем, чтобы страны ЦА имели отношения только с нами и ни с кем другим.