Хотя ИГИЛ еще не совершало никаких нападений в Афганистане, его попытка расширить сферу своего влияния на Центральную и Южную Азии вызывает тревогу, говорят аналитики.
ПРОВИНЦИЯ ДЖАУЗДЖАН, Афганистан - После неоднократных отрицаний, афганские чиновники признают, что «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) появилось на севере.
Пресс-секретарь министерства внутренних дел Афганистана Седик Седикки 10 февраля признал наличие ИГИЛ на «Радио Свободный Афганистан», говоря, что «[ИГИЛ] или те люди, которые называют себя [ИГИЛ] активны в некоторых областях, и наши разведывательные данные подтверждают это, и мы не можем этого отрицать».
Приверженцы ИГИЛ появились в Фарьяб, Джаузджане и в других северных провинциях, говорят власти.
Экстремисты, вытиснутые из Северного Вазиристана, Пакистан, пакистанской армией в операции «Зарб-э-Азб», которая началась в июне прошлого года, нашли убежище в Афганистане два или три месяца назад, говорят афганцы.
«Когда члены ИГИЛ только появились здесь несколько месяцев назад, они были малочисленны и себя не афишировали, но сейчас ситуация изменилась, - сказал Шамердангулы Мырады корреспондент туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) 13 февраля. - "Джихадисты" подняли свои флаги в некоторых районах и не скрывают свою принадлежность к ИГИЛ».
ИГИЛ в северном Афганистане насчитывает около 600 членов, сообщил РСЕ/РС начальник полиции провинции Джаузджан, генерал Факир Мохаммад Джавджани, хотя он отметил, что эти цифры относятся к уже ныне активным талибам, переключающим свою верность, а не к новым, прибывающим боевикам.
Боевики ИГИЛ также недавно появились в округе Алман провинции Фарьяб, вдоль границы Туркменистана, сообщил РСЕ/РС афганский сенатор Гульмухаммад Расули.
Кто стоит под черными флагами?
Воинствующие группировки не идентичны, считают аналитики, утверждая, что Талибан, Аль-Каида, Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и другие признанные террористические организации все выражают различные уровни агрессивности.
ИГИЛ, вероятно, привлекает наибольшее количество экстремистских представителей более старших террористических движений, заявил старший корреспондент РСЕ/РС Абубекир Сиддики в октябре, добавив, что другие в этих группировках не разделяют фанатизм ИГИЛа.
ИГИЛ в провинции Джавджан, кажется, переживает «инкубационный период» спокойного наращивания сил, по мнению аналитиков, которые уподобляют его росту ИГИЛ в Ираке и Сирии, прежде чем оно начало свои нападения.
«Подчиняя себе талибов и других близких по духу боевиков, ИГИЛ накапливает силу», - сказал Мырады, подчеркнув, что увеличение численности ИГИЛ не может не отразиться на ситуации на границе с Туркменистаном.
В прошлом году , афганские талибы убили нескольких туркменских пограничников в двух засадах.
Угрозы: как виртуальные, так и реальные
Прибытие ИГИЛ на север Афганистана и его усилия сплотить различных боевиков под своим флагом усугубили информацию о том, что боевики угрожают всей Центральной Азии.
Некоторые аналитики начали предсказывать, как будет развиваться ситуация, в том числе отмечать потенциальные мишени - местоположения и страны - для террористов. ИГИЛ также могут воспользоваться пропагандой, публично заявляя о своем присутствии на севере Афганистана.
Тем не менее, Сиддики из РСЕ/РС скептически относится к способности ИГИЛ привлечь кого-либо, кроме самых фанатичных боевиков, также сомневается в его способности повлиять на общественность Центральной Азии.
ИГИЛ стоит перед явной тупиковой ситуацией в попытке расшириться до Центральной Азии, сказал он, пояснив, что его экстремистская версия ислама несовместима с исламом, которому веруют в Центральной Азии.
Кроме того, ни одна страна в регионе не находит присутствие ИГИЛ стратегически полезным или угодным, сказал он.
Афганские чиновники единогласны: ИГИЛу не добиться успеха в пускании своих корней в регионе.
Правительство сохраняет контроль над северными районами, где боевики накапливают силы, говорят чиновники, добавив, что силы безопасности держат ситуацию под контролем.
«Где бы они не действовали, мы уничтожим их и не дадим им возможности стать активными в Афганистане», - сказал Седдики, представитель Министерства внутренних дел.
«Правительство осуждает убийства и преследования гражданских лиц, будь эти деяния совершены боевиками Талибана или [ИГИЛ]», - заявил глава Афганистана Абдулла Абдулла журналистам ранее в этом месяце.
Ни одна группа не добьется власти, убивая невинных гражданских лиц и терроризируя народ, сказал он. "Тирании и жестокости нет места в исламе, и афганцы не примут пыток».
Джумагулы Аннаев