Отмененный в конце прошлого года Южный поток и провозглашенный как альтернативный проект XXI века газопровод с российским сырьем в сторону Турции вызвал резкие изменения во всем энергетическом раскладе, как в регионе Каспия, так и ближнего Средиземноморья. Европейские страны вдруг поняли, что Россия может плюнуть на все их выкрутасы с Украиной и развернуться в сторону Турции, с которой Брюсселю будет на будущее договариваться о чем-либо намного сложнее, чем с Москвой.
И вот прошла пара-тройка месяцев, по результатам которой можно уже примерно сориентироваться как с чисто политически-показными шагами, которые были предприняты двумя странами в плане осуществления Турецкого потока, так и реально экономически и финансово оценить подробности прокладки возможного трубопровода. Одновременно к российско-турецким газовым мотивам добавились азербайджанские планы (проект ТАНАП), а теперь вполне возможно, хотя пока и чисто теоретически, иранские сюжеты.
Пока непонятно, что вообще дальше будет с иранскими энергопланами, а поэтому посмотрим на чистую прагматику: каковы перспективы на сегодняшний день осуществления Турецкого потока, кто ему в этом может помешать и чем это все обернется для региона Каспия.
Итак, провозглашенный как альтернатива украинскому транзитному беспределу Турецкий поток в газовом масштабе пока остается чисто политической затеей. Работы там пока не ведутся, согласования продолжаются, а вокруг самого проекта трубопровода нарастает политическая и иная напряженность. Прежде всего, надо учесть следующее: насколько Турция вообще серьезно заинтересована в этом проекте, и в какой степени на нее можно будет надавить извне.
Многие эксперты в этой связи обращают внимание на то, что у Турции большая армия, она член НАТО, пока вроде как не раздумала вступать в Евросоюз, соответственно ее всегда можно припугнуть разными нажимами-санкциями и прочими действенными инструментами со стороны, как самих Соединенных Штатов, так и единых европейцев. Между тем не стоит сбрасывать со счетов невероятно выросшую за последние несколько лет самовлюбленность в саму себя турецкой элиты. И весьма жесткие планы нынешнего президента страны Т.Эрдогана по выдвижению Турции в ведущие государства региона.
Кто-то называет подобный курс воссозданием Османской империи, кто-то видит в этом просто новый прагматизм Анкары, но сути дела это не меняет. Турки, если захотят, любой проект - да тем более через свою территорию, продавят, и никого слушать не станут.
Что может сыграть здесь свою роль в изменении позиции Турции - так это какие-то уж очень весомые коврижки, которые ей могут предложить как западные союзники, так и возможное открытие энергетического сотрудничества с Ираном. Однако здесь сразу несколько «но», которые ничему особо прорывному именно на турецком энергетическом направлении произойти просто не дадут.
Для начала напомню, что никто и никаких санкций с Ирана не снимал и не снимет на обозримую перспективу. Поэтому любые так называемые иранские энергетические потоки, которые могли бы составить конкуренцию российским на турецкой территории - пока что плод больного воображения что экспертов, что вполне с виду серьезных политиков.
Далее - Турция очень заинтересована сейчас в проекте с Азербайджаном, который уже осуществляется, реален и по деньгам, и по поставкам, и какими бы не были расклады по всем остальным направлениям, газопровод ТАНАП Турция будет доводить до ума. А значит те объемы, которые там заложены, слишком малы, чтобы в какой-то степени конкурировать с российским газопроводом в Турцию.
Именно эта чисто коммерческая выгода для Турции является на сегодняшний день основным приоритетом. Если с Ираном любые газопроводы да подсоединение ко всему этому еще месторождений в Ираке - чистая теория, то с Россией все реально сделать на практике, и сравнительно быстро. Нужна только сильная политическая воля и личный контроль со стороны первых лиц, чтобы дело было сделано как можно скорее и с максимальной отдачей.
То, что Соединенные Штаты могут теоретически использовать именно иранский угол для борьбы с российскими энергоносителями в Европе - давняя затея, но малоосуществимая, что в принципе для региона Каспия неплохо. Та же Турция отнюдь не горит желанием взаимодействовать с иранцами по энергетике, учитывая очень сильные политические трения, которые имеются между суннитской Анкарой и шиитским Тегераном, как в Сирии, так и в других точках, включая Ливан, Ирак и Йемен.
Не будем забывать о том, что Иран на все эти рынки не пустит еще одна страна - Израиль. Б.Обама может заключать какие угодно сделки с иранскими переговорщиками, но для Израиля главное - это вывести Иран из какой бы то ни было что ядерной, что энерегетической схемы, которая касалась бы Передней Азии и Ближнего Востока. А для этого Ирану будут во всем мешать и по энергетике, и уж тем более по срыву его ядерной программы.
Теперь посмотрим на самих газовых клиентов XXI века - европейцев, которые делают все, что только можно, чтобы уже не первый год срубить толстый и надежный сук, на котором они десятилетиями уютно восседали - поставки советского, а затем и российского природного газа. Чем им мешают налаженные и отработанные маршруты поставок из России, насколько все эти страны политически суверенны - оставим за рамками дискуссии. Обратим внимание только на чистую прагматику цифр закупок европейцами газа в России за два последних года.
Так вот, при всех своих политических истериках и подпеваниях позиции США, попытках выкручивать газовые руки России то со скидками, то с какими-то третьими-четвертыми энергопакетами, Евросоюз закупил в 2013-14 годах именно в России, а не на Занзибаре или в Катаре рекордные объемы природного газа. Теоретически, если послушать многочисленных еврокомиссаров, то Россия для них чуть ли не исчадие газового ада, и страна, которая им все время вроде как чего-то там навязывает. А значит, по их мнению, от ее энергетического диктата нужно как можно скорее освободиться.
А что Европа делает на практике? А тут она буквально снимает с себя нижнее белье и бежит навстречу ненавистной России семимильными прыжками - покупает тот самый газ, от которого она же якобы чрезмерно зависима, и даже Америка со многими политическими и экономическими коврижками, предлагаемыми европейцам, ничего с реалиями повседневной жизни сделать не в состоянии.
То есть если называть вещи своими именами, то без именно российского газа Европе как минимум 5-7 лет точно не обойтись. Даже если будет проложен трубопровод ТАНАП из Азербайджана, и даже если Турецкому потоку будут всячески мешать перекидывать российский газ в Турцию. Стоит также учесть, что Турция сама готова увеличивать свои потребности в закупке газа, что выгодно как России, так и Азербайджану. В то время как единая Европа по-прежнему намерена играть в политические жмурки, и держать продавцов газа все время на переговорном крючке.
Что в данной ситуации реально: что по проекту ТАНАП, что с российским Турецким потоком все можно делать постепенно - строить одну-две ветки газопровода, причем оперативно, и смотреть какие будут на самом деле туркам нужны объемы закупаемого газа, и какая на тот момент будет складываться, как мировая энергетическая конъюнктура, так и политический расклад в регионе.
Турция, как клиент, одновременно выгодна что для России, что для Азербайджана и для того, чтобы не быть связанными только с переменчивыми по своему политическому поведению европейскими странами. Да, там есть целая группа государств, заинтересованных теоретически в сохранении что российского, что каспийского энергетического присутствия на своей территории. Но вот ведь в чем дело. Почти все они, так или иначе, либо вошли в Евросоюз, либо туда мечтают попасть. А значит все они практически лишены при решении важнейших для себя энергетических вопросов элементарного политического суверенитета. И в отношении России и ее газовых поставок они напрямую будут проводить ту политику, которую им навяжут и Брюссель, и что куда существеннее - Вашингтон. А вот взаимодействуя с Турцией, многие из подобных поведенческих рисков точно уйдут на второй план.
К тому же и Баку, и Москва пока находят общий язык с турецким руководством в отличие от европейских партнеров. Да и серьезных конкурентов для азербайджанского и российского газа на европейских рынках пока не просматривается. Как уже упоминалось, Иран на эти рынки если и попадет, то еще очень не скоро, а Туркменистан, тот же Иран с Россией под Каспий со своими трубами не пустят. Хотя будь между Ашхабадом, Москвой и Баку взаимный интерес и тесное сотрудничество, то все эти трубопроводы давно можно было куда угодно проложить, и к взаимной, между прочим, выгоде.
Теперь оценим вероятность американских поставок в Европу сжиженного газа, о которых ведутся разговоры уже больше трех лет, но ровным счетом ничего в этом направлении пока не сделано. Для Соединенных Штатов потенциально выгодными по деньгам клиентами являются страны Азии, а вовсе не Европы. Но в Вашингтоне очень многое делается всегда в угоду именно политике, а не трезвому финансовому расчету.
Поэтому теоретически в Европу за 2-3 года можно в принципе наладить поставки из портов восточного побережья США к берегам Франции и Испании. Вот только нужно ли это, и кому? В этом случае американское правительство должно будет просто командирским методом заставить частные энергетические компании своей страны торговать с европейцами себе в убыток, но зато вытеснить с европейских рынков как российский, так и каспийский газ.
С учетом того, что у нынешнего президента США в запасе осталось времени пребывания в Белом доме всего-ничего, на подобное он вряд ли решится. Для того, чтобы все эти поставки наладить, Соединенным Штатам надо будет строить газовые терминалы, закупать танкеры-газовозы, тоже самое делать европейцам на своей стороне Атлантики, и никто и никаких денег под все не только не выделит, но и даже не пообещает.
Опять-таки, можно в этой ситуации сделать и многое, что будет явно претить элементарной политической и экономической логике. Подтолкнуть, к примеру, Иран к тому, чтобы он начал своим газом демпинговать на европейских рынках, наобещать тем же европейцам американские поставки сжиженного газа, организовать поставки в Европу сжиженного газа из Катара и договориться с теми же Саудовской Аравией и Катаром насчет того, чтобы какие-то при этом покрывать финансовые издержки у покупателей. Но все эти варианты - практически на нуле в плане реального, а не теоретического осуществления. И в Европе, и в США об этом неплохо осведомлены.
Таким образом, вариантов каспийского подкопа против Турецкого потока по-прежнему есть несколько. Это и иранские поставки газа через Турцию к странам Южной Европы, и вывод туркменского газа под Каспием через Азербайджан и далее все на ту же Турцию и европейских потребителей. И угроза введения закулисных санкций против Турции, если она будет и дальше сохранять свою приверженность затее с разворотом российских поставок газа на свою территорию в качестве транзитного пункта.
Все эти варианты, если внимательно их проанализировать - из разряда политических авантюр, каждая из которых может быть сорвана как самой Россией, так и Турцией. Но проблема нынешних международных отношений состоит в том, что простейшая логика, чисто разумное понимание что можно спокойным и доверительным взаимодействием сделать странам при сотрудничестве друг с другом, все чаще уступает место безрассудству, как региональных, так и далеких от того же Каспия политиканов.
И, к большому сожалению, как раз именно этот факт при рассмотрении будущего Турецкого потока и газовых поставок в Европу через Турцию с каспийских берегов никогда нельзя полностью сбрасывать со счетов.
Автор Юрий Сигов (Вашингтон)