CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Зачем Роухани собирается реорганизовать кабинет министров?

3 июня 2015

После ряда заявлений пресс-секретаря президента ИРИ Мохаммадбагера Ноубахта, слухи о реорганизации правительства стали реальными. Уже долгое время в политических кругах обсуждается вопрос о том, что президент Исламской Республики Хасан Роухани намеревается переформатировать кабинет министров. Однако ясно, что стоящая перед правительством и лично Роухани проблема намного серьезней, чем просто реорганизация. Вчерашние друзья и политические союзники не высказываются только из-за политической целесообразности, а сегодняшние враги и противники радуются чрезмерному реалистичному подходу Роухани для того, чтобы повторить опыт Рафсанджани и Ахмадинежада. Роухани не полагается на гражданское общество как Хатами и не контролирует административные структуры как Ахмадинежад. На сегодняшний день силы, которые широко внедрил в различные правительственные структуры прежний президент, остаются на своих постах и ждут указаний своих руководителей. Некоторые министры, в свою очередь, независимо от предупреждений и недовольства Роухани, реализуют различные собственные проекты. А между тем сторонники и сподвижники Роухани имеют дурную политическую славу и ведут его по пути, в котором у него нет смелых, мудрых помощников и тактиков.

Умеренное или переходное правительство?

Несмотря на то, что правительство Роухани считает себя умеренным, его противники имеют иное мнение. Некоторые реформисты и консерваторы рассматривают правительство Роухани в качестве переходного, которое является для них возможностью возвращения в политику в ближайшем будущем. Они определяют свои отношения с правительством Роухани как тактические и краткосрочные, а не стратегические и долгосрочные.

Подобная проблема на политическом поле Ирана новая и неизвестная. Некоторые лица ради продления присутствие в политике и продвижения своих политических и экономических интересов, предпочитают связываться с группами и центрами власти, которые уже успели укрепить свои позиции и являются стабильными. Когда Ахмадинежад понял это, он попытался стать независимым полюсом, что вызвало резкую реакцию у консерваторов. Мохаммад Хатами, в свою очередь, попытался решить эту проблему путем сотрудничества с гражданским обществом. Хашеми Рафсанджани вначале попытался на основе терпимости и толерантности работать с крайними консерваторами, но в итоге тоже стал опираться на гражданское общество, и дорого заплатил за этот свой выбор.

До сих пор Хасан Роухани демонстрировал весьма противоречивую политику. Временами он говорит о проблемах гражданского общества, от вооруженных сил он требует вместо осуществления ислама осуществлять закон. Он говорит: «Задача государства не отправлять людей на небеса, причем силой». Однако на деле он вполне терпимо относится к крайним консерваторам, а некоторые его министры в своих речах делают заявления, которые по душе крайним. Можно заметить, что Роухани вместо гражданского общества выбрал сделку с умеренными консерваторами.

Не случайно на прошлой неделе был поднят вопрос о коалиции сторонников правительства и консервативных фракций. В политической сфере естественно, что по мнению некоторых, вместо удовлетворения требований различных групп и лиц, достаточно удовлетворить требования основной группы сил. Эта теория давно известна. Однако вопрос в том, почему Рафсанджани и Ахмадинежад поняли, что этот подход не работает в долгосрочной перспективе? Потому что тот, чья власть больше, имеет меньшую волю для соблюдения соглашений и нарушает их, когда захочет. В то время, когда Ахмадинежад выступал на правах сильной стороны, у него не было проблем. Но как только он захотел стать самостоятельным, то сразу столкнулся с препятствиями и ограничениями такой степени, что в одном из телевизионных эфиров сказал: «Я уже давно исключен из системы управления ядерной программой».

Ядерная программа, которая может стать для Роухани прекрасной возможностью, одновременно является и большой угрозой. По какой разумной причине противники позволят Роухани использовать ядерную программу в свою пользу? После заключения Лозаннского соглашения многие открыто отказались от поддержки группы переговорщиков по ядерной программе. С этой точки зрения можно сказать, что Роухани ценой своего кредита доверия и возможностей решил проблему, которую создали его противники. Но даже при этом все еще неизвестно, смогут ли они впустить Хасана Роухани во все внутренние дела?

Кулуарные защитники умеренности

Когда в свое время бытовало мнение, что в окружении Хасана Роухани нет смелых и эффективных деятелей, крайние консерваторы обвиняли авторов в подстрекательстве и провокационной деятельности. Но и теперь, по мнению автора, ситуация не изменилась и не идет на пользу Хасану Роухани, а делает его еще более одиноким в своем деле. Дошло до того, что вчерашние его союзники на выборах единогласно высказывают протесты в кабинете министров.

Некоторые союзники Хасана Роухани отрицательно повлияли на его имидж. Одна из главных проблем в том, что крайние консерваторы считают для себя опасными ряд его сторонников и считают их присутствие в правительстве опасным для себя. Поэтому были предприняты все возможные действия для устранения и ограничения их деятельности, что вызвало глубокое разочарование у умеренного правительства.

Второй отрицательный фактор - это внутренний разлад среди умеренных сил. Ряд вполне компетентных лиц был отстранен от деятельности только из-за идеологических разногласий с президентом. Вместо них были назначены люди, которые не заслуживают своей должности, но были выбраны благодаря своей позиции.

Третий фактор - несогласие ряда консерваторов с представленными кандидатами в кабинет министров и администрацию президента, и их вотум недоверия некоторым министрам.

Совокупность этих трех факторов заставила сторонников диалога и умеренности уйти в кулуары. Сторонники правительства не имеют большого влияния на СМИ и не присутствуют во многих сферах. Подобные действия вызвали сильное разочарование у общественных активистов, ожидавших от правительства решительных действий и перемен.

Риск для умеренного правительства

Умеренному правительству в нынешних условиях вместо удовлетворения своих различных сторонников, в том числе реформистов, считающих победу Роухани на президентских выборах результатом своей поддержки, следовало бы заключить сделку со своими противниками или же с умеренными консерваторами, чтобы без каких либо серьезных вызовов реализовать хотя бы половину своих целей.

При подобной сделке основными совместными задачами будут ядерная программа и улучшение экономического положения в стране. Умеренное правительство и консерваторы одинаково заинтересованы в решении этих двух серьезных задач (так же, как все политические силы, т.к. эти вопросы имеют общенациональный характер). Уступки и взаимодействия дадут возможность близким к реформистам силам пройти на выборах и продолжить свою деятельность в Меджлисе.

В условиях, когда правительство не может стопроцентно реализовать свои задачи, в случае подобной сделки, сможет осуществлять хотя бы часть из них. В случае заключения такой сделки правительство получит больший доступ к экономическому рынку, а после снятия санкций у него появится больше возможностей укрепить свои позиции и получить голоса низшего сословия населения на следующих выборах. Средний политический класс сегодня бессилен перед консерваторами и не может отдать свой голос за умеренного кандидата, а так правительство сможет без необходимости консервативной элиты и без препятствования им в следующих выборах одержать победу и освободиться от клейма «переходного правительства».

В подобной предположительной сделке, такие чувствительные вопросы, как политзаключенные, политическая свобода, права человека и т.д., просто снимаются с повестки дня, и правительство либо должно молчать об этих вопросах, либо максимально ограничить высказывания на эти темы. Однако если предположить, что правительство также захочет вступить в подобную сделку, то все равно, экономический кризис - это такая «бездонная бочка», выбраться из которой не хватит десятилетия, не говоря о существовании умеренного правительства. Возможно к тому времени двустороннее правительство настолько сплотится, что сможет решать уже и внутренние вопросы вместе, но для этого нужно обоюдное согласие.

Подобный выбор, зафиксированный на бумаге, будет выгоден обеим сторонам. Правительство получит возможность безо всяких особых кризисов продолжить свою деятельность, а для другой стороны будет выгодно, что их противники и конкуренты среди реформистов и зеленого движения сами отойдут в сторону, а также получится решить ядерную проблему руками своих соперников и возложить на них все возможные расходы.

Учитывая, что многие видят экономическое развитие на основе политического, то подобная сделка весьма уместна. Она обеспечит широкие возможности для экономического пространства, в долгосрочной перспективе поможет укреплению среднего класса, а для умеренного правительства создаст благоприятные условия для реализации своей политической программы. Однако, подобный союз имеет и свои риски, такие как: 1. Есть ли гарантия, что сильные противники будут верны своему слову и не нарушат договоренности? Если следовать логике власти, то более сильные имеют больше желания нарушить соглашение. Чтобы решить проблему с обманом, следует установить концепцию сдерживания, т.е. создать инструменты для сдерживания сторон договора. Остается определить, каким будет инструмент умеренного правительства - внешняя политика или экономика?

Как показывает прошлое, ни одна из сторон не может отказаться от своих каких-либо решений и пойти на уступки. Поэтому иметь свою основу в обществе единственный эффективный метод. 2. Дело не в количестве лиц, участвующих в политических процессах, а в их влиянии на общественное мнение и избирателей. И, конечно, в конкурентах. Если конкуренты смогут исключить из умеренного правительства таких влиятельных людей, то смогут оказывать давление на Роухани и получать от него свою выгоду. 3. Соперники Роухани не доверяли в свое время Ахмадинежаду, тогда как они могут доверять действующему президенту, который еще более сложная персона? 4. Конкурентов беспокоит треугольник «Роухани-Хатами-Рафсанджани». Все усилия конкурентов направлены на то, чтоб не допустить его формирование. Только вне такого треугольника будет возможно контролировать Роухани. 5. Иранская политическая система склонна к поляризации в пользу более сильного крыла. Поэтому, неизвестно, смогут ли в критической ситуации некоторые лица остаться в стороне?

Есть и другие причины, доказывающие большой риск подобной сделки. Опыт последних десятилетий доказывает, что подобные неписаные соглашения часто заканчиваются в пользу более сильной стороны. Поэтому умеренное правительство должно быть очень осторожным в своих отношениях с другими политическими направлениями.

Информационно-аналитический портал «Сахамньюз» (Иран)

Перевод Иден Евстратовой

caspiania.org

Предыдущая статьяВ ЦентрАзии осуществляют деятельность свыше 15 террористических группировок и организаций политического ислама
Следующая статьяЭнергетическая западня для Атамбаева