Прошло уже тридцать семь лет с событий, ставших известными как Исламская революция. На протяжении всех этих лет женщины Ирана так и не смогли удовлетворить своих требования. Почему?
Несмотря на лозунги правящего режима о том, что положение женщин в обществе, в семье защищается, сохраняется ее традиционная роль в социуме. Мы видим, что за все эти годы положение с правами женщин в исламском Иране не только не улучшилось, но и постепенно становится все более неорганизованным. В течение всех этих лет усилия исламского правительства были направлены на то, чтобы роль женщины, как свободной и независимой личности, поблекла, и ограничить ее роль лишь в традиционном качестве жены, матери, поскольку женская свобода и независимость могут стать серьезной угрозой исламскому государству. Правительство путем поощрения и содействия подталкивает женщин к ранним бракам и деторождению, вынуждает заниматься повседневной жизнью, таким образом, подвергая «интеллектуальной стерилизации» половину своего населения, способную противостоять, быть в состоянии бороться с ним и не принимать вечную роль «рабынь».
Все эти годы правительство пыталось принудить женщин носить хиджаб, и сделать его красной линией невежественного и безумного правительства, чтобы отобрать одно из основных прав человека половины населения страны, и определять, что им одевать. Но почему? Почему хиджаб так важен для долговечности исламского правительства? Почему это становится причиной обвинений женщин? Почему тело одной женщины является табу этого правительства? Почему они заставляют женщину стыдиться своего тела? Почему они разделяют женщин и мужчин и превращают их в животных, имеющих лишь сексуальное желание? Организации, занимающиеся статистикой, свидетельствуют, что в регионах, где руководствуются законами средневековых религиозных общин, уровень преступности по отношению к женщинам намного выше, чем там, где женщины и мужчины не разделены, и женщин не принуждают покрывать себя. Так, ежегодный рейтинг показывает, что в Скандинавии высочайший уровень здорового общества и безопасности женщин и детей, общество, в котором больше 80 % населения неверующие, и религия не играет никакой роли в построении их общественной жизни. В исламском же Иране, под городскими мостами несколько человек могут изнасиловать девушку, и никто из религиозного руководства и бровью не пошевелит. В обществе, где отец насилует собственную дочь и продает ее, где тысячи детей без свидетельств о рождении плачут на улицах, женщины в публичных домах часто покупаются и продаются в Дубаи или «сдаются в аренду». Сексуальное рабство является одним из самых прибыльных бизнесов в Иране, а Революционная гвардия даже охраняет столичные районы этого бизнеса, т.к. прибыль от торговли в сексуальное рабство, так же как от торговли наркотиками, идет в руки «мафии» Революционной гвардии. Интересно то, что отмывание денег, увеличение числа бездомных женщин и детей, жестокое обращение к детям и т.д., не интересует властей так, как хиджаб.
На протяжении этих тридцати семи лет иранские женщины боролись хотя бы за малейшую возможность продемонстрировать свое несогласие с хиджабом. Порой открывая прядь волос и одеваясь нестандартно, женщины угрожают властям. Иногда они публикуют фотографии, различные от основной идеи государства (как например, в группе «My Stealthy Freedom» в Фэйсбуке), посещают запрещенные места. В целом же, увеличилась миграция иранских женщин в развитые страны.
Несмотря на многочисленные запреты иранского правительства, идея феминизма в иранском обществе и в образе жизни иранских женщин резко увеличилась. Среди городских жителей процент женщин, учащихся в вузах, выше, чем мужчин. Несмотря на гендерное неравенство в сфере занятости и труда, женщины отчаянно пытаются достичь экономической и социальной независимости, вопреки попыткам властей ограничить экономическую независимость женщин, заставить их сидеть дома. Основные инициативы правительства - повышать рождаемость в стране, помощь семьям с низким достатком, поощрение в роддомах, увеличение декретного отпуска, поощрение работодателей, берущих на работу мужчин, поддержка многоженства, браков в раннем возрасте с должностными лицами, как, например, министр образования и науки Хаджи Бабаи, или губернатор Ардебиля Моджид Ходабахш. Было бы лучше, если бы женщины получали дипломы раньше мужчин. Поощрения, наряду с лишениями и дискриминациями в этом исламском обществе, весьма спорные.
На сегодняшний день иранское общество находится в бедственном положении. Городские женщины среднего класса пытаются всячески получить образование и работу, женщины более низкого класса попадают в ловушку наркоманов, занимаются проституцией, лишены возможности учиться, а те, кто пытались защитить свои минимальные права, сегодня находятся в тюрьмах Эвин или Раджаи Шахре и других известных учреждениях: Есть также большое количество иранских женщин, чей мир вертится механически. По причине своего невежества они принимают патриархальное устройство общества и защищают его. Женщины, которые сознательно или несознательно становятся врагами прав женщин. Многие женщины уже настолько поверили в убеждение, навязанное около тысячи четырехсот лет назад, что даже не признают свое право. Часть просто понимает, что за каждый выбор нужно платить свою цену и предпочитают лишь выгоду от того, что в традиционном патриархальном обществе у них есть муж, дом (на имя мужа), и не нужно прилагать никаких усилий для его обеспечения, делать пряжу и наслаждаться жизнью.
Основные требования иранских женщин, наряду с возможностью свободно одеваться и необязательный хиджаб - это гендерное равенство в вопросах брака и разводов, наследства, опеки над детьми, занятости, образования, равенства перед законом и т.д. К сожалению, на сегодняшний день, после ста лет борьбы женщин за свои права, они все еще находятся в самом начале пути и сталкиваются с тем же неравенством. До сих пор в Гражданском кодексе можно найти унизительные положения для женщин. В принципе, за последние тридцать семь лет ни одна из проблем женщин не была решена, ни на один вопрос женщин не был дан ответ, они лишь сталкиваются с новыми проблемами. Почему борьба за права женщин, контролируемая правительством, не дает результатов? Чего не достаточно? Почему женщины, понимая свое неравенство, не начинают общую борьбу против мужчин, которые забыли, что такое мужество?
Перевод Иден Евстратовой