Узбекистан обещал обеспечить б?льшую про зрачность своей хлопковой промышленност и, за которой закрепилась дурная репутаци я по причине использования детского и при нудительного труда. Тем не менее, власти п реследуют людей, пытающихся установить, д ержит ли правительство свое слово.
На поля в этом году, по сообщениям, выгнал и сотни тысяч людей, включая врачей, учите лей и даже звезд эстрады. Но документиров ание масштаба проблемы оказалось сложной задачей.
?Мы постоянно сталкиваемся с проблемами, касающимися безопасности людей, осуществ ляющих мониторинг применения принудител ьного труда, но в этом году добывать инфор мацию особенно сложно?, ? написала EurasiaNet.org из Ташкента по электронной почте Умида Ниязова, директор Узбекско-германс кого форума по правам человека.
Наблюдатели сталкиваются с угрозами физи ческой расправы, арестами и мелкими беспо коящими действиями. Кроме того, чиновники запрещают работающим на полях общаться с ними. ?Многие организации [в Узбекистане] предупреждают работников не общаться с п осторонними. Фермеров обязали звонить [чи новникам], если они заметят на полях незна комых лиц?, ? сказала Ниязова.
В конце сентября давнюю активистку Елену Урлаеву арестовали во второй раз в течени е месяца, когда она попыталась осуществит ь мониторинг сбора хлопка в Хорезмской об ласти на западе страны, где обнаружила мн огочисленные доказательства применения принудительного труда.
Урлаева сообщила EurasiaNet.org по электронной почте в начале октября, что правоохраните льные органы пригрозили ей не только угол овным преследованием, а также тем, что она ?пропадет в пустыне? или будет ?отравлена крысиным ядом?. 58-летнюю активистку также арестовывали 19 сентября, когда она докуме нтировала применение принудительного тр уда в Ташкенте и его окрестностях. В тот р аз на допрос в милицию привели даже ее 11-л етнего сына, а одного местного фермера об винили в шпионаже.
Кроме того ее задерживали в мае, когда она фиксировала вывоз на поля докторов. Во вр емя задержания, по словам Урлаевой, ее под вергли сексуальным надругательствам.
?Если правительство серьезно относится к вопросу искоренения принудительного тру да, ему необходимо четко дать понять мили ции и местным чиновникам, чтобы те не меша ли работе независимых наблюдателей?, ? ск азал Стив Свердлоу, исследователь при меж дународной организации ?Хьюман Райтс Вот ч?.
Всемирный банк, осуществляющий в Узбекис тане ряд проектов в сфере сельского хозяй ства, и Международная организация труда (МОТ) выразили обеспокоенность по поводу сообщений о преследовании наблюдателей. Кари Тапиола, спецсоветник гендиректора МОТ, сказал EurasiaNet.org, что ?любые действия, с вязанные с насилием или незаконным задер жанием, являются неприемлемыми?.
?Компетентные органы должны провести нез ависимое расследование подобных обвинен ий, чтобы обеспечить соблюдение прав граж дан?, ? добавил он.
Но некоторые активисты наблюдательных ор ганизаций считают подобные заявления сли шком приглушенными. ?Они обязаны публично заявлять о происходящих репрессиях и быт ь готовыми сказать Ташкенту, что если узб екские власти продолжат нарушать ключевы е права граждан, это поставит под угрозу с отрудничество с этими организациями и зн ачительные инвестиции с их стороны?.
В этом году МОТ впервые начала самостояте льно следить за сбором урожая на предмет применения принудительного труда. Сотруд ники организации работают в 10 из 12 област ей Узбекистана ? в районах, где выращивае тся до 80% производимого в республике хлоп ка.
В 2013 году работа МОТ ограничивалась лишь проверками на применение детского труда, что, по словам ее представителей, помогло достигнуть важного прорыва. ?Обнаруженны е случаи применения детского труда [в 2013 г оду] помогли добиться ситуации, при котор ой в целом дети до 18 лет не участвуют в сбо ре урожая?, ? заявил Тапиола.
Существует широкий консенсус относитель но того, что международное давление и бой кот узбекского хлопка крупными розничным и сетями заставили Ташкент практически и скоренить применение детского труда на х лопковых полях.
Но в результате, судя по всему, теперь бес платно трудиться стали заставлять больше е число взрослых жителей республики. По о ценкам активистов, ежегодно на сбор хлопк а выгоняют около миллиона человек, многие из которых являются госслужащими, включа я врачей и учителей. Это, по данным Узбекс ко-германского форума по правам человека, очень мешает предоставлению по время хло пкоуборочной страды важных общественных услуг, в частности в сферах образования и здравоохранения.
По сообщению ?Би-Би-Си?, в этом году на поля выгнали даже звезд эстрады, а одному певц у в 2013 году за отказ собирать хлопок запре тили выступать.
?В том, что касается методов, степени и мас штабов принуждения, [этот год] ничем не от личается от предыдущих, ? сказала Ниязов а, чья организация зафиксировала целый ря д случаев применения принудительного тру да этой осенью. ? Единственным отличием я вляется то, что власти пытаются создать в идимость, что идет массовый хашар?.
Ташкент поставил перед собой амбициозную задачу полностью механизировать сбор хло пка к 2020 году, в результате чего отпадет н еобходимость в ручном труде. Но пока ?корн и проблемы остаются нерешенными?, отметил а Ниязова.
Государство, будучи монополистом, покупа ет у фермеров хлопок-сырец по искусственн о заниженным ценам, а затем продает его за границей по рыночным расценкам. Фермеры и сборщики часто зарабатывают ровно стольк о, чтобы не умереть с голоду.
По словам активистов, возможно есть опред еленные признаки того, что призванные бор оться с этими проблемами международные о рганизации не делают этого. Базирующийся в Москве новостной сайт ?Фергана? сообщил в сентябре, что им были обнаружены принуд ительно работающие на полях люди даже в т ом районе, где осуществляется проект Всем ирного банка.
Представитель банка сказал EurasiaNet.org, что р еализация данного проекта еще не началас ь, да и, к тому же, он не имеет отношения к х лопководству, добавив, что проектом преду сматриваются обычные положения о запрете использования детского и принудительног о труда, и существуют механизмы мониторин га выполнения этих требований. Он также з аявил, что для фермеров будут проведены и нформационные тренинги, а у нарушителей б удут отбирать ссуды.
?Всемирный банк не закрывает глаза на при менение любых форм принудительного труда и серьезно относится к сообщениям о подоб ной практике в системе производства хлоп ка в Узбекистане?, ? говорится в сообщении банка.
Тем не менее, в январе банк признал, что ?с уществует остаточная возможность того, ч то [в Узбекистане] фермерскими хозяйствам и, получающими поддержку в рамках проекто в [Всемирного банка], может использоватьс я детский и/или принудительный труд?. Но б анк отклонил просьбу провести официальну ю проверку на предмет того, что его проект ы способствуют применению принудительно го и детского труда.
Джоанна Лиллис является независимым журн алистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.