от политики Татьяна Дельцова Второй зять Назарбаева выходит на первое место в борьбе за влияние в стране
В Казахстане совершена еще одна попытка предотвратить политический кризис. Ушел в отставку премьер-министр страны Касымжомарт Токаев и вслед за ним - остальные члены правительства. Сам экс-премьер отнесся к этому событию философски: "Пришло время уступить место, и это вполне естественно, если исходить из незыблемости президентской власти", - заявил напоследок Токаев. Нельзя сказать, чтобы отставка премьер-министра стала неожиданностью для казахстанского политического бомонда. Разговоры о его уходе начались еще в прошлом году. И сегодняшнее событие многие в Казахстане назвали чисто техническим вопросом.
49-летний Касымжомарт Токаев стал возглавлять кабинет министров осенью 1999 года. До этого он руководил внешнеполитическим ведомством страны, и на этом посту его находили вполне уместным. Выпускник МГИМО и бывший стажер пекинского вуза имел неплохую репутацию на Западе. Внешне он был дистанцирован от политических группировок и именно этим стал симпатичен президенту. Главной его задачей считалось возвращение доверия инвесторов и баланс интересов внутри правительства. В этом смысле его работа оказалась малоэффективной. Как о премьере о нем часто говорили - "никакой", меньше всего связывая с ним экономический подьем в республике. Скорее это был итог реформ прошлых лет и результат положительной конъюнктуры цен на мировых рынках нефти и металла - основных статей казахстанского экспорта.
Намного важнее, впрочем, другой вопрос: кто же теперь встанет у руля? Нового премьера Имангали Тасмагамбетова тоже не назовешь политическим тяжеловесом. Это человек команды президента, всю жизнь занимавшийся идеологической работой и пока не отметившийся ни в одном из влиятельных кланов, ведущих сейчас борьбу за влияние во власти.
БОРЬБА КЛАНОВ А кланов этих, по сути, два. Первый тяготеет к старшему зятю президента Назарбаева Рахату Алиеву, возглавлявшему до последнего времени службу охраны президента. Второй группируется вокруг среднего зятя Тимура Кулибаева, бывшего президента компании "Транспорт нефти и газа". Алиев женат на старшей дочери Назарбаева Дариге, а Кулибаев - на средней, Динаре.
В декабре долго остававшееся под ковром противостояние обоих кланов вышло наружу. "Кулибаевцы" объединились в политическое движение "Демократический выбор Казахстана", а "алиевцы" тотчас же обвинили "кулибаевцев" в интриганстве. Одновременно в СМИ была запущена версия о якобы готовящемся покушении на президента. Обе группировки обзавелись своими "герольдами": точку зрения кулибаевцев озвучивал тогдашний аким (глава администрации) Павлодарской области Галымжан Жакиянов, а позицию "алиевцев" пришлось представить теперь уже экс-премьеру Касымжомарту Токаеву. Премьер честно выполнил свою работу: он выступил против участников "Демвыбора", назвав их интриганами и киндер-сюрпризами от политики. И тогда же предложил президенту отправить в отставку тех министров, которые вошли в эту организацию, пригрозив в противном случае сложить с себя полномочия премьера.
В итоге оба "герольда" оказались политическими камикадзе: сначала в отставку были отправлены все ведущие активисты "Демвыбора" Казахстана во главе с Жакияновым, а теперь вот остракизму подвергся и Токаев. Определенные потери понесли и главные фигуры этого конфликта: Рахат Алиев был удален от "тела" и брошен на спорт - теперь он возглавляет Национальный олимпийский комитет. Тем не менее определенный политический вес Алиев сохраняет: близость к семье и прошлые связи имеют в Казахстане большое значение, а "олимпийское" трудоустройство позволит ему контролировать значительные финансовые потоки и путешествовать по всему миру.
СЕМЬЯ НАЧИНАЕТ ДЕЛИТЬСЯ Отставку Токаева многие наблюдатели оценивают как попытку президента Назарбаева найти компромисс с "молодыми реформаторами". Как известно, основу "Демвыбора" Казахстана составили влиятельные бизнесмены, недовольные тем, как были поделены богатства Казахстана. Рано или поздно президенту придется с ними считаться, и Назарбаев проявил редкое политическое чутье, решив сам сделать первый шаг.
Как это часто бывает на одной шестой части суши, пострадали именно те политики, которые открыто вышли из окопа. Вице-премьер Ураз Джандосов, вице-министр обороны Жанат Ертлесова и другие слишком рано "засветившиеся" в "Демвыборе" Казахстана лица ушли со своих постов, и пока что их имена в новом кабинете не фигурируют. Зато очевидно, что ослабление "алиевской" группировки на руку казахстанским "олигархам" Нуржану Субханбердину (Казкоммерцбанк), Булату Абилову и Мухтару Аблязову. Именно эти люди стояли за "Демвыбором". В принципе им все равно, какой из зятьев президента победит. Главное для них - добиться, чтобы семья президента начала наконец делиться.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО ПРЕМЬЕРА Нужно отдать должное Назарбаеву: он допустил в новое правительство даже бывших сподвижников своего старого врага - бывшего премьера Акежана Кажегельдина. Как известно, этот человек вместе с Назарбаевым стоял у истоков независимого Казахстана вплоть до 1997 года, когда конфликт с властью вынудил его уехать из страны. После этого на Кажегельдина было заведено уголовное дело. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы заочно, а в 2000 году едва не выдан Казахстану милиционерами аэропорта Шереметьево-2.
Похоже, президент Назарбаев решил на время забыть об этой вражде. Фактически вторым человеком в правительстве стал вице-премьер и министр финансов Александр Павлов, в прошлом заместитель Кажегельдина. Сам Кажегельдин как-то заметил, что никогда не ссорился лично с президентом, а только боролся с коррупцией внутри семьи. И хотя Кажегельдин считает, что власть по-прежнему не готова допустить существование реальной оппозиции, политическая "реабилитация" его былых сподвижников говорит о многом.
ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КОРОЛЯ В этих условиях фигура Тасмагамбетова становится идеальным компромиссом. Новый премьер обладает определенным влиянием и в окружении президента, и среди младореформаторов. Пока бывший комсомольский лидер, учитель по профессии, устраивает всех. Именно поэтому депутаты проголосовали за него подавляющим большинством. Только двое воздержались, и один не голосовал вообще.
Впрочем, многие наблюдатели отмечают, что Тасмагамбетов - своеобразный "последний резерв" президента. И если Назарбаев выводит его на авансцену, дела и в самом деле плохи.