CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov)

Официальные представители США подтверждают новый настрой на демократизацию в Узбекистане

5 февраля 2002

представители США подтверждают новый настрой на демократизацию в Узбекистане (Высказывания Элизабет Джонс и Майры Рикардел в Ташкенте)

Выступая на пресс-конференции в Ташкенте после проведения двухдневных консультаций, официальные представители США дали высокую оценку позиции правительства Узбекистана, а глава делегации Элизабет Джонс из Госдепартамента заявила журналистам, что "ощущается настрой - новый настрой со стороны правительства Узбекистана на тесное взаимодействие с нами и неправительственными организациями в деле улучшения положения в области прав человека и демократии здесь, в Узбекистане".

Заместитель помощника министра обороны Майра Рикардел, которая тоже участвовала в пресс- конференции, заявила, что достигнута договоренность о формировании американо-узбекской двусторонней рабочей группы по вопросам обороны и безопасности. Эту группу, участники которой проведут свою первую встречу весной 2002 года в Вашингтоне, возглавят высокопоставленные сотрудники аппарата министра обороны США и Министерства обороны Узбекистана, и в ее составе будут работать также эксперты из многих министерств и ведомств обеих стран.

Ниже приводится транскрипт этой пресс-конференции:

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Доброе утро всем, и я благодарю вас за участие в этой пресс-конференции. Я с большим удовлетворением сообщаю вам об итогах двух дней нашей работы в Ташкенте в рамках совместных консультаций по вопросам безопасности. И хотя в название консультаций вынесено слово "безопасность", мы понимаем под этим термином все, что имеет отношение к благополучию нации. Поэтому речь шла не только о взаимодействии между вооруженными силами двух стран, но и о всех аспектах финансовых, торговых и экономических отношений. В конечном счете, страна не может обеспечивать свою безопасность, если у ее населения нет работы и возможности заботиться о своих детях, а у государства - возможности заботиться о своих гражданах и их семьях. Безопасность страны также подразумевает существование демократии и соблюдение прав человека. Ведь страна не может существовать в условиях безопасности, если ее народ не имеет права свободно выбирать руководство своей страны.

В воскресенье вечером мы с министром иностранных дел парафировали очень перспективную политическую декларацию. Эта политическая декларация касается каждой из множества областей, составляющих основу новых и масштабных отношений между США и Узбекистаном. Она также содержит выражение нашей глубокой признательности Узбекистану за поддержку, которую он оказал и оказывает Соединенным Штатам в борьбе с терроризмом. Теперь, благодаря действиям Узбекистана и открытию моста, гуманитарные грузы могут течь свободным потоком на север Афганистана. Мы также очень благодарны Узбекистану за продолжающуюся поддержку коалиции, которая обеспечит безопасность в Кабуле и, возможно, в других районах Афганистана.

Я хочу приветствовать моего коллегу из Министерства иностранных дел, посла Сафаева, который только что присоединился к нам и выступит перед вами через минуту. Моя коллега из Министерства финансов США сейчас занята на официальных встречах, но я, тем не менее, хотела бы обсудить с вами итоги ее уже состоявшихся важных встреч здесь, в Ташкенте. По словам Нэнси Ли, она провела ряд очень продуктивных и глубоких обсуждений планов правительства Узбекистана по ускорению экономических реформ, повышению темпов роста и сокращению бедности. Она, как и я, отмечает, что внимание к экономическим вопросам является составной частью нашего сотрудничества по вопросам безопасности. Мы удовлетворены прогрессом, достигнутым Узбекистаном в согласовании с МВФ той политики, которая должна проводиться в ближайшие месяцы. Соединенные Штаты предложили Узбекистану свою решительную поддержку в достижении этих целей. Вся американская делегация и правительство США в целом уверены в том, что эти реформы, в том числе и либерализация доступа к иностранной валюте, высвободит огромный потенциал, которым обладают экономика и народ Узбекистана.

Посол Билл Тейлор, возглавляющий программы нашей экономической помощи, также продолжает проводить свои встречи здесь, и поручил мне напомнить вам, что в прошлом году США предоставили Узбекистану безвозмездную помощь и льготные кредиты на сумму 55 млн. долларов. В этом году объем нашей помощи будет увеличен втрое и превысит 160 млн. долларов. Эта дополнительная помощь будет оказана в таких областях как безопасность границ, здравоохранение, управление водными ресурсами, развитие инфраструктуры на местах, образование и укрепление правоохранительной системы. Мы предусмотрели очень существенное увеличение помощи в этом году и намерены продолжать работу в этом направлении, отталкиваясь от базового уровня помощи, который в прошлом году составил 55 млн. долларов. Сюда в составе нашей делегации прибыл и представитель Агентства международного развития США. Это агентство согласилось направить сюда в следующем году пять групп экспертов. Агентство занимается изучением проектов, связанных с развитием, и на этот раз внимание будет обращено на железные дороги, энергоснабжение, ирригацию, телекоммуникации и строительство промышленных объектов, в том числе заводов по производству удобрений. Это лишь некоторые детали тех обсуждений, которые мы вели здесь в течение последних двух дней. А теперь я попрошу мою коллегу, сопредседателя нашей делегации, заместителя помощника министра обороны Майру Рикардел рассказать о некоторых достижениях в отношениях, связанных с военной сферой.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПОМОЩНИКА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РИКАРДЕЛ: Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть момент, на который обратила внимание в начале своего выступления помощник Госсекретаря Джонс. Мы высоко ценим сотрудничество и поддержку Узбекистана в операции "Прочная свобода". Эта поддержка способствовала успеху операции. Что касается наших встреч в последние два дня, то они были детальными и очень плодотворными. Мы не только оценили нынешнее состояние наших отношений на уровне военных, но и обсудили будущее направление наших отношений в сфере безопасности. Чтобы определить их рамки и руководить дальнейшим развитием этих отношений, мы договорились создать двустороннюю рабочую группу США-Узбекистан. Ее будут возглавлять высокопоставленные представители Отдела министра обороны США и Министерства обороны Узбекистана. Однако в нее войдут эксперты, представляющие многие министерства и ведомства обеих наших стран, которые занимаются оборонными и военными аспектами нашего сотрудничества. Эта группа будет регулярно встречаться, чтобы определять наши взаимные приоритеты и направлять наше сотрудничество, в том числе помощь США Узбекистану в области безопасности. Это соглашение о создании двусторонней рабочей группы отражает новые отношения, которые сложились у нас с Узбекистаном. И мы планируем провести первое заседание двусторонней рабочей группы этой весной в Вашингтоне. Наконец, если можно, просто скажу, что мы привержены долгосрочной безопасности и стабильности Узбекистана и продолжим налаживать наши двусторонние связи в области обороны и безопасности посредством планов взаимодействия между военными, учений и тренировок.

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Мне хотелось бы пригласить председателя узбекской делегации посла Сафаева, заместителя министра иностранных дел... Он хотел выступить.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА САФАЕВ: Благодарю вас. Знаете, у нас в Узбекистане есть такое поверие: когда вы находитесь между двумя дамами, можно загадывать желание. И у меня действительно есть такое желание. Я надеюсь, что все договоренности, которых мы достигли с вами в эти дни интенсивных переговоров, трансформируются в практические действия и приведут к новому качеству узбекско-американских отношений. Я думаю, что эти первые совместные американо-узбекские консультации по вопросам безопасности были очень важным шагом в дальнейшем углублении и расширении двусторонних отношений во всех сферах. Мы полностью разделяем ваше мнение о том, что безопасность предполагает не только военно-техническое сотрудничество, но и укрепление экономических программ, программ в гуманитарных сферах и более продвинутый политический диалог между нашими странами. Мы считаем, что эти первые консультации прошли успешно. Мы достигли того, чего хотели добиться. Мы не только зафиксировали нынешнее состояние наших двусторонних отношений, но, самое главное, осветили средства, реакции, формирование следующих шагов.

Я хотел бы, пользуясь случаем, выразить признательность узбекской стороны всей американской группе за очень конструктивный и дружественный подход к этому диалогу, за откровенность и готовность обсуждать все вопросы в духе полного сотрудничества. Мы рассчитываем на более тесное сотрудничество с вами и желаем вам успешного возвращения домой.

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Мы с удовольствием ответим на вопросы.

ВОПРОС РАДИО СВОБОДА: Г-жа Джонс, почему Государственный департамент решил не направлять своих наблюдателей на референдум в Узбекистане? И второй вопрос: как прошли ваши встречи с представителями неправительственных организаций по проблемам прав человека в Узбекистане?

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Позвольте в более общем смысле коснуться проблем прав человека и демократии в отношениях между Соединенными Штатами и Узбекистаном. Новые отношения между Соединенными Штатами и Узбекистаном позволяют нам проводить более широкую дискуссию по каждому отдельному вопросу - сотрудничеству на уровне военных, экономике, демократии, правам человека, пограничному контролю. Все, что можно себе представить, обсуждается сейчас очень детально... очень коллегиально.

Так, например, на этих переговорах о сотрудничестве в области безопасности в составе американской делегации был представитель Отдела Госдепартамента по демократии и правам человека. А в узбекскую делегацию входил директор рабочей группы по правам человека. Это дало нам возможность подробно обсудить вопросы, которые пока не решены и все еще вызывают озабоченность в отношениях между Соединенными Штатами и Узбекистаном в данной области.

К вопросу о референдуме. Мы не направили наблюдателей на референдум, поскольку считаем, что должны состояться свободные и честные выборы руководителя страны, прежде чем референдум будет действительным.

Мне удалось, как я упомянула, встретиться с узбекской делегацией, в которую входил представитель рабочей группы по правам человека. На общественном мероприятии я имела возможность встретиться с другими представителями узбекских неправительственных организаций. Вы, конечно, знаете, что помощник Государственного секретаря по правам человека и демократии неделю назад побывал в Ташкенте для очень подробных переговоров с правительством и с неправительственными организациями по этому вопросу. Поэтому в полной мере дело обстоит так, что наши укрепившиеся отношения с Узбекистаном позволяют нам проводить на эту тему более качественные дискуссии, чем в прошлом.

ВОПРОС ИТАР-ТАСС: Г-жа Джонс, только что вы сказали, что сегодня вы подписали политическую декларацию с г- ном Камиловым в Министерстве иностранных дел. Что это за декларация? Это политическая декларация о сотрудничестве между Государственным департаментом и МИДом? Или речь идет о предстоящей декларации между Соединенными Штатами и Узбекистаном? Это две разные вещи. Именно поэтому хотелось бы уточнить. И если вы подписали документ, подтверждающий подписание этой декларации в будущем, не могли бы вы прокомментировать некоторые аспекты этой декларации?

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Политическая декларация - это соглашение или потенциальное соглашение между правительством США и правительством Узбекистана. Не просто между министерствами иностранных дел. Это очень подробный документ, поскольку он затрагивает все аспекты отношений, которые мы строим с Узбекистаном.

Он включает в себя обсуждение экономических и финансовых вопросов, экономических реформ и, в частности, обменного курса. Он включает в себя обсуждение тех вещей, которые мы намерены сделать в области экономической помощи, гуманитарной помощи, а также помощи в сфере безопасности, военной помощи. Он включает в себя обсуждение той работы, которую мы надеемся совместно провести по борьбе с наркотиками, по нераспространению, противодействию торговле женщинами, по всем транснациональными угрозам, которым мы договорились противостоять.

Это всесторонний документ, и мы считаем, что он дает всем нам и всем министерствам и ведомствам правительства США и правительства Узбекистана рабочий план по всем вопросам, над которыми мы работаем сейчас и продолжим работать вместе в будущем. И, несмотря на то что это документ между правительством США и правительством Узбекистана, он включает в себя всеобъемлющий раздел о работе, которую мы надеемся проделать вместе по региональным проблемам.

ВОПРОС РАДИО БИ-БИ-СИ: Вопрос к г-же Джонс. Вы упомянули американскую помощь Узбекистану, которую США планировали оказать в этом году в сумме более 160 млн. долларов. Это кредит или грант? И какую сумму планируют выделить США на содействие конвертируемости?

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Позвольте кратко ответить на ваш первый вопрос. Это не грант. Это не кредит. Это деньги, выделенные Конгрессом США на финансирование проектов, которые мы будем осуществлять вместе с Узбекистаном. Мы занимаемся этими проектами потому, что их реализация отвечает интересам правительства США, интересам американского народа, а также народа Узбекистана.

Посол Билл Тейлор, который отвечает за работу над всеми этими программами, наработку идей, получение денег от Конгресса и обеспечение их выполнения, только что вошел в зал и может ответить на оставшуюся часть вопроса.

ПОСОЛ БИЛЛ ТЕЙЛОР: Помощник Госсекретаря Джонс совершенно правильно охарактеризовала помощь, которую мы намерены оказать и уже сейчас начинаем оказывать Узбекистану.

Здесь есть два компонента. Первый - базовый уровень помощи Узбекистану, который постепенно повышается благодаря нашему Конгрессу и администрации.

А в ответ на вторую часть вашего вопроса будет компонент, позволяющий нам, конкретно через Министерство финансов США, оказывать техническую помощь правительству Узбекистана, готовящемуся к либерализации своей валюты.

Правительство Узбекистана очень тесно сотрудничает с международными финансовыми институтами при подготовке к этой либерализации. И часть оказываемой нами помощи пойдет на работу с правительством, поскольку оно готовится к этому шагу по либерализации.

ВОПРОС ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА РЕЙТЕР: Вопрос к Элизабет Джонс, пожалуйста. Мне хотелось бы, если можно, вернуться к вопросу о выборах, президентских выборах здесь, в Узбекистане. Среди западных правозащитных организаций налицо общая озабоченность в связи с тем, что воскресный референдум может в итоге стать лазейкой, позволяющей г-ну Каримову продлить свое пребывание у власти на неопределенный срок. После того как г-н Каримов проголосовал в воскресенье, журналисты спросили у него, может ли он все-таки баллотироваться на третий срок, что не предусмотрено действующей Конституцией. Он лишь вежливо сказал, что не совсем понимает, каков этот срок. Итак, вопрос: как бы вы это прокомментировали?

ПОМОЩНИК ГОССЕКРЕТАРЯ ДЖОНС: Президент Узбекистана, правительство Узбекистана стоят за политической декларацией, которую мы завизировали в воскресенье вечером, где указано на важность соблюдения Соединенными Штатами и Узбекистаном международных принципов в области прав человека и демократии.

Не могу вам сказать, что может случиться здесь в смысле президентского срока. Но могу вам сказать, что мы ощущаем новое обязательство, подтвержденное обязательство правительства Узбекистана тесно сотрудничать с нами и с неправительственными организациями, чтобы улучшить положение с правами человека и демократией здесь, в Узбекистане. Эти вопросы очень важны для нас в Соединенных Штатах, а также для всех организаций, о которых вы упомянули. И в ходе всех дискуссий, проведенных нами со всеми представителями узбекской делегации, нам было ясно, что правительство подтвердило свое обязательство решать эти вопросы по каждому элементу наших двусторонних отношений.

Позвольте объяснить, что я имею в виду. Например, когда мы осуществляем некоторые из наших программ на уровне военных, они также включают в себя программы, определяющие, как подготовить бюджет, который может быть рассмотрен парламентом, как подготовить военный бюджет, который может быть рассмотрен правительством. Включается учеба парламентариев, определяется, как рассматривать военный бюджет, как задавать вопросы о военном бюджете, чтобы убедиться, что он ясен и прозрачен.

Одной из областей, в развитии которых очень заинтересованы узбекские военные, является сержантский состав. А одна из главных обязанностей сержантского состава - очень хорошо заботиться о своих солдатах, обеспечивать им хорошее размещение, хорошее питание, чтобы зимой у них была теплая одежда, чтобы они общались со своими семьями. Поэтому, даже если вы посмотрите на военный бюджет, над которым мы работаем с правительством Узбекистана, он включает в себя элементы, говорящие о вопросах, в которых очень заинтересованы узбекский народ и американский народ с точки зрения демократии, прав человека, защиты личности.

Большое спасибо. Я хочу поблагодарить принимавшую меня узбекскую сторону за очень радушные, чудесные два дня, три дня переговоров, которые мы рассчитываем продолжить по очень многим каналам и очень много раз.

(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт:

usinfo.state.gov)

Предыдущая статьяВ Бишкеке сегодня состоится встреча министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Следующая статьяЦАС не будет создавать nobrкакие-либо-nobr военные блоки