CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

УЗБЕКИСТАН ВЫШЕЛ ИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГУУАМ

15 июня 2002

ВЫШЕЛ ИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГУУАМ Узбекское руководство полагает, что эта организация является нежизнеспособной ЗАУР

Узбекистан принял решение выйти из организации ГУУАМ - стратегического объединения пяти бывших советских республик, созданного в 1997 г. для взаимодействия вне сферы влияния России. Об этом накануне утром объявил представитель МИД Узбекистана. По словам замминистра иностранных дел Узбекистана Садыка Сафаева, решение о выходе из объединения принято в связи с отсутствием прогресса в деятельности ГУУАМ, передает AP. Узбекское руководство полагает, что эта организация является нежизнеспособной.

Напомним, что Узбекистан присоединился к региональному сообществу ГУУАМ, в которое входят также Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, в 1999г., выйдя при этом из Организации договора о коллективной безопасности стран СНГ.

"Данное решение продиктовано прежде всего тем, что ГУУАМ за четыре года своего существования не смогла стать должным механизмом во взаимоотношениях пяти стран, входящих в эту организацию, не смогла способствовать эффективному уровню интеграции", - так прокомментировал это решение непосредственно глава внешнеполитического ведомства Узбекистана Абдулазиз Камилов. По словам министра иностранных дел республики, на данном этапе Узбекистан не видит целесообразности своего участия в дальнейших мероприятиях ГУУАМ. При этом Камилов подчеркнул, что Узбекистан намерен сосредоточиться на развитии дружественных и взаимовыгодных двусторонних отношений с Украиной, Азербайджаном, Грузией и Молдовой.

Как стало известно агентству "Туран" из информированных источников, одной из причин демарша Ташкента является нерешенность правовых и организационных вопросов о транспортировке грузов из Европы в Центральную Азию и обратно. Как это ни парадоксально, но на сегодня Узбекистану выгоднее осуществлять перевозки не через страны-члены, а через соседние с ними страны, из-за дешевизны.

Свою негативную роль в создавшейся ситуации играют также и коррупция и неспособность правительств стран ГУУАМ урегулировать в конце концов вопросы транспортных тарифов и согласовать национальные законодательства с целью упрощения и удешевления транспортировки.

Hесмотря на все эти проблемы, Камилов не исключил, что Узбекистан может возобновить членство в ГУУАМ, и Ташкент не отказывается от интеграционной политики. Официальный Баку пока никак не отреагировал на решение Ташкента.

Еще до 11 сентября, после которого США начали проводить вблизи южных рубежей СНГ "операцию возмездия", мало кто мог предположить, что буквально за полгода Узбекистан настолько сможет укрепить свои стратегические позиции в регионе. Хотя предпосылки к этому имелись давно, а официальный Ташкент только и ждал удобного случая, чтобы заявить о себе как о региональном лидере.

Говоря о геостратегическом положении Узбекистана, нельзя не отметить, что республика расположена в самом центре Центральной Азии, на перекрестке дорог Великого шелкового пути. Кроме того, не секрет, что экономика Узбекистана считается наиболее стабильной среди его центральноазиатских соседей, да и едва ли не самой стабильной среди государств бывшего Союза. Так, к 1999 г. ВВП в этой республике с 1990 г. снизился лишь на 5%, в то время как в России - на 24-27%, в Казахстане - на 34-37%. А по темпам роста промышленного производства Узбекистан вышел на первое место среди стран СНГ - 117% в 1999 г. к уровню 1991 г., в то время как в России - только 45%, в Казахстане - 41%. При этом сумма внешнего долга не превысила 2,5% от ВВП.

Всего этого Узбекистану во многом удалось добиться благодаря принципу президента Ислама Каримова: "Сильная власть - сильное государство", который нашел свое воплощение еще в первые годы независимости, когда националистически настроенная оппозиция выступила с лозунгами: "Узбекистан - мусульманам!", а Таджикистан находился в состоянии гражданской войны. Именно недемократическая установка Каримова, что "сотни арестованных - это лучше, чем тысячи убитых", позволила избежать повторения печального опыта соседней республики.

Примечательно, что укрепление позиций Узбекистана в регионе происходит на фоне потепления собственно политических отношений Москвы и Ташкента после прихода к власти Владимира Путина. Напомним, что первая страна, которую сразу после инаугурации он посетил, был именно Узбекистан. А в мае прошлого года в ходе визита Ислама Каримова в Москву было решено, что Узбекистан присоединится к Шанхайскому форуму, который создавался как механизм регионального военно-политического сотрудничества. Через месяц президенты России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали совместное заявление о намерении допустить к полноправному участию в форуме Узбекистан, и Шанхайский форум превратился в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Однако уже в сентябре Ташкент поменял свои внешнеполитические приоритеты и начал готовить планы совместных с США ударов по базам террористов в Афганистане. Что, впрочем, не удивительно, ведь в обмен на свое присутствие в Узбекистане Вашингтон предложил Ташкенту крупную финансовую помощь и инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, которые оцениваются в $ 8 млрд. Америка даже закрыла глаза на то, что Ислам Каримов продлил свои президентские полномочия. Таким образом, Узбекистан укрепил свои позиции в регионе и смог открыто претендовать на роль регионального лидера.

В конце декабря Ташкент стал местом проведения саммита центральноазиатских государств, куда съехались все региональные лидеры за исключением нейтрального Туркменбаши. Тогда же президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана продемонстрировали мировому сообществу и, прежде всего, России небывалую в истории сплоченность, приняв решение о переименовании Центральноазиатского экономического сообщества (ЦАЭС) в организацию Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС).

Напомним, что инициатором этой идеи, высказанной еще в начале проведения США контртеррористической операции в Афганистане, является никто иной, как президент Узбекистана. Повышение статуса этого регионального образования внутри СНГ означает, что деятельность ЦАС перестала ограничиваться решением вопросов сугубо экономического характера, а региональное влияние Ислама Каримова в противовес роли великого интегратора Нурсултана Назарбаева значительно возросло. Кроме того, Центральноазиатское сотрудничество - второе после ГУУАМ интеграционное формирование внутри СНГ, в котором не участвует Россия.

Очевидность того, что Узбекистан укрепил свои позиции в регионе и отдал предпочтение Вашингтону в выборе стратегического партнера, продемонстрировало заседание комитета начальников штабов Вооруженных сил государств - участников СНГ, которое состоялось в Москве в конце марта. Во встрече не участвовали представители Туркмении, к чему давно все привыкли, но вот официальный отказ без указания причин, последовавший от Ташкента, не мог не пройти незамеченным Кремлем.

Узбекистан уже, похоже, ясно обозначил свои позиции в отношениях с партнерами по СНГ и соседями по региону. И, естественно, от этого не проиграл. Уже понятно, что на ближайшую перспективу Россия потеряла свое влияние в Центральной Азии, а взятый "под крыло" Вашингтона Ташкент перехватил роль "первой скрипки" не только у Астаны, но и у Москвы. Причем, дело идет к тому, что эту самую "прима-партию" Узбекистан вскоре будет играть не только в Центральной Азии, но и, возможно в региональных объединениях, участником которых он является. Случай же с ГУУАМ лишь подтверждает данное предположение.

zerkalo.az

Предыдущая статьяСША ОПЕЧАЛЕНЫ ПОВЕДЕНИЕМ УЗБЕКИСТАНА
Следующая статьяАскару Акаеву заплатили за лояльность