Круги на воде
29.06.2007, RESPUBLIKA
Мухамеджан АДИЛОВ
Оппозиция проигрывает власти не из-за адмресурса, а из-за неумения предугадать действия оппонента
Есть старый армейский анекдот. В закрытой комнате подвесили под потолок банан, поставили в угол палку и пустили обезьяну. Та попрыгала пару минут за лакомством - но не достала. Села, подумала, взяла в лапы палку и легко сшибла фрукт. Затем пустили офицера Советской Армии. Тот без передышки прыгал час. Его остановили и посоветовали подумать, а он отвечает: что толку думать, прыгать надо!
Как ни обидно, но этот анекдот применим и к казахстанской оппозиции. Потому что сегодня она проигрывает власти не столько из-за пресловутого административного ресурса и отсутствия доступа к электронным СМИ, сколько по причине недостатка стратегического мышления, умения предугадать действия своего политического оппонента и возможности своевременно на них ответить. Попробуем проиллюстрировать этот тезис на примере объявленных парламентских выборов.
Проспали выборы
О том, что выборы будут, заговорили уже давно. Понятно, что не были известны параметры конституционной реформы и точное содержание президентских поправок, но в том, что Мажилис доживает последние месяцы, не сомневался почти никто. И даже мы, журналисты, об этом не раз писали в своих прогнозах и обзорах. Возникает вопрос - почему лидеры демократических сил заговорили об объединении только в конце мая, а, к примеру, не в начале года, когда глава государства распустил Госкомиссию по вопросам демократизации?
В результате оказались потерянными 3-4 месяца, которых сегодня лидерам оппозиции не хватает, чтобы договориться между собой, снять былое напряжение в межпартийных и межличностных взаимоотношениях, согласовать стратегию кампании и тактику работы с избирателями, набрать агитаторов, отработать лозунги. К тому же ситуацию усугубила тактическая ошибка: был предложен единственный вариант объединения - в форме слияния партий и не отработаны заранее компромиссные варианты - вроде координационного совета или договора о сотрудничестве на период выборов.
Но знаете, что самое главное? Похоже, ошибка-то не случайная. По мере взросления оппозиции партийная масса становится идеологически мотивированной и обретает собственную инерцию, поэтому для кардинальной смены курса нужно объяснять ей, что, зачем и почему. Однако лидеры оппозиции настолько привыкли, что региональные и первичные организации слепо следуют за ними, что даже не попытались их проинформировать. И столкнулись с непониманием, преодолеть которое теперь просто не хватит времени.
Ладно, промедлили с принятием решения и недооценили готовность других партий к слиянию, а президент тем временем быстро провел нужные ему изменения в законодательстве и распустил Мажилис. Но надо же теперь энергично готовиться к выборам! Нет, вместо этого начинается создание объединенной оппозиционной партии.
И если ОСДП и НАЖ быстро договорились, то от КПК почему-то требуют предварительно перекраситься в социалистическую и покаяться, а «Алгу» буквально принуждают к слиянию, несмотря на явное нежелание большинства членов этой партии. В результате оппозиция погружается в пучину организационных проблем и политических разборок. То есть становится недееспособной в целом, что самым негативным образом сказывается на ее предвыборной кампании.
А ведь можно было сделать все по-другому. Для этого необходимо было всего лишь подняться над своим «Я», над интересами своей партии. Сейчас это постепенно происходит - лидеры объединенной ОСДП отложили решение вопросов о формировании новых руководящих органов партии на поствыборный период, ищутся более гибкие формы сотрудничества с другими партиями - но это уже задним умом.
Еще не поздно договориться
Есть правила политической игры, которые диктуются властью и которые оппозиция сегодня не способна изменить. Однако это не означает, что поражение оппонентов президента на выборах неизбежно.
Конечно, шансов получить большинство в нижней палате в условиях, когда доминирует «Нур Отан», укрепленный кадрами акимов на местах и поддерживаемый крупнейшими олигархическими структурами и государственной прессой, у демократических партий нет. Но можно получить какое-то количество депутатских мандатов, которые позволят оппозиции если не отстаивать свою позицию, то хотя бы озвучивать ее и пытаться переигрывать власть не на основном политическом поле, а при принятии конкретных законопроектов, особенно имеющих социальный характер.
Впрочем, поле, на котором предстоит играть демократической оппозиции, не просто узкое - оно засорено другими партиями, которые при аналогичной риторике являются более управляемыми и зависимыми от Астаны. В результате появляется риск не пройти в Мажилис, поскольку в условиях острой конкуренции между оппозиционными партиями, соперничества между ними и псевдооппозиционными силами намного труднее преодолеть семипроцентный барьер электоральной поддержки, установленный законодательством.
Самым разумным вариантом решения этой проблемы была бы договоренность о продвижении в парламент одной партии, пусть той же ОСДП, а интересы других сил можно было легко удовлетворить за счет делегирования отдельных политиков в ряды этой партии.
В этом случае споры между партиями свелись бы к согласованию партийного списка ОСДП и условий предоставления депутатских мандатов. Что неимоверно трудно при повышенных амбициях оппозиционных политиков, но намного легче, чем за два месяца создать оппозиционное объединение, согласовать платформы, скомплектовать единые органы управления, подготовиться к выборам, включая составление партийного списка кандидатов в Мажилис.
В условиях, когда действия демократической оппозиции не соответствуют текущему моменту и отстают от действий власти на два-три месяца, громогласные заявления - что они рассчитывают на половину мест в нижней палате парламента и за себя не отвечают, если выборы окажутся нечестными, - разочаровывают. Поэтому если в ближайшие дни так называемая объединенная оппозиция не заручится согласием на вливание КПК и «Алги», то лучшим способом был бы отказ этих партий от участия в выборах вообще и поддержка ОСДП, иначе та рискует с грохотом проиграть своим оппонентам (имеются в виду КНПК и «Ак жол»).
Объединение оппозиции в одну партию помимо множества организационных и субъективных проблем приведет к сокращению электоральной поддержки. Поскольку совместить идеологические и политические платформы четырех демократических партий в принципе невозможно, то на выборы укрупненная ОСДП вынужденно пойдет с невнятными, затасканными лозунгами, опробованными ЗСК и часто повторяемыми «Нур Отаном». В результате избирателям снова придется выбирать между Нурсултаном Назарбаевым и Жармаханом Туякбаем. И нетрудно предсказать результат этого противостояния.
Нельзя также забывать, что 18 августа состоятся выборы не только в Мажилис, но и маслихаты. Между тем, судя по количеству политиков и бывших депутатов парламента, собравшихся под знаменем ОСДП, конкуренция за места в ее партийном списке будет острой. А ведь сегодня перед объединенной оппозицией стоит задача противостоять «Нур Отану» не только в парламенте! Кто возьмет на себя функцию отсева кандидатов и перенаправления их на участие в выборах местных представительных органов власти? А кто поможет избежать конкуренции на выборах в маслихаты на радость мелким пропрезидентским партиям и на смех наблюдателям?
Таким образом, время, отведенное демократической оппозиции для принятия верных и своевременных решений, истекает. До 11 июля ей предстоит сделать то, что она не сделала за полтора года после президентских выборов: научиться сотрудничать не вообще, а ради конкретной цели, договариваться между собой - чтобы победить хотя бы в малом.
Шансы пока сохраняются
Между тем шансы на победу, несмотря на все допущенные ошибки, сохраняются. Оппоненты Назарбаева способны предложить избирателям достаточно длинный список политиков общенациональной известности, которые станут в составе ОСДП представителями всего оппозиционного лагеря и смогут конкурировать со списком «Нур Отана». Оппозиция может скоординировать выдвижение кандидатов по избирательным округам по выборам в маслихаты. Оппозиция может через участие в работе избирательных комиссий с правом совещательного голоса проконтролировать честность выборов.
Оппозиция может на этих выборах заложить фундамент будущих отношений между партиями, потому что и после 18 августа нельзя останавливаться. Но многое, если не все, будет зависеть от того, укрепят эти выборы взаимное доверие между оппозиционными партиями или, наоборот, ослабят.