CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Кому принадлежит свобода слова?

21 ноября 2007

Кому принадлежит свобода слова?

21 ноября 2007 11:46, iamik.ru

"Попытку министра договориться со СМИ я оцениваю как антиконституционную. Это не что иное, как попытка введения цензуры, которая запрещена всеми законами, включая Основной закон страны. Никто не вправе диктовать СМИ темы, проблемы и вообще о чем они могут писать или говорить, - считает президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева.

Об этом и других событиях - в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. «Единое информационное пространство»

Азербайджан

В следующем году правительство Азербайджана предпримет конкретные шаги для усиления материально-технической базы, уменьшения экономической зависимости прессы страны. Об этом сказал на проходящей 14 ноября конференции, посвященной отношениям правительства и СМИ, заведующий общественно-политическим отделом Аппарата президента Азербайджана Али Гасанов.

По словам чиновника, одна из проблем прессы - ее слабая экономическая база. «Правительство готово предпринять меры для усиления прессы с экономической стороны, и для становления ее независимой. С этой целью в 2008 году будут предприняты конкретные шаги», - сказал Гасанов.

По его словам, правительству сложно определить, каким газетам необходимо оказать первостепенную помощь. А. Гасанов сказал, что народ сам определит профессиональные, многотиражные газеты, выполняющие в обществе функцию объективного зеркала.

II. Цитаты недели

Азербайджан

В ходе проходившей в Баку международной конференции «Свобода слова и прессы в Азербайджане в контексте местных и международных законов», заведующий общественно-политическим отделом Аппарата президента Али Гасанов отметил, что правительство Азербайджана не заинтересовано в заключении под арест кого-либо за высказывания и журналистскую деятельность: «Арест журналиста в любом случае нежелателен, однако, что может сделать закон в том случае, если журналист действует в политических, личных интересах, преднамеренно унижает честь и достоинство других? Закон предусматривает право на честь и достоинство не только для журналистов, но и для каждого человека. Если пресса оскорбляет людей, они обращаются в суд. В каком правовом государстве люди лишены права обращаться в судебные органы? Европейских журналистов не арестовывают, потому что они работают на профессиональном уровне. Заключение под арест 3-5 журналистов не может расцениваться как давление власти на свободу слова, свободу прессы в Азербайджане».

Говоря об отмене уголовного преследования журналистов, чиновник отметил: «С одним условием, что азербайджанские журналисты возьмут на себя ответственность перед теми людьми, которые будут лишены права обращаться в суд. Уверяю вас, что лишение людей права обращаться в суд может привести к увеличению в Азербайджане числа таких, как Эльмаров Гусейнов. Я говорю об этом, исходя из азербайджанского менталитета. Вся Европа обвиняет власти Азербайджана: почему убит Эльмар Гусейнов? Представьте, свидетелями скольких таких случаев мы можем стать, если учесть нынешний профессиональный уровень азербайджанских журналистов?»

III. Законодательная инициатива

Армения

Президент Армении Роберт Кочарян 17 ноября подписал принятые накануне Национальным собранием изменения и дополнения в Избирательный кодекс, а также соответствующие поправки в законы «О Конституционном суде», «О телевидении и радио», «О правовых актах».

Как заявил председатель Национального Собрания Армении Тигран Торосян, основная цель поправок заключается в устранении тех недочетов, которые были обнаружены в мае в ходе парламентских выборов, и усовершенствовать избирательное законодательство накануне президентских выборов 2008 года.

Грузия/Абхазия

Парламент самопровозглашенной республики Абхазия 14 ноября принял закон «О государственном языке». В соответствии с этим законом, государственным языком в Абхазии является абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений.

Согласно принятому парламентом Абхазии закону «О государственном языке», «государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии право на свободное использование родного языка». Закон предусматривает гарантии защиты и поддержки государственного языка, а также гарантии прав граждан, не владеющих им.

Руководители государственных органов власти и их структурных подразделений, депутаты парламента, руководители органов местного самоуправления, согласно новому закону, обязаны владеть и пользоваться государственным языком РА.

Как отмечается в статье восьмой закона, «средством официального общения в высших органах государственной власти являются государственный язык и русский язык в соответствии с его статусом, определенным в Конституции Республики Абхазия».

Закон вступит в силу с момента официального опубликования за исключением некоторых его статей, которые вступят в силу в 2010 и 2015 г.

IV. Конфликт недели

Казахстан

Министр культуры и информации Казахстана Ермухамет Ертысбаев сообщил, что на днях в ходе встречи с руководителями оппозиционных СМИ по поводу некоторых публикаций достиг с ними согласия в сфере информационной политики.

«Недавно я встретился с представителями ряда так называемых оппозиционных СМИ. Нормально поговорили. Они разумные люди, все прекрасно поняли, признали неправомерность некоторых своих действий», - сообщил Е. Ертысбаев в интервью официальной газете республики «Казахстанская правда», вышедшей 16 ноября. «Мы договорились соблюдать определенные правила игры и придерживаться этических норм. Все в рамках доброй воли. Поэтому я утверждаю: всегда можно договориться, найти точки соприкосновения, было бы обоюдное желание. А оно, считаю, есть», - заключил министр.

Необходимость в переговорном процесс с редакционными коллективами негосударственных СМИ возникла после публикации интервью бывшего зятя главы государства Рахата Алиева. В настоящее время проходят судебные процессы по обвинению опального родственника президента в тяжких преступлениях. Помимо интервью с Р. Алиевым на страницы оппозиционных СМИ и Интернет-изданий появились распечатки якобы телефонных разговоров высокопоставленных чиновников, в связи с чем некоторые сайты были заблокированы, а выпуск очередного номера ряда газет сорван.

Между тем у оппозиционных СМИ свое мнение о встрече с министром. Так, редакции газет «Республика», «Тасжарган» и «Взгляд» опубликовали обращение к своим читателям, в котором расценили рекомендации главы министерства как «попытку вмешательства в редакционную политику».

В частности, в обращении говорится, что Е. Ертысбаев рекомендовал руководителям данных газет «не комментировать, не обсуждать и даже не упоминать (!) о распространяемых в Интернете аудиозаписях телефонных разговоров высокопоставленных казахстанских чиновников».

«Никто - ни министр информации, ни правительство, ни парламент - не имеет права диктовать независимой прессе - что давать в печать, что комментировать, кого спрашивать», - подчеркивается в обращении.

При этом в нем отмечается, что данные издания и дальше будут проводить собственную редакционную политику. Между тем газета «Республика» в своей публикации в номере от 16 ноября не отрицает, что была договоренность с министром не печатать материалы Р.Алиева.

«Мы пообещали, что не будем брать интервью у Рахата и перепечатывать материалы, опубликованные от его имени, в обмен на обещание отозвать финансовую полицию (которая намеревалась провести в редакции издания проверки. Вроде договоренности обе стороны выполнили. И тут Ермухамет Кабидинович начинает дополнять требования», - отмечает «Республика».

В связи с этим редакция решила «от дальнейших договоренностей с господином министром отказаться». Оппозиционные газеты поддержал председатель правления Союза журналистов Казахстана (СЖК) Сейтказы Матаев. «Это самая настоящая цензура, а у нас по Конституции цензура запрещается», - сказал С.Матаев в интервью «Республике», опубликованном в пятницу. «Видимо, власти боятся каких-то компрометирующих их материалов и начинают перед выходом независимых газет вести с ними переговоры», - сказал он.

"Попытку министра договориться со СМИ я оцениваю как антиконституционную. Это не что иное, как попытка введения цензуры, которая запрещена всеми законами, включая Основной закон страны. Никто не вправе диктовать СМИ темы, проблемы и вообще о чем они могут писать или говорить. Это абсурд, - считает президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева. - Запретных тем у нас в стране нет, все зависит от того, как эти темы подаются, как они комментируются, как оцениваются. Чем нестандартнее материал, тем более осторожно и взвешенно должна подходить редакция. Тут многое зависит от комментария редакционного, от формы подачи, от манеры интерпретации этого материала. Но скрыть скандальную информацию от людей сейчас практически невозможно, запреты только подогревают общественный интерес, это сродни тому, как шило в мешке утаить".

Фонд сделал и направил в Генеральную прокуратуру свой правовой комментарий. Правоведы фонда считают, что обвинять средства массовой информации в прослушке телефонных разговоров и их распространении необоснованно. За прослушку должен нести ответственность тот, кто прослушивал, за распространение несет ответственность тот, кто выставляет эту информацию в Интернете. Ответственность должен нести хранитель тайны и нарушитель тайны, а СМИ уже берут эти материалы готовыми из открытого доступа. Они не прослушивали, они эту секретную информацию или якобы секретную не предлагали, не продавали и не распространяли сами. Она уже распространена, они просто ее взяли.

Составитель бюллетеня - аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)

iamik.ru

Предыдущая статьяСафари Назарбаева к арабам, или почему кочевники повернулись передом к Востоку и задом к Западу
Следующая статьяТаджикистан: Глава УБНОН МВД освобожден от занимаемой должности