Диагноз по шариату
17.01.2008, Московский корреспондент
Игорь Ротарь
У московских мусульман появились свои магазины и поликлиника
Попав в поликлинику на Волгоградском проспекте, как будто оказываешься в другом мире. Все врачи женского пола одеты по правилам шариата - в платки, закрывающие не только волосы, но и шею.
На стенах поликлиники висят цитаты из Корана, на мониторах идет передача о жизни пророка Мухаммеда. Здесь есть свой молитвенный зал и даже буфет, где еду готовят по всем правилам ислама.
Вторая Мекка
- Слава Аллаху Москва стала настоящим мусульманским городом. Посудите сами. В столице вместе с рабочими-мигрантами проживает около двух миллионов мусульман. Это больше, чем численность населения любой из северокавказских республик. У мусульман сегодня в Москве есть все - свои магазины и кафе и даже поликлиника, - не скрывал своего удовлетворения в беседе с «Москором» заместитель председателя (муфтия) Духовного управления мусульман России Фарид Ассадулин.
Лечат без спирта
- Я считаю, что такая поликлиника просто необходима в Москве, где по оценкам специалистов проживает около 2 миллионов мусульман, - говорит заведующий исламской поликлиникой, гражданин Сирии Махмуд Зейдан.
- В принципе мы мало отличаемся от обычного медицинского учреждения. Просто наши врачи не должны забывать о религиозной принадлежности пациента. Например, без крайней необходимости мы не назначаем лекарства на спирту. Женщину, как правило, принимает врач того же пола.
Рецепт имама
Кардиолог поликлиники Татьяна Токмакова тоже вынуждена, как все ее коллеги, одеваться по правилам шариата.
- Не вижу в этом ничего плохого. С нами беседовал имам и объяснил нам, что нас никто не заставляет ходить в платке, но если мы будем одеваться, как предписано в исламе, то проявим уважение к мусульманам. Иногда, когда мне нужно послушать пациента, я прошу его разрешения снять палаток, - признается врач.
Кардиолога нисколько не смущает, что ей, православной, приходится лечить только мусульман.
- Наши пациенты даже более душевны, чем «среднестатистические» москвичи. Работая здесь, я поняла, что мусульманам необходима такая поликлиника. Недавно одна пациентка попросила меня отвести ее в молельную комнату, так как она боится лечить зубы, не помолившись, - рассказывает кардиолог.
Не наша традиция
Принявшая ислам, русская по национальности, Зоя Залевская открыла магазин «Исламский мир».
- Мы продаем книги и видеокассеты по исламской тематике, одежду, в которой подобает ходить мусульманам, - рассказывает она.
Вопрос корреспондента, можно ли купить у нее паранджу, не на шутку рассердил новообращенную мусульманку.
- Паранджа не считается традиционным нарядом для российских мусульман. И не надо убеждать меня в обратном, - сердится хозяйка торгового центра.
Добровольный апартеид
Возникновение в столице исламской социальной инфраструктуры вызывает далеко не однозначную реакцию москвичей. В мэрию Москвы приходит множество писем москвичей, недовольных открытием мусульманской поликлиники. По существу Москва повторяет опыт западных стран, где отказывающаяся ассимилироваться мусульманская диаспора становится серьезной проблемой для властей.
- Создание мусульманской инфраструктуры будет постоянно провоцировать проявления ксенофобии. Россияне никогда не смирятся с религиозным апартеидом, людей будет раздражать обособление мусульман, - сказал обозревателю «Москора» бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев.
Из сельской местности
- Если в середине 90-х годов к нам ехали в основном молдаване, украинцы и кавказцы, то сейчас преобладают выходцы из Средней Азии. Их в Москве уже больше, чем кавказцев, - убеждает меня директор Центра по изучению ксенофобиии Института социологии РАН Владимир Мукомель. - Интересно, что по суммам денежных переводов из России сегодня на первом месте стоит Узбекистан. В этой стране проживает более 25 миллионов человек. И поток мигрантов из такого огромного по численности населения государства может коренным образом повлиять на национальный состав российской столицы.
В Россию едет все больше людей из сельской местности. Они практически не владеют русским языком и незнакомы с элементарными нормами русской культуры. К тому же узбеки и таджики гораздо религиознее, чем азербайджанцы. Нет ничего удивительного, что эти люди создают параллельные социальные инфраструктуры. Однако такие структуры создают предпосылки для добровольного апартеида. Люди пытаются жить в России, не соприкасаясь с нашими реалиями. Учитывая нашу нетерпимость - это очень опасно.
Нет компактного проживания
Собственные социальные структуры, помимо мусульман, имеют еще только московские иудеи. При столичных синагогах действуют поликлиники. В Москве есть магазины и рестораны с кошерной пищей.
Однако, по мнению Владимира Мукомеля, иудейский «апартеид» принципиально отличается от исламского. Евреи в отличие от мусульман вовсе не стремятся создавать в Москве места компактного проживания своих единоверцев. Что вовсе не удивительно. Подавляющее большинство иудеев - коренные москвичи.
Уроки адаптации
- То, что мусульмане создают свои собственные социальные учреждения, можно только приветствовать, - поделился с «Москором» исламовед, ведущий сотрудник Фонда Карнеги, профессор Алексей Малашенко. - Меня пугает другое. Вслед за исламскими социальными учреждениями некоторые энтузиасты пытаются создать мусульманские анклавы в пригородах Москвы.
Например, планируется строительство мечети в микрорайоне Бутово, и группа мусульман намерена там же создать компактное поселение мусульман. Учитывая печальный французский опыт, я считаю это опасной тенденцией. Даже толерантных к чужой культуре французов настолько возмутили изолированные мусульманские коммуны, что они попытались сопротивляться. Несмотря на массовые протесты представителей ислама, в школах Франции девочкам запретили приходить на занятия в мусульманских платках. Увы, в непредсказуемой России «уроки адаптации» могут начать проводить не преподаватели, а скинхеды и фашисты. Создание мусульманских анклавов способно буквально взорвать Москву.