ОПЕРАЦИЯ "ПО УСМИРЕНИЮ ИРАНА",
Янв. 18, 2008, Zerkalo
cкорее всего, неизбежна
Р.МИРКАДЫРОВ
Сегодня в Азербайджане очень много споров по поводу того, насколько отвечает интересам Азербайджана ирано-американское противостояние и какой позиции необходимо придерживаться официальному Баку в данном противостоянии. Притом, как ни странно, вокруг этих вопросов до потери пульса спорят те, которые якобы занимаются реал-политикой.
Иногда у меня создается впечатление, что с нами происходит что-то вроде головокружения от успехов, а если быть точным - от потока нефтедолларов. Некоторые наши политики, кажется, всерьез, уверовали в то, что Азербайджан на самом деле является пупом земли, и поэтому от занимаемой нашей страной позиции по глобальным геополитическим вопросам что-то зависит.
Людям, которые, по тем или иным причинам, оказались в реал-политике и занимаются ею, грешно витать в облаках, особенно в такой маленькой стране, как Азербайджан. Рано или поздно придется спуститься на грешную, как мы с вами, землю. Хуже всего, если придется падать. Ведь шею можно свернуть. Мало того, что себе, но и государству.
Нам необходимо задаваться иным вопросом: насколько далеко готовы пойти США в данном противостоянии? Получив четкий и однозначный ответ на этот вопрос Азербайджан также четко и однозначно должен определить не только собственную позицию, но и стиль поведения в данном противостоянии.
Итак, попытаемся ответить на этот главный вопрос повестки дня. На первый взгляд, внешнюю политику США в течение последних нескольких лет вряд ли можно считать удачной. Если не считать расширения НАТО, Вашингтону так и не удалось довести до логического конца ни одно из своих внешполитических начинаний.
Во-первых, начнем с Афганистана и Ирака, которые оккупированы коалиционными войсками во главе с США. Однако вся проблема в том, что США так и не удалось взять под полный контроль военно-политическую ситуацию в этих странах, не говоря об экономической. Достаточно напомнить, что, несмотря на то, что с момента оккупации Ирака прошло около пяти лет, этой богатой энергоресурсами стране до сих пор не удается играть значимую роль на мировых нефтяных рынках.
Во-вторых, резкое повышение цен на энергетические ресурсы на мировых рынках и большие шальные доходы усилили позиции России на международной арене, и, как следствие, ее зависимость от Запада, в целом, и от США, в частности, уменьшилась.
Россия пытается восстановить свои позиции прежде всего на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. При этом Москва для реализации своего внешнеполитического курса активно использует такие факторы, как энергетический шантаж и усиление антизападных и антиамериканских настроений в мусульманском мире.
Кроме того, авторитарные и полуавторитарные режимы постсоветского и мусульманского пространства и так с подозрением оглядываются на Запад, в целом, и на США, в частности, которые пытаются экспортировать либерально-демократические ценности, то есть демократию в эти страны.
На примере таких отнюдь недемократических стран Средней Азии, как Туркменистан, Узбекистан и даже Казахстан, ясно можно проследить следующую тенденцию - по мере усиления позиции России вектор внешнеполитического курса этих государств становится все менее прозападным и проамериканским. Достаточно вспомнить даже события последних месяцев. Буквально накануне нового, 2008 года Туркменистан и Казахстан пошли на поводу Москвы и "подписались" на строительство Прикаспийского газопровода по территории России. Хотя США активно лоббировали и лоббируют проект строительства транскаспийского газопровода в обход России. Это всего лишь один факт, но уж очень показательный.
Хотя надо признать, что ни Казахстан, ни Туркменистан окончательно не заявили об отказе от поддержки строительства Транскаспийского газопровода. Кстати, по мере усиления России, антиамериканские и антизападные настроения проявляются и в Азербайджане. По вопросам демократии и соблюдения прав человека во взаимоотношениях между Азербайджаном и Западом всегда были проблемы. Например, в своей последней статье руководитель президентской администрации призывает Запад отказаться от политики экспорта демократии и только "на собственном примере воспитывать" таких, как мы. Странная позиция, особенно если учесть, что Азербайджан добровольно стал членом Совета Европы и взял на себя конкретные обязательства следовать ценностям этой международной организации в сфере демократии и соблюдения прав человека. Но хуже другое. Чем жестче становится позиция Москвы, тем громче в Азербайджаны слышны голоса тех, которые ставят под сомнение целесообразность строительства Транскаспийского газопровода и призывают "не демонизировать Россию".
Вот это и есть реал-политика для маленьких стран. Большинство из них определяют основное направление вектора своей внешней политики в зависимости от усиления того или иного центра силы, как в региональном, так и мировом масштабе. Хотя сразу отметим, что для Азербайджана, в отличие от того же Казахстана или же Туркменистана, неприемлем подобный подход. И не потому, что мы более правильные или же надежные партнеры. Вся проблема заключается в том, что "по вине" всех предыдущих президентов, то есть Аяза Муталибова, Абульфаза Эльчибея и Гейдара Алиева, мы уже давно, то есть после заключения "контракта века", особенно после начала строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, пересекли "точку возврата".
Однако в Вашингтоне прекрасно понимают, что большинство стран Ближнего и Среднего Востока, где сегодня, по сути, определяется будущее всего мира, как российские матрешки готовы в любой момент, в зависимости от изменения соотношения сил склонить голову перед новым сюзереном. А Запад, в целом, и США, в частности, в качестве сюзерена становится все менее привлекательным.
Вывод прост: Вашингтону необходимо срочно реализовать меры, доказывающие всем кто является хозяином в этом мире. Если сказать более ясно, то США необходимо добиться крупной и неоспоримой никем победы, чтобы страны региона четко поняли кто для них является сюзереном. Хорошо это или плохо пусть судят академики-теоретики подобно господину Рамизу Мехтиеву. А для реал-политики это данность, которую необходимо осознать и соответственно ей действовать.
Автору этих строк представляется, что США для достижения данной цели действуют в трех направлениях. Начнеми с того, что ближе к нам.
Первое: Вашингтон предпринимает активные действия, чтобы ускорить процесс интеграции в евроструктуры стран постсоветского пространства.
Стоит вспомнить последние события, происходящие на пространстве хотя бы ГУАМ. Разразился политический кризис в Грузии. Будущее ставленника США - Саакашвили - оказывается под угрозой. Однако М.Саакашвили идет не просто на досрочные президентские выборы, но объявляет референдум по поводу членства Грузии в НАТО. Да и призидентские выборы проводятся в относительно приемлемом для Запада режиме.
Сразу после новогодних праздников столицы стран ГУАМ посещает по сути неформальный личный посол президента США сенатор Ричард Лугар. По завершении его переговоров в Киеве, президент, премьер-министр и спикер Верховной рады Украины подписывают совместное обращение в адрес руководства НАТО по поводу членства этой страны в Североатлантическом блоке. Остаются Азербайджан и Молдова. Молдове некуда деться. Даже при президенте-коммунисте в лице Воронина, учитывая фактор Румынии, эта страна рано или поздно станет членом НАТО.
Одним словом, пока что не до конца ясным остается положение Азербайджана. Рано или поздно официальному Баку все равно придется сделать выбор - или как союзники по ГУАМ обратиться в НАТО по поводу членства, или же как Узбекистан покинуть это объединение.
Второе: США вместе со своими европейскими союзниками предпринимают активные действия по улучшению собственного имиджа в мусульманском мире и созданию антииранской коалиции из арабских стран. После новогодних каникул Ближний Восток посетили президенты США и Франции - Джордж Буш и Николя Саркози. Президент США особо настаивал на подписании мирного соглашения между Израилем и Палестиной до конца завершения собственного президентского срока. Сразу после визита Дж.Буша состоялся очередной раунд переговоров между премьер-министром Израиля и главой Палестинской автономии. Оба остались довольны их результатами.
Одновременно оба президента отмечали, что Иран является угрозой всему миру, в целом, но особо для стран региона, в частности, и лоббировали идею создания антииранской коалиции из арабских стран. Создание подобной коалиции более чем реально, конечно, в случае урегулирования палестино-израильского конфликта. Можно предположить, что США на этот раз добъются поставленной цели. Дело в том, что урегулирование именно сейчас отвечает не только интересам всех ведущих игроков на Ближнем Востоке, то есть, Израиля умеренно настроенных основных арабских стран, может быть за исключением Сирии, но, самое главное, - это отвечает интересам США. И Вашингтон имеет достаточно серьезные рычаги влияния как на Израиль, так и на нынешнего лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Для Израиля США являются единственным гарантом его существования, а М.Аббаса хочет свергнуть проирански настроенный ХАМАС.
Третье: после реализации вышеизложенных мер можно смело приступить к главному действию, которое должно убедить "матрешек" региона в том, что именно США остаются хозяевами этого мира, то есть усмирению Ирана.
Надо отметить, что, в отличие от оккупации Ирака, проект "по усмирению Ирана" сегодня активно поддерживается европейскими союзниками США, прежде всего Францией и Германией, которые еще недавно имели почти теплые отношения с тегеранским режимом.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что демократы, имеющие большинство как в сенате, так и в палате представителей США, больше не требуют от президента получения согласия конгресса. И это также показатель осознания требований реал-политики, естественно, с точки зрения государственных интересов США.
Об угрозах, которые таит в себе для Азербайджана обострение ирано-американских отношений, сказано и написано много, в том числе автором этих строк. Однако необходимо осознать - события будут развиваться без учета воли Азербайджана. Кстати, это даже поняли в Армении. Ведь вряд ли можно считать случайным выход на политическую авансцену в Армении проамериканского Левона Тер-Петросяна.
Но, самое главное, необходимо осознать то, что Азербайджану не удастся, да и невыгодно в конечном счете не участвовать в операции "по усмирению Ирана". Речь идет даже не о судьбе около тридцати миллионов азербайджанцев, проживающих в этой стране, за судьбу которых официальный Баку может быть не считает себя ответственным.
Дело в позиции ведущих игроков в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, в определении маршрутов транспортировки иранских энергоресурсов на европейские рынки, на что после превращения Ирана из врага западного мира в союзника и выяснения кто есть хозяин в регионе будут претендовать как братская Турция, так и Армения. Хотя в этом случае, вряд ли братская Турция будет учитывать интересы Азербайджана, не говоря уж об Армении.