Project Syndicate: США может потерять партнеров в Пакистане
26 февраля 2008, 11:25 CA-NEWS :
CA-NEWS (CA) - Президент Джордж Буш справедливо назвал недавние национальные и местные выборы в Пакистане «победой народа [Пакистана]». Но в то время, когда он говорил эти слова, его администрация вела закулисную работу с целью изменить волю народа Пакистана, пытаясь диктовать состав его следующего коалиционного правительства и поддерживая самого большого неудачника данных выборов - президента Первеза Мушаррафа. Буш играет в опасную игру, рискуя нормальным ходом политического процесса Пакистана в своих личных целях.
Project Syndicate: США может потерять партнеров в Пакистане
Ариф Рафик - редактор блога, посвященного политике Пакистана
Миллионы пакистанцев высказали четкое послание на избирательных участках. В общем, они проголосовали против Мушаррафа и религиозных экстремистов в пользу демократии, верховенства закона и разумного руководства.
На национальном уровне ни одна из партий не набрала большинства в парламенте, но центристская, демократическая оппозиция выиграла более 70% мест в Национальной Ассамблее. Союзная Мушаррафу фракция партии Мусульманская Лига (PML-Q) стала третьей, набрав лишь 15%, несмотря на массированную избирательную кампанию. Большинство ее высших руководителей потерпели поражение в своих округах (один из них не проигрывал на выборах целых 26 лет). Партия PML-Q, созданная в 1999 органами разведки Пакистана, сегодня политически мертва.
Альянс между двумя крупнейшими партиями, Пакистанской народной партии (PPP) покойной Беназир Бхутто и фракцией Мусульманской Лиги (PML-N), возглавляемой Навазом Шарифом, - это то, что нужно стране и чего хочет большинство Пакистанцев. У партий PPP и PML-N достаточно мест для формирования единого правительства. Они также понимают, что это, быть может, их последний шанс «спасти» Пакистан.
Вместе с демократически настроенным командующим армии генералом Ашфаком Кайани данная коалиция может заняться решением важнейших проблем Пакистана, в том числе проблемой терроризма. Если к коалиции присоединятся более мелкие партии и независимые депутаты, она сможет подвергнуть Мушаррафа импичменту и восстановить судебную систему, которую он сделал фиктивной. Это не по душе администрации Буша, которая помогла Мушаррафу удержаться у власти, несмотря на то, что в действительности 75% пакистанцев хотят, чтобы он ушел в отставку.
Администрация Буша находит национализм и противостояние партии PML-N Мушаррафу особенно опасными. Шариф призвал к тому, чтобы внешняя политика Пакистана обсуждалась в парламенте, но он поддерживает и дальнейшее сотрудничество с Соединенными Штатами. Его партия также желает восстановить в должностях уволенных судей Верховного Суда.
Однако правительство США не препятствовало незаконному смещению судей, считая, что настойчивые призывы суда к соблюдению Мушаррафом принципа конституционной подотчетности, осложняли региональные цели США. Суд, к примеру, потребовал, чтобы Мушарраф представил предполагаемых подозреваемых в терроризме (некоторые из них, вероятно, были «переправлены» в Пакистан ЦРУ), удерживаемых под стражей годами без уведомления об этом правительства.
Конечно, народное, демократически избранное правительство и независимая судебная власть в Исламабаде осложнит отношения с США. Демократия по своей природе непостоянна, но она не поставит под угрозу сотрудничество Пакистана в войне с терроризмом. Администрация Буша, однако, привыкла все вопросы решать с одним человеком и становится все более нетерпеливой. В свой последний год она бы хотела увеличить вероятность победы кандидата от Республиканской Партии на ноябрьских президентских выборах в США. Для этого успехи в Пакистане и Афганистане были бы очень ценными.
В результате администрация Буша агрессивно вмешивается в коалиционные переговоры между пакистанскими политическими партиями. Она хочет объединить партию PPP с дискредитировавшей себя партией PML-Q и изолировать партию PML-N. Посол США в Пакистане Энн Паттерсон, например, провела совместные переговоры со старшим советником Мушаррафа Тариком Азизом и сопредседателем партии PPP Асифом Али Зардари, вдовцом Бхутто.
По слухам, кабинет вице-президента Дика Чейни также играет активную роль. Зардари на совместной пресс-конференции с Шарифом отказался отвечать на вопрос о том, оказывается ли давление со стороны США с целью создания его союза с Мушаррафом. Но, в принципе, он и Шариф уже договорились сформировать правительство.
Силовое манипулирование администрации Буша политическим руководством Пакистана опасно как для Пакистана, так и для США. Предпочитаемый ей состав правительства может разделить оппозицию, укрепить позиции Мушаррафа и обеспечить последовательность военной кампании Пакистана против вооруженных повстанцев. Но это также может лишить следующее правительство легитимности, прежде чем оно придет к власти, расколоть крупнейшую политическую партию Пакистана и создать националистическую реакцию против США.
США следует отступить и позволить политическому процессу Пакистана идти своим чередом. Конечный результат может и не быть оптимальным, но если администрация Буша слишком переусердствует, она может потерять партнеров в Пакистане.