Ислам Каримов объявил амнистию капитала
29 февраля 2008г. ? 8 (786) , Казахстан. Деловая Неделя.
Андрей САИДОВ, Ташкент
Впервые в истории суверенного Узбекистана правительство предприняло попытку провести амнистию капитала. 20 февраля президент Ислам Каримов издал указ, запрещающий банкам страны предоставлять сторонним организациям любую информацию по счетам, вкладам и денежным операциям граждан и поручающий Генпрокуратуре следить за соблюдением банковской тайны. Со стороны может показаться странным, что общепринятую в мире норму взаимоотношений банков с клиентами, к тому же утвержденную местным Законом «О банках и банковской деятельности» еще в 1996 году, потребовалось подтверждать специальным распоряжением главы государства. По времени президентский указ был принят на фоне громкого скандала вокруг Национального банка внешнеэкономической деятельности, принуждавшего получателей денежных переводов из-за рубежа отчитываться перед спецслужбами об их источниках отправителей.
юдатели расценили указ Каримова о соблюдении банковской тайны вынужденным жестом, чтобы убедить США и Европу, в надежде на новые финансовые вливания Запада. Но основной смысл решения президента Узбекистана достаточно откровенно прописан в его преамбуле: укрепить доверие граждан страны к ее банковской системе, сократить свободный оборот наличности и привлечь деньги населения для инвестиций в экономику. Иными словами, правительство Узбекистана стремится обуздать инфляцию и пополнить дефицит государственного бюджета. Для этого объявлена амнистия капитала сроком на 1 год.
Согласно указу Ислама Каримова с 1 апреля 2008 года по 1 апреля 2009 года банки обязаны принимать депозитные вклады на предъявителя в национальной и иностранной валюте наличными или перечислением со счетов в зарубежных банках без ограничения в сумме и без предоставления каких-либо сведений о происхождении денег. На этот же срок средства, вносимые гражданами на депозитные счета, освобождаются от уплаты налогов.
Немыслимая свобода или день дурака?
Как известно, в большинстве самых демократических стран, исключая офшорные зоны, подобного либерализма в банковской системе нет и в помине. В тех же странах Европы и США действуют законы по борьбе с отмыванием денег, и невозможно просто так зайти в банк с мешком наличности и положить ее на депозит, не предоставив никаких подтверждений законного происхождения денег. А в Узбекистане теперь это будет фактически разрешено в течение одного года. По данным аналитиков Центральноазиатского гуманитарно-информационного центра такие экстраординарные меры могут, вопреки официально декларируемому экономическому подъему, свидетельствовать о реальном дефиците у государства денежных средств, прежде всего конвертируемой валюты, а также невозможности административными средствами сдержать рост инфляции. Переизбранный в декабре 2007 года на третий президентский срок, Ислам Каримов в своем новогоднем обращении к согражданам, заявил, что инфляция и рост цен за истекший год не превысила 6,8%. Но простой мониторинг в официальных источниках, а также на рынках и в магазинах Ташкента показывает, что реальные цены на основные товары массового потребления, а также тарифы на коммунальные услуги с декабря 2006 по декабрь 2007 года выросли в среднем на 50-100%. При этом рост курса доллара сдерживается не рыночными усилиями кредитно-финансовых учреждений. Все больше жителей Узбекистана ищут заработков за рубежом, но из получаемых там денег основная масса вывозится наличностью, минуя узбекские банки. В обратном направлении происходит отток валюты, осуществляемый крупным бизнесом. По мнению независимого аналитика из Ташкента Сергея Ежкова, последний указ Каримова не сможет решить задачи возвращения капиталов, размещенных узбекскими бизнесменами за рубежом.
Давно не секрет, что коммерческие структуры и производственные предприятия Узбекистана зачастую подолгу не могут получить собственные деньги, предназначенные для заработной платы.
Это настолько обычная практика, что она даже не возмущает клиентов банков. «Невозможно распоряжаться и прибылью по своему усмотрению, потому ее тщательно скрывают и всеми способами переправляют в дальнее и ближнее зарубежье. Например, в Казахстан, где деньги в банках можно хранить безопасно и легко получить обратно», - утверждает аналитик. Сами узбекские предприниматели признаются, что не торопятся верить в объявленную амнистию капитала, поскольку банками, даже коммерческими, как и всей экономикой Узбекистана, управляют не рыночные законы, а государство, которое в прошлом привыкло легко изменять свои решения. По официальным данным, в Узбекистане сегодня кроме государственных, действуют 29 коммерческих банков, но учредителями и соучредителями большинства из них все равно являются государственные структуры, в основном Министерство финансов. Политические противники Ислама Каримова, избранного на третий срок в обход конституционных формальностей, подогревают страсти, утверждая, что человек, легко обошедший Конституцию страны, при необходимости еще легче может переступить через собственные решения и обещания. Простым обывателям внушает опасения даже дата, с которой начнется прием вкладов по новым, беспрецедентно льготным правилам - 1 апреля, День дурака.
Зарекался козел в огород не ходить?
Многих потенциальных вклдчиков в Узбекистане ставит в замешательство отсутствие в президентском указе комментариев относительно того, что будет с их неограниченными вкладами по истечении срока новых правил - 1 апреля 2009 года. Будут ли тогда эти вклады подвергнуты декларации, выяснению источников их происхождения и обложению налогами? Или останутся неприкосновенными для государства, тогда как тем, кто не успел вывести свои деньги из тени за отпущенный президентом год, придется объясняться и щедро делиться с казной? Наиболее оптимистичные аналитики утверждают, что через год закончатся льготные условия депозитных вкладов на предъявителя, но банковская тайна останется. Правда, и те оговариваются, что уже вскоре, следом за нынешним сенсационным указом президента могут быть приняты подзаконные акты, как всегда оговаривающие множество «исключительных» и «особых» случаев, под которые в итоге может попасть любой вкладчик. По утверждению аналитика Ежкова, само понятие «банковская тайна» в Узбекистане - это миф, с завидным постоянством распространяемый внутри страны и за ее пределами. Представители исполнительной власти часто «намекают» предпринимателям на необходимость перечисления денег в какой-нибудь фонд - на социальные или иные нужды. При этом ссылки бизнесменов на недостаток средств легко отвергаются с помощью подробных данных с их расчетных счетов, которые в нужный момент всегда оказываются под рукой у чиновников. Независимые СМИ полны жалоб бизнесменов, ставших жертвами элементарного вымогательства со стороны сотрудников спецслужб, налоговых и иных контролирующих органов, получающих информацию о состоянии их счетов и банковских операциях под предлогом служебной необходимости. Поэтому многие граждане опасаются, что, даже если в течение года их вклады останутся в полном покое, в дальнейшем государство или привыкшие к коррупции чиновники найдут способы получить информацию об их средствах. Впрочем, насколько население Узбекистана в действительности поверило объявленной президентом амнистии капитала, можно будет увиде ть уже через месяц - с 1 апреля 2008 года.