Определенная неопределенность
28 марта 2008г. ? 12 (790) Деловая Неделя, Казахстан
Аскар ТУРСУНБАЕВ, Ашхабад
Туркмено-турецкие переговоры пробуксовывают
Надежды некоторых зарубежных аналитиков на то, что туркменский и турецкий лидеры объявят в Анкаре о вхождении Ашхабада в Транскаспийский проект, не оправдались. Это обстоятельство выглядело более чем странно на фоне публичного заявления президента Гурбангулы Бердымухамедова в Ашхабаде незадолго до визита в Турецкую Республику о том, что проект строительства вышеупомянутого трубопровода «не снят с повестки» газотранспортных планов Туркменистана.
Очередной вояж главы туркменского государства Гурбангулы Бердымухамедова (довольно мобильного по сравнению с прежним президентом - Туркменбаши) начался в понедельник 24 марта. Государственная пресс-служба новостей «Туркмендовлетхабарлары» (ТДХ) как могла подробно и красочно осветила протокол официального двухдневного визита президента Бердымухамедова и правительственной делегации Туркменистана в Анкару и Стамбул, а также широту радужного гостеприимства: кто провожал, кто встречал, пышность убранства апартаментов резиденции, приветственные речи, цветы, наряды и фейерверки встречающей стороны.
В резиденции лидера Турции Абдуллы Гюля - дворце «Чанкая»- вначале, как подобает, диалог президентов проходил в формате «один на один», а затем переговоры продолжились в расширенном составе, с участием членов правительственных делегаций двух стран. По информации ТДХ, главы государств обсудили ход реализации договоренностей, в том числе достигнутых по итогам официального визита президента Турецкой Республики в Туркменистан в декабре 2007 года. В ряду приоритетных направлений сотрудничества были названы торгово-экономическая, энергетическая и транспортно-коммуникационная сферы, текстильная промышленность, а также традиционная - строительная отрасль. Бердымухамедов и Гюль высказались за продолжение диалога в гуманитарной сфере, в частности, такой перспективной и высокорентабельной отрасли, как развитие туризма, где туркменской стороне есть чему поучиться у турецких партнеров. Что касается торгово-экономических отношений, то, по словам президента Турции, об их динамике лучше всего свидетельствуют объемы товарооборота между двумя странами, который достиг 1,3 миллиарда долларов США. Примечательно, каждая третья из действующих в Туркменистане иностранных компаний создана при участии турецкого капитала. Работая в таких важнейших сферах, как промышленность, транспорт, строительство, торговля и других, они демонстрируют наглядные образцы эффективного сотрудничества. Говоря об энергетическом сотрудничестве, то, как подчеркнул Абдулла Гюль, Турция исключительно заинтересована в том, чтобы природный газ, которым так богаты туркменские недра, поступал в Европу, и со своей стороны готова внести свой вклад в реализацию соответствующих проектов. Совместным проектом в транспортной сфере, по мнению турецкого лидера, могла бы стать железнодорожная паромная переправа Баку-Туркменбаши.
В свою очередь Гурбангулы Бердымухамедов подтвердил готовность своей страны к наращиванию двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере и в области инвестиций. Он сообщил о широких возможностях для реализации новых туркменских крупномасштабных проектов совместно с турецкими партнерами. В частности, президент назвал проект по созданию на туркменском побережье Каспийского моря Национальной туристической зоны «Аваза», в котором участвуют крупные турецкие компании. По завершении переговоров лидеры двух стран подписали ряд двусторонних документов: Протокол о сотрудничестве между Министерством культуры и телерадиовещания Туркменистана и Организацией телерадиовещания Турецкой Республики; Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между правительством Туркменистана и правительством Турецкой Республики и Протокол о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Туркменистана и Министерством иностранных дел Турецкой Республики. На совместной пресс-конференции Абдулла Гюль заявил, что открыта дорога к будущему туркмено-турецких отношений. По его словам, помимо обсуждения вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества, состоялся заинтересованный обмен мнениями по ряду актуальных вопросов международных отношений и регионального сотрудничества, по многим из которых мнения либо совпадают, либо очень близки.
Гурбангулы Бердымухамедов, в свою очередь, вновь подчеркнул, что нынешний визит и состоявшиеся переговоры красноречиво свидетельствуют о высокой динамике развития традиционно братских отношений между Туркменистаном и Турецкой Республикой. Говоря о перспективах активизации торгово-экономических связей, глава государства еще раз подтвердил намерение Туркменистана наращивать эффективное сотрудничество с представителями деловых кругов Турции по всем направлениям, включая строительство, текстильную индустрию, сельское хозяйство и другие отрасли.
Стороны не обошли вниманием и ряд вопросов международной политики, представляющих взаимный интерес. Так же, как и в Ашхабаде, было заявлено, что Туркменистан и Турция выступают за укрепление мира, безопасности и стабильности - как в регионе, так и во всем мире, активно борются против международного терроризма и преступности, незаконного оборота наркотических средств и других угроз современности. Оба государства намерены развивать конструктивные связи по этим и другим важным международным вопросам. На встрече туркменского лидера и главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана был затронут широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества в контексте задач дальнейшего экономического развития двух стран на современном историческом этапе. Собеседники заострили внимание на возможностях развития взаимодействия в энергетической сфере с учетом обоюдных интересов и конъюнктуры мирового рынка. В этом контексте была отмечена роль турецких компаний, работающих на туркменском рынке. За флером пространных комментарий ТДХ проскользнула важность сути высокого мероприятия. За кадром оставили прояснение главного вопроса, а именно: почему Бердымухамедов не поддержал инициативу Абдуллы Гюля в обсуждаемой ранее ими в туркменской столице теме - создание газотранспортного моста. Напомним, нынешний ответный визит Гурбангулы Бердымухамедова должен был внести ясность в продолжение ашхабадского диалога с Абдуллой Гюлем относительно энергетических планов, обсуждаемых в ходе визита в Туркменистан турецкого лидера. С прежним предложением Гюля рассмотреть коллеге проект строительства газопровода Туркменистан-Иран-Турция, мощностью в 16 миллиардов кубометров газа в год, вроде бы все ясно. Недаром спецпредставитель Госдепартамента США в регионе Стивен Манн провел ряд превентивных бесед в Ашхабаде, а также незадолго до командировки в турецкую столицу туркменского президента - в Баку и Анкаре. Жесткая позиция Вашингтона, выступающего против строительства любых трансиранских газопроводных магистралей в европейские страны, вывела данный проект из числа вероятных на ближайшую перспективу. Кроме того, Ашхабаду и Тегерану необходимо внести ясность в энергосотрудничестве после вынужденного прекращения нынешней зимой (по техпричинам) поставок туркменского газа в северные провинции Ирана.
Однако американский дипломат говорил с руководством вышеуказанных стран также и о Транскаспийском проекте, долженствующем продолжить магистраль Nabucco. По сведению «ДН», в данном западном проекте Ашхабад не устраивает роль Анкары, претендующей на реэкспорт туркменского газа. Вспомним, руководство Туркменистана, как прежнее, так и сегодняшнее, не раз заявляло о том, что сделка по продаже добываемого на его территории природного газа осуществляется только на туркменской границе, и на этих условиях, как говорится, welcome всем желающим (прямым покупателям). И сторонникам транснациональных энергетических проектов по доставке туркменского энергосырья на европейские рынки необходимо учитывать условие основного продавца. Через несколько дней Гурбангулы Бердымухамедова будут ждать в Баку. На встрече с Ильхамом Алиевым будет обсуждаться вопрос о взаимоприемлемых подходах по разграничению национальных секторов в Каспийском море. В обеих столицах заручились поддержкой Вашингтона в разрешении этого принципиального для обеих сторон вопроса, причем Ашхабаду намекнули на необходимое для этого условие - вхождение в Транскаспийский проект. После нахождения Баку и Ашхабадом компромисса в этой сложнейшей проблеме сомнения в подключении главного наполнителя потенциальной газовой трубы для Nabucco отпадут. А пока Ашхабад выигрывает на повышение цены на свой газ до среднеевропейского уровня для России. И в этом ему определенно помог ажиотаж Запада вокруг его собственных диверсификационных планов по газотранспортным маршрутам.