Жизнь воды
19.05.08 16:46, UzNews.net
Uznews.net - На фоне дефицита питьевой воды в Узбекистане, потребление ее в Ташкенте часто превышает суточную норму более чем в два раза. При этом, за тонну питьевой воды ташкентцы платят всего 48 сумов, что меньше стоимости спичечного коробка:
С наступлением жары жители столицы начинают интенсивно поливать водопроводной водой свои участки и тротуары перед домами. Многие, не имея кондиционеров, включают на долгое время душ, чтобы создать дома микроклимат. Постоянно вода из кранов и фонтанчиков льется и на ташкентских рынках. Летом ею охлаждают напитки, арбузы, дыни и так далее.
Норма потребления воды в сутки на человека в Ташкенте составляет, в зависимости от благоустройства жилья, от 90-270 в частном секторе до 330 литров в многоэтажках, однако, особенно в летнее время, воды тратиться гораздо больше.
«Бороться с этим трудно, - говорит начальник городского управления водопровода треста «Сувсоз» Гайбулла Салихов. - Конечно же, как в частном секторе, так и в многоэтажных домах очень много питьевой воды тратится на полив участков.
Эту проблему можно решить, лишь снабдив горожан поливочной водой. Первые шаги в этом направлении уже делаются - во вновь строящихся микрорайонах бурятся скважины для полива. Думаю, что со временем мы сможем решить проблему в масштабах города.
Есть еще места, где потребляется много воды - это многочисленные автомойки. Решением городского хокимията мытье машин питьевой водой категорически запрещено. Для этого должны использоваться автономные скважины, а если таковых не имеется, то привозная или арычная вода».
Открывая кран, мы не задумываемся над тем, какой сложный путь проходит вода от источников до наших квартир. Сколько труда, энергоресурсов тратится на ее очистку. А ведь ее стоимость, по нынешним временам, ничтожна - за кубометр, а это целая тысяча литров, мы платим всего 48 сумов. Спички, например, стоят 50. Дешевле уже ничего нет. Для сравнения, 1,5 литровая баклажка минералки обходится нам в 400-500 сумов.
Как рассказал Салихов, Ташкент и Ташобласть снабжаются питьевой водой из двух открытых источников - Кадырьинского водозаборного сооружения мощностью 1 375 000 кубометров в сутки, обеспечивающего 70 % воды, и Бозсуйского - мощностью 235 000 кубометров в сутки.
Некоторые районы Ташкента, а это 1-4 кварталы Чиланзара, частично, Сергели, а также часть Бектемирского района снабжаются водой из 5-ти артезианских скважин.
Протяженность городской водопроводной сети составляет 3 576 километров. Для поддержания необходимого напора в многоэтажных домах в городе работают 249 насосных станций третьего подъема.
«Качество питьевой воды, подаваемой в город, находится под жестким контролем, - говорит завотделом коммунальной гигиены Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Ташкента Джахонгир Мирзамухамедов. - Нами ежеквартально проводится проверка воды на ее соответствие ГОСТу. Ежемесячно ее проводят районные центры санэпиднадзора. Лабораториями треста вода проверяется ежедневно, а на водозаборах - ежечасно.
Многие жители пьют воду из крана без ущерба для здоровья. Я сам с удовольствием ее пью. Это совершенно безопасно. Но в любом случае воду нужно, особенно, по утрам, спускать не менее 10 минут, поскольку за ночь она застаивается, ведь трубы со временем покрываются отложениями и ржавчиной».
Правда, за 10 минут может вылиться от 50 до 100 литров, но в этом случае не до экономии - здоровье дороже.
«В разных районах города у воды разный вкус, - добавляет Салихов. - Это объясняется различной жесткостью воды. В открытых источниках она мягкая, а в подземных - более жесткая. Там, где позволяют коммуникации, перед подачей потребителю мы смешиваем мягкую и жесткую воду. Но во всех случаях она соответствует нормам ГОСТа.
Наши водозаборные очистные сооружения можно назвать уникальными в Центральной Азии. На сегодняшний день их работа соответствует мировым стандартам. Иностранные специалисты, беря пробы воды на водозаборных сооружениях, также подтверждают это.
По технологии, речная вода сначала отстаивается в бассейнах, далее проходит через фильтры с кварцевым песком, в котором задерживаются взвешенные частицы, и поступает в резервуары чистой воды, туда же для обеззараживания из специальной установки подается жидкий хлор. После получасового контакта с ним вода самотеком поступает в водопроводную сеть».
Таким образом, в питьевой воде не должны содержаться нерастворимые частицы, однако, иногда из крана может течь ржавая вода с песком. Бывает это во время ремонтно-профилактических работ на водопроводных линиях. А один раз в четыре года промываются большие магистральные водоводы.
Трест существует с 1931 года, и из 3 576 километров сетей на сегодняшний день свой нормативный срок отслужили около 1500 километров. 422 километра изношенных сетей требуют первоочередного ремонта. Поэтому государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции.
«В настоящее время, - говорит Салихов, - мы осуществляем два инвестиционных проекта, финансируемых Исламским и Европейским банками. ЕБРР выделил 10 миллионов долларов для реконструкции ряда водозаборных сооружений Ташкента и области.
Этот проект предусматривает, в основном, замену оборудования - устаревших насосных установок на современные, автоматизированные и более экономичные. Только на Кибрайском водозаборе с его производительностью 1 350 000 кубометров в сутки это даст 30 процентов экономии электроэнергии.
Вся работа водозаборных сооружений переводится на автоматический режим, начиная от отстойников и заканчивая отбором проб воды, что позволит избежать влияния человеческого фактора.
На реконструкцию водопроводных сетей, насосных станций третьего подъема и канализационных очистных сооружений Исламский банк выделил кредит в размере 29 миллионов долларов. Работа рассчитана на три года и устранит наши основные проблемы. Сейчас мы планируем реконструировать до 80 километров сетей в год, а после завершения проекта дальнейшую работу осуществлять уже своими силами».
«Возвращаясь к вышесказанному, еще раз хочу подчеркнуть, что вопрос о нерациональном использовании питьевой воды в Ташкенте и в Узбекистане в целом назрел особенно остро, и мы стараемся решить эту проблему на своем уровне. Но немаловажным здесь является отношение населения к воде. Нужно с пеленок приучать новые поколения к бережному отношению к ней, как, скажем, это делают в Японии, где питьевая вода очень экономно расходуется, исключительно, по своему назначению», - заключил Салихов.
Хоть, водные ресурсы пока возобновляемы, они все же не безграничны, и, как предсказывают ученые, в обозримом будущем нехватка питьевой воды на Земле может привести даже к вооруженным конфликтам.
И, несмотря на явный дефицит воды, особенно, в северных районах Узбекистана, мы пока живем в относительно благополучном регионе. Так давайте же бережно относиться к тому, что у нас имеется, и продлевать жизнь воды.
Uznews.net