Новый закон для верующих
7 ноября 2008г. ? 43 (821) Деловая Неделя, Казахстан
Мадина МАРАТОВА, Бишкек
6 ноября депутаты кыргызского парламента большинством голосов приняли во втором чтении новый закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».
За его утверждение проголосовало абсолютное большинство народных избранников. Данный закон подготовлен в целях реализации решений Совета безопасности Кыргызстана от 7 сентября 2007 года по вопросу «О религиозной ситуации в Кыргызской Республике», постановления Правительства КР от 13 февраля 2008 года «О ходе выполнения Плана законопроектных работ Правительства на 2007 год и утверждении Плана законопроектных работ правительства Кыргызской Республики на 2008 год», с учетом новой редакции Конституции страны.
Своеобразие религиозной ситуации в Кыргызстане связано со многими социально-историческими и культурными факторами. В силу этих факторов Кыргызстан является полиэтническим государством, в котором проживают более 80 наций и народностей, это и определяет его многоконфессиональность, указывается в законе.
В настоящее время на территории республики действуют 2158 религиозных организаций (ислам, христианство и основные его ответвления, новые религиозные движения), а также различные объекты религиозного назначения (мечети, медресе, церкви, молитвенные дома, теологические образовательные учреждения), прошедшие учетную регистрацию в Госагентстве по делам религий.
На нынешний момент религиозная ситуация в республике сложная, требующая серьезного подхода и непосредственного участия государства в решении тех или иных вопросов, возникающих в этой сфере. Соответственно, основная цель закона - это соблюдение прав и свобод человека, сохранение мира и спокойствия.
Один из разработчиков документа, депутат Зайнидин Курманов, заявил: «Закон направлен не на ужесточение, а на упорядочение, контроль и учет религиозных организаций. Закон предполагает регулирование религиозных организаций, действующих на территории Кыргызстана. Закон предполагает запрет на преподавание в частном порядке религиозных дисциплин для всех уровней образования. В то же время законом предусмотрено включение религиозных дисциплин в общеобразовательные программы государственных учебных заведений. В новом законе также предусмотрено право военнослужащих реализовывать потребности, вытекающие из их религиозных убеждений и соблюдения религиозных обрядов. В Кыргызстане согласно новому закону предусмотрено производство обязательной религиозной экспертизы на ввозимую и распространяемую религиозную литературу, печатных, аудио- и видеоматериалов. Законом предусмотрен запрет на распространение религиозной литературы в общественных местах. Литературу религиозного содержания разрешено распространять только в местах, находящихся в собственности данных религиозных организаций».
Однако многие депутаты и эксперты считают, что данный закон нуждается в дальнейшей корректировке. К примеру, депутат Ажыбай Калмаматов выступил за ужесточение представленного документа, приведя в качестве доводов то, что кыргызстанцы становятся членами различных нетрадиционных религиозных течений из-за нехватки денег. «Так, допустим, в одной из сект за вступление каждому новоприбывшему выплачивается $50, поэтому наши граждане и уходят в эти организации», - пояснил нардеп. Как следствие, по мнению Ажыбая Калмаматова, позже возникают конфликты между приверженцами традиционного для КР ислама и представителями других религиозных течений. В доказательство он привел случай, произошедший в Нарынской области, когда жители одного из сел не позволили похоронить на местном кладбище подростка, члены семьи которого не являлись мусульманами. «Эта проблема разрушает нас изнутри», - констатировал Ажыбай Калмаматов. Депутат Табылды Орозалиев считает, что в КР все чаще можно столкнуться с тем, что «представители одной и той же семьи, причем кыргызской, являются членами различных религиозных течений». «Разве такая семья может стать основой государства, каковой и должна являться?», - задался вопросом парламентарий.
Статс-секретарь Государственного агентства КР по делам религий Шайлообек Уркунбаев также выразил озабоченность по данной проблеме. «Рост числа протестантов за счет представителей титульного этноса является одной из проблем в конфессиональной среде республики. Смена вероисповедания части кыргызов может негативно приниматься большей частью их соплеменников. В то же время политика религиозных общин протестантов недостаточно продуманна, поскольку не учитывает традиций местного населения, соответственно такие новые течения вносят противоречия внутри традиционных конфессий. В частности - в мусульманскую общину», - сообщил статс-секретарь.
О том, что впоследствии в только что принятый закон необходимо вносить доработки, высказался и эксперт Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ, доктор политологии и исламских исследований Кадыр Маликов. «Проблема законопроекта «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» сталкивает понятия обеспечения безопасности страны и прав религиозных меньшинств. Поэтому принятый закон нуждается в дополнениях со стороны экспертов»,- считает Маликов.
Кадыр Маликов полагает, что закон о свободе вероисповедания должен обязать государство выполнять роль арбитра в сфере религии. При этом, по мнению эксперта, необходимо подчеркнуть «особую историческую роль традиционных конфессий - ислама и православия, основанную на взаимоуважении и толерантности».
Депутаты Европарламента, побывавшие недавно в Кыргызстане, во время встречи с кыргызскими депутатами высказывали беспокойство по поводу того, что закон обсуждался всего полгода, и возможно, повлечет ущемление прав представителей религиозных конфессий. На что получили ответ от разработчиков, что времени на разработку было предостаточно и многие предложения, в частности ОБСЕ, учтены. Однако на деле получилось принятие закона по-кыргызски: документ принят, но со множеством оговорок и перспективой неоднократного изменения.