CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

asia-a.ru

Региональная стратегия США идет на подъем

19 января 2009

Региональная стратегия США идет на подъем

19.01.2009, Asia-a.ru

Региональная стратегия Вашингтона в Юго-западной Азии включает в себя переговорные процессы, связанные с «большими сделками», что направлено на успокоение Ирака и Афганистана, а также на возвращение стабильности Великому Ближнему Востоку.

На прошлой неделе Вашингтон продемонстрировал Индии свою благосклонность, «поставив дефис» в своих отношениях с Пакистаном и Индией. Доклад Нельсона, растиражированный в понедельник из Вашингтона, округа Колумбия, сообщил, что высокопоставленный дипломат Ричард Холбрук был бы послом по особым поручениям нового правительства для Индии и Пакистана. Нью-Йорк Таймс подтвердила эту информацию.

Однако, в этом случае, кажется, что господин Холбрук будет послом по особым поручениям только для Афганистана и Пакистана - кроме «взаимосвязанных региональных проблем». Из всех вероятных действий, администрация Бараки Обамы не станет «писать через дефис» Индию и Пакистан.

Но индийская дипломатия должна действовать мягко. К сожалению, сверхзависимость правительства Объединенного прогрессивного альянса от США, связанная с давлением на Пакистан прогнуться после нападений в Мумбаи, усложняет эту задачу. Мы теперь знаем, что «много» их индийского досье было подготовлено Федеральным бюро расследований так, чтобы все это выглядело «вероятным». Мы также знаем, что команда ФБР получила визы для того, чтобы поехать в Пакистан для продолжения расследования. Тем временем, мы продолжаем быть сфокусированными на высказываниях, не спуская глаз с ежедневных и ежечасных визитов американских политиков, чиновников или военных, появляющихся в Исламабаде.

И мы думаем: какие склонности имеет Исламабад? То, что препятствует этой трагикомедии опуститься до фарса, является назначение Холбрука. Это - просто здравый смысл, что любые «связанные региональные проблемы» проходящие через Пакистан, которые являются частью резюме господина Холбрука, будут неизбежно включать Индо-пакистанские отношения, включая «главную проблему» Кашмира.

Поэтому, не принимая во внимание дипломатическую двусмыслицу в семантике «дефисов», нужно быть действительно слабоумным, чтобы упустить из внимания американскую так называемую региональную стратегию ведения войны с террором в Афганистане, которая кристаллизируется как раз в то время, когда в Вашингтоне будет переходить власть к Обаме, рассматривающего свои варианты в по пеленанию земли, которую американцы называют Юго-западной Азией, и которая, простираясь на запад, к Средиземноморью, формирует так называемый Великий Ближний Восток, который включает в себя обширный геостратегический пейзаж от Леванта до Средней Азии.

Что такое региональная стратегия? По сути, она включает переговорные процессы о матрице связанных друг с другом «больших сделок» между США и соответствующими региональными игроками, которые стремятся умиротворить Ирак и Афганистан и вернуть стабильность Великому Ближнему Востоку, что, в свою очередь, помогло бы США уменьшить финансовую утечку $15 миллиардов в месяц, выбрасываемых на эти две войны, а также снизить враждебность одного миллиарда мусульман в мире. Обращаясь в прошлую пятницу в Вашингтонском Конференц-центре, Генерал Дэвид Петрэус, глава Центрального командования США, подвел итог: «Мы должны продемонстрировать [наше] обязательство выдержать всесторонние, скоординированные подходы и построить региональную стратегию, которая включает в себя Пакистан, Индию, Центральные азиатские государства и даже Российскую армию, а когда-то, возможно, и Иран».

"Великая сделка" в ее отношении к афганской ситуации вначале возникла в воображении во всем блеске оружия, что было отражено в ныне известной статье из Foreign Affairs, написанной в ноябре 2008 г. региональными экспертами Ахмедом Рашидом и Барнетом Рубином, которые, конечно же, консультировались с генералом Петрэусом. По их аксиоме изменилось cо-отношение афганской проблемы в международной системе и Афганистан больше не является буферным государством, исторически разделяющим конфликты, а теперь связывает их. Исходя из этого, они подвергли сомнению эффективность традиционных понятий основных элементов стабильности Гиндукуша после того, как крупные державы согласились не вмешиваться в Афганистан и не эксплуатировать его слабости в своей большой игре, так что их борьба за афганское государство остается минимальной, в то время как нейтрализованный, демобилизованный Афганистан служит буфером.

Сегодня эксперты аргументируют, что правила по ограничению большой игры в Гиндукуше уступили место искусственным региональными сектантским конфликтам в Афганистане, которые делают восстановление его статуса как буферного государства нереализуемым. Поэтому невозможно решить афганскую проблему, не решая международные проблемы, которые связаны с конфликтом в Гиндукуше. Эти проблемы были идентифицированы преимущественно как «война с террором», индо-пакистанские напряженные отношения, конфликт шиитов и суннитов, будущее НАТО, отношения США и России и ирано-американского тупика.

С индийской перспективы «большая сделка» включает в себя дипломатическую инициативу высокого уровня США, направленную к «законным источникам ненадежности Пакистана», что, конечно, требует, вмешательства Индии для обеспечения необходимых гарантий. В то же время, параллельно, Саудовская Аравия хитро протолкнет Талибан, который, отказавшись от связей с Аль-Каидой станет частью коалиционного правительства в Кабуле.

Это создает доверие, что США фактически верят в такую эйфоричную гипотезу. Но тогда, почему они крутят педали так системно? В текущем номере Foreign Affairs министр обороны США Роберт Гейтс дает интеллектуальную конструкцию региональной стратегии, направленной против декораций появления американского принуждения в глобальной системе. С подкупающей искренностью он признает, что «определяющим принципом» американской стратегии является «баланс». Как и определенная форма американского присутствия будет продолжаться в Ираке «в течение многих последующих лет» и, полагая, что неудача или возможность таковой, не является предметом выбора в Афганистане (поскольку это был бы «пагубный удар» по уровню доверия к США и среди друзей, и среди союзников, и среди потенциальных противников), Вашингтон должен «установить приоритеты и рассмотреть неизбежные компромиссы и альтернативные издержки», пишет доктор Гейтс. Учитывая императивы войны с террором - «мрачную действительность, длинную всемирную и нерегулярную кампанию» - и растущие финансовые ограничения по поддержке более значительных оборонных бюджетов, США должны быть прагматичными.

Доктор Гейтс признает, что США вряд ли «повторят другой Ирак или Афганистан : в ближайшее время» но это факт. Факт в том, что США не могут считать свое глобальное военное господство само собой разумеющимся, хотя, согласно нынешним тенденциям оно является жизнеспособным в среднесрочной перспективе. «И Россия и Китай увеличили свои расходы на оборону и программы модернизации, включая ПВО и улучшение способностей истребителей, которые в некоторых случаях приближаются к параметрам Соединенных Штатов».

Снова, Россия и Китай «могут не захотеть бросать вызов Соединенным Штатам, создавая, истребитель против истребителя, корабль против корабля, танк против танка. Но они развивают подрывные средства для притупления влияния американской власти, сужения военных возможностей Соединенных Штатов, и отрицают американскую военную свободу передвижения и действия». Доктор Гейтс выбирает Китай как господствующее государство с потенциалом, который сможет конкурировать с США, инвестиции которого в кибервойну, противоспутниковую войну, в вооружение против самолетов, кораблей и субмарин и в баллистические ракеты могут «угрожать первичным средствам Соединенных Штатов по проектированию своей власть : [и] обогнать способности Соединенных Штатов в вопросе нанесения удара из-за горизонта и использования системы ПВО».

Действительно, американская «Стратегия Национальной безопасности 2008» подчеркивает необходимость в «локальном партнерстве» для того, чтобы определенно застраховаться от России и военной модернизации Китая, а также влияния их стратегических выборов на международную безопасность. Это делает акцент на построении широкого спектра местных партнеров как основании американской долгосрочной безопасности. В «Стратегии Национальной безопасности» цитировалась Индия как главный пример таких «локальных партнерств» в пределах которых США намеревались преследовать свои глобальные интересы.

Таким образом, очевидно куда ведет «региональная стратегия» США в Афганистане. Она является неотъемлемой частью желания США выиграть длинную войну для получения глобального господства в 21-ом столетии. Будет явной софистикой говорить, что Афганистан «связывает» региональные конфликты, такие как Кашмир. Региональная стратегия обеспечивает контекст для США, для осуществления того, что «Стратегия Национальной безопасности» называет «усилиями понять и обратиться к обидам, которые часто лежат в основе мятежей». Она действует как рычаг, которым США могут балансировать региональные напряженные отношения и извлекать геополитическое преимущество.

Выбор жесткого посредника для решения «связанных региональных проблем» в Южной Азии является очень важным. Большинство людей знает господина Холбрука как блестящего церемонеймейстера по расчленению Югославии. Но, менее известный факт, состоит в том, что он является соучредителем - наряду с Джеймсом Вулси, бывшим Директором ЦРУ, и Деннисом Россом, бывшим специальным ближневосточным координатором в администрации Клинтона - группы под названием UANI (Объединенные Против Ядерного Ирана), которая распространяет апокалипсические видения Израиля по Ирану. В сентябрьском номере «Уолл Стрит джорнал» Холбрук написал, что «Иран - смертоносный и безответственный мировой актер, нанимающий террористические организации, включая Хезболлу и Хамас, для подрыва существующих режимов и разжигания конфликтов».

Закрепите ремни безопасности, выходцы из Юго-западной Азии. Впереди располагаются воздушные ямы. Есть много причин, почему правительство Объединенного прогрессивного альянса не должно класть все свои яйца в американскую корзину для того, чтобы выйти из тупика по нападениям в Мумбаи.

М.К. Бхадракумар Перевод Леонида Савина По материалам Геополитика.ru Фото easttime.ru

Ссылка на этот материал:

asia-a.ru

Предыдущая статьяПентагон обеспокоен судьбой авиабазы
Следующая статьяА.Мыскина: Есть ли жизнь без нефти? Декабрьское падение цены на черное золото ввергло казахстанских чиновников в панику