Виталий ВОЛКОВ, эксперт по Центральной Азии в Германии
02.04.2009 г. , Новая газета
Ведущие политики со всего мира собрались во вторник в Гааге, чтобы обсудить пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в Афганистане
Афганский излом
То, что эта ситуация плоха, стало уже аксиомой - новое лишь в том, что с этим теперь согласны и высшие руководители США, включая президента Обаму. Последний на днях посетовал, что «прошли семь лет, как талибы были изгнаны, а боевики контролируют целые районы как в Афганистане, так и в Пакистане». Афганские же наблюдатели отмечают, что отряды боевиков-талибов с наступлением весны пополнились в несколько раз больше, чем в 2008 году. Усиление талибов связывается с тем, что их снова стали поддерживать простые жители.
Депутаты афганского парламента из южных и юго-восточных провинций на днях заявили, что афганское правительство контролирует только центры городов, а в радиусе пяти километров от городов начинается власть талибов.
В этих условиях Вашингтон обнадежил союзников предложениями, которые получили название «новой стратегии США в Афганистане». Вкратце эти положения таковы:
- Усилить борьбу с талибами в районах, где они имеют основные тыловые базы, то есть в афгано-пакистанском приграничье. При этом США не намерены обращать внимание на границу их полномочий, формально определяемую началом пакистанской территории, а взамен готовы предоставить Исламабаду - если тот на деле покажет себя союзником - значительную финансовую помощь. Согласно сообщениям СМИ, глава Центрального командования США генерал Дэвид Петрэус уже дал понять, что подразделения американской армии могут быть задействованы в военной операции на территории Пакистана для уничтожения экстремистов «Аль-Каиды» и «Талибана».
- Американский контингент, который планировалось увеличить на 17 тысяч человек, усилится еще четырьмя тысячами военнослужащих. Они займутся, помимо решения военных задач, усиленной подготовкой местных служб безопасности и полиции.
- Обама намерен направить в Афганистан помимо военных несколько сотен гражданских специалистов. Их задача - оказание помощи в формировании органов власти и в восстановлении гражданского сектора. (Похоже на то, как в годы перед советско-афганской войной и во время нее подобные специалисты приезжали из СССР.)
- Наконец, Вашингтон признает, что проблемы Афганистана лишь усилением военного присутствия НАТО там не решить, и согласился на участие в Гаагской конференции иранской стороны. Хотя позиция Тегерана хорошо известна: любая форма присутствия иностранных военных в Афганистане не принесет ни мира, ни стабильности.
Осталось подождать, когда последует обращение со стороны НАТО к ШОС (которая на днях провела свою весьма представительную конференцию по Афганистану) за поддержкой, и будет, как говорится, картина маслом.
Кстати, согласно европейским СМИ, из 73 стран, приглашенных в Гаагу, не откликнулся на приглашение лишь Узбекистан. И на уже упомянутой конференции в Москве по Афганистану представителей этой страны также не было.
Но с Узбекистаном или без него собравшиеся в Гааге в целом действительно с определенным оптимизмом отнеслись к новым предложениям США. Европейские страны, особенно Германию, прельщает усиление доли «гражданского аспекта» в соотнесении военной операции НАТО и мер по восстановлению страны. Хамида Карзая, судя по всему, порадовала большая, нежели раньше, готовность его западных помощников прислушиваться к афганской стороне при проведении военных операций, согласие включить Иран и другие страны в пул «имеющих голос» и, конечно, настроение США прижать к ногтю противников Карзая в Пакистане.
Впрочем, полагаю, у президента Афганистана есть и иной повод для удовлетворения - есть сигналы, говорящие о том, что ему удалось заручиться поддержкой западных стран, по крайней мере, США, на предстоящих выборах.
Афганцы же, в отличие от европейцев, на новую стратегию смотрят весьма скептически. Силы безопасности Афганистана уверяют, что им для мало-мальски успешной борьбы с повстанцами необходима поддержка с воздуха. А это означает либо создание собственных ВВС (а это дело не быстрое и, с точки зрения Запада, обоюдоострое), либо продолжение авиаударов США по талибам - а как отличить талибов от мирных жителей? С другой стороны, увеличение войск - также вещь неоднозначная. Она имеет смысл при проведении активных операций или при полном блокировании всех путей обеспечения повстанцев. Второе невозможно в афганских условиях - для этого нужны не десятки, а сотни тысяч человек. Первое - активные операции - могут загнать наиболее дерзкие группы партизан в убежища, но потом неумолимо наступает период апатии, и большую армию, как и большой организм, необходимо чаще подпитывать, иначе она чахнет и становится питательной средой для наркотрафика и прочих «забав».
Другое дело, что Карзай хорошо понимает: США хотят сейчас «накачать» силы для того, чтобы хотя бы провести выборы в Афганистане надлежащим образом. А потом видно будет. Возможно, Вашингтон будет готовить почву для постепенного отхода оттуда и, как они это уже не раз делали, передачи ответственности европейцам и другим «энтузиастам».
Можно напомнить, что перед 1989 годом и переговорами в Женеве СССР также усиливал давление на моджахедов. Чтобы спокойнее уйти и подольше сохранить у власти тогдашнего президента, доктора Наджибуллу.