CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Есть ли выход в трубопроводных лабиринтах? : Казахстан. Деловая Неделя

27 сентября 2009

Есть ли выход в трубопроводных лабиринтах?

Европейские страны постоянно обсуждают проблемы доставки энергоресурсов из Центральной Азии, но не учитывают при этом интересы стран этого региона

25 сентября 2009г. ? 36 (864), Казахстан. Деловая Неделя

Юрий CИГОВ, Вашингтон

Сложно сосчитать количество разного рода мероприятий самого различного ранга, которые были посвящены за последние пару лет проблемам энергетики Центральной Азии и Каспия. Проводятся они почти всегда с большой помпой, с присутствием высокопоставленных американских и европейских участников, а по результатам подобных саммитов-встреч принимаются мало к чему обязывающие декларации и коммюнике, которые уже через несколько дней дружно забываются.

Вот и сейчас, после встречи глав государств «мировой двадцатки» проблемы энергетики, стоимости нефти и газа, а также создание новых маршрутов по доставке энергоресурсов на бурно развивающиеся рынки вновь оказались в центре всеобщего внимания.

И если по регионам Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии какие-то совместные действия стран-экспортеров энергоресурсов и их главных покупателей осуществляются, то в районе Каспия и Центральной Азии только и слышно о каких-то «больших играх», «перекройках мировых нефтегазовых карт» и тому подобном. В тех же Европе и Соединенных Штатах выражают уверенность в том, что Россия только и пытается восстановить свое былое с советских времен влияние над энергетическими маршрутами, ведущими из постсоветских республик. А в самой Москве уверены как раз в обратном: это Европа и США делают все возможное, чтобы трубы с нефтью и газом Центральной Азии и Каспия непременно пошли на мировые рынки в обход российской территории.

Помогут ли европейские советники российским компаниям не пустить центральноазиатский газ в ЕС?

Много говорилось уже о том, что во всех этих энергетических раскладах каждая сторона - будь то единая Европа, Россия, Соединенные Штаты, Китай, Иран или другие, имеет свою правду и свое видение будущего общей энергетической картины всего постсоветского пространства. Главным образом вся эта «индивидуальная правда» ни в одном из случаев не принимает во внимание интересов самих энергоэкспортирующих стран - как Центральной Азии, так и Азербайджана. Ведь как только заходит разговор о том, что нужно в европейском направлении проложить трубу, по которой на Старый континент пойдут нефть или газ, так тут же начинаются «межевропейские разборки», при которых никто даже не волнуется по поводу того, откуда все эти энергоресурсы поступят и какой прок странам-экспортерам поставлять нефть и газ именно по тому или иному маршруту своим европейским клиентам.

В этой связи показателен «межнемецкий разговор», который периодически ведется по поводу прокладки так называемого Северного потока - газопровода, планирующегося под дном Балтийского моря из России напрямую в Германию. При этом подобный проект в Германии уже называют «сделкой Шредера» (как известно, бывший канцлер Германии ныне нанят российской компанией «Газпром» для проталкивания этой затеи), а против нее самым активным образом выступает единый консорциум европейских энергетических компаний, главным представителем которого по «спорам со Шредером и «Газпромом» является бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.

Что немецкие, что российские СМИ постоянно обсуждают, кто из двух немецких бывших политиков, а ныне - влиятельных бизнесменов, сможет лучше «прокачать» интересы своих нынешних работодателей - бизнес структур, которые им на сегодня за это платят немалые деньги. Но никто при этом и словом не упоминает о том, что все эти «энергетические склоки» - вовсе не какая-то личная неприязнь между двумя деловыми структурами, а чисто политическая возня относительно того, каким все-таки образом пустить (или закупорить) энергетические потоки, идущие из Центральной Азии и Каспия в Европу. Уже сегодня эксперты говорят о том, что через 20 лет потребности в природном газе Европы возрастут на 40 процентов, причем покрываться они будут как за счет поставок сжиженного газа из Алжира, Катара и Юго-Восточной Азии, так и из Центральной Азии.

Казалось бы, подобные переговоры европейцам куда важнее вести со странами Центральной Азии и Азербайджаном и напрямую предлагать им четкий и ясный план взаимного сотрудничества. Однако на деле все энергетические потоки (особенно газовые) в Европу по-прежнему идут через российскую территорию, а диалог с центральноазиатскими странами поддерживают главным образом либо еврокомиссары, ответственные за энергетику, либо чиновники европейских министерств энергетики.

Вполне возможно, что европейцам есть смысл пойти по пути Германии и назначить бывших высокопоставленных политиков, знающих лично президентов ключевых энергоэкспортирующих стран Каспия (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан), «евротолкачами» бизнес-компаний, пробивающих Nabucco и другие подобные проекты. Правда, для этого подойдут только те политики, которым Россия и ее нефте-газовые поставки в Европу стоят поперек горла и которые смогут убедить центральноазитских президентов не просто в важности трубопроводной альтернативности (с этим вроде бы многие из них давно уже согласились), но и в необходимости практической деятельности по осуществлению «обводящих Россию» энерго-проектов.

Россия, конечно же, тоже не будет сидеть сложа руки и со своей стороны будет покупать акции тех европейских компаний, которые мечтают присоединиться к альтернативным маршрутам поставок энергоресурсов, как и станет продолжать практику приглашения на важные должности в европейских энергетических компаниях тех политиков Старого Света, для которых приличные оклады от «Газпрома» кое-что значат.

Энергетическое будущее Европы - в чем оно состоит?

Здесь стоит отметить, что целый ряд европейских стран просто маниакально хотят ликвидировать свою зависимость от российских поставок нефти и газа и найти для пополнения своих резервов источники в других частях света, в том числе - в Центральной Азии. Ведущие политики этих европейских государств (а это в основном Центральная и Восточная Европа) считают, что Москва их все время держит в неких «энергозаложниках», и каждую зиму они якобы ждут с опаской и страхом быть «перекрытыми» по природному газу с российской стороны.

Между тем в Европе есть и государства, которые вовсе не страдают от того, что получают энергоресурсы из России и видят подобное сотрудничество вполне нормальным (им все равно, поступает ли к ним западно-сибирский газ из России, или это те самые кубометры, которые в российские трубы на границе закачиваются из Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана). Также нельзя не учитывать роль важнейших транзитных государств (о чем раньше вообще никогда не шло речи), через территорию которых природный газ из Центральной Азии и Каспия и попадает в Европу. Теперь Украина, Турция, Грузия стали столь же важными элементами обшей энергетической безопасности Европы, как и сами страны-поставщики (Россия, Туркменистан).

При этом Украина и Турция за счет своего транзитного статуса могут достаточно эффективно «давить» на Европу по тем важнейшим для них вопросам, которые без весомого «энергетического рычага» просто невозможно решить. И для Украины, и для Турции ключевым моментом во внешней политике является возможность (пусть даже и в отдаленной перспективе) присоединиться к единым европейским структурам (прежде всего - к Евросоюзу).

Именно поэтому они и дальше будут не только бороться за то, чтобы как можно больше самых различных вариантов поставки энергоресурсов существовало в Европу, но и за то, чтобы их статус как важнейших транзитных (а в дальнейшем - и распределительных) государств постоянно повышался. А в случае с Турцией, влияние которой на европейские дела растет буквально с каждым днем, эта страна может уже через несколько лет стать главным «трубопроводным диспетчером» для основных энергетических магистралей, ведущих в Европу из региона Центральной Азии и Ближнего Востока.

Центральную Азию не слушают или она сама не может заставить Европу услышать себя?

Сейчас, когда идеи прокладки Nabucco и ряда других трубопроводов из региона Каспия и Центральной Азии вновь живо обсуждаются в Европе, постепенно стали подтягиваться к энергодиалогу такие страны, как Ирак, Пакистан и Египет. А ведь есть еще Иран с его огромными газовыми запасами, которые не попадают пока в Европу из-за жестких экономических санкций, навязанных этой стране со стороны Соединенных Штатов.

Практически в каждой европейской стране, которая так или иначе завязана на получение природного газа из-за рубежа, созданы свои специальные отделы, департаменты, полугосударственные компании и группы экспертов, которые перманентно встречаются друг с другом, обсуждая различные варианты доставки энергоресурсов на Старый континент из России, Центральной Азии, зоны Каспия и Ближнего Востока.

Однако все эти регулярные, но мало что дающие, по сути, дискуссии почти никогда не учитывают интересов тех стран, которые либо сами будут поставлять нефть и газ в Европу, либо выступят важными транзитными звеньями для подобных поставок.

Так, в ближайшие два-три месяца в Европе планируется провести сразу несколько крупных конференций по нефти и газу. Одной из важнейших тем на каждой из них непременно звучит обсуждение ситуации с доставкой природного газа из региона Центральной Азии и Каспия. И ни в одной из этих конференций нет среди участников ни одного влиятельного докладчика (министра, ученого, эксперта, главы крупной компании) из стран этого региона.

Да, в самом Казахстане, а также в Азербайджане два-три раза в год проводятся собственные нефтегазовые конференции и выставки, которые традиционно проводят либо английские, либо немецкие пиар - структуры. Там местные министры выступают, доводят до сведения собравшихся свои взгляды и оценки нынешнего состояния «трубопроводной дипломатии» в мире, но потом европейские представители опять совещаются только между собой и сами для себя решают, какие варианты для них лучше по доставке энергоресурсов с Каспия и Центральной Азии.

Также мало заметно какой-то осмысленной деятельности европейцев в регионе Каспия и Центральной Азии из-за отсутствия у них единой политики и четкого увязывания интересов каждой из стран Европы, стремящейся получить природный газ извне. Бесконечные согласования, споры и откровенное затягивание переговоров между собой приводят к тому, что тот же многострадальный проект Nabucco по большей части все еще остается мифическим дискуссионным клубом, в котором состоят вроде бы многие, но реальных дивидендов в итоге не получает никто.

Создается даже впечатление, что по многим важнейшим моментам этого энергетического сотрудничества страны больше борются друг с другом и делают другим всякого рода «подножки», нежели действительно грамотно взаимодействуют и работают на позитивный практический результат.

То страны ЕС «обеспокоены» политикой России и ее отношениями с Украиной и Белоруссией, то Турция говорит, что никаких трубопроводов не будет через ее территорию, если ее не поставят на конкретный лист ожидания для вступления в Евросоюз, а то Иран тихонько, но на полном серьезе всем напоминает о том, что никаких Nabucco и ему подобных проектов вовсе не будет, пока у Тегерана вся Европа не спросит, как ей быть, поскольку Каспийское море до сих пор остается не поделенным, и ничего прокладывать под его водной гладью иранцы просто никому не дадут.

Конечно, «большие политики» и «крупные бизнесмены» что в России, что в ЕС, что в Центральной Азии скажут, что так и должно быть - «большая энергетика» подразумевает под собой бесконечную борьбу друг с другом и против всех одновременно. И, дескать, если не «мы - их», то уж точно, что «они - нас». Вот только при такой циничной «политпсихологии» абсолютно точно не будет в конечном итоге ни Nabucco, ни нормального взаимодействия между Россией и Украиной (от чего в первую очередь опять будет страдать Европа), ни многого нефтегазового другого, что могло бы всем странам приносить пользу и процветание, а не бесконечные разборки, склоки и взаимное недоверие.

dn.kz

Предыдущая статьяР.Приживойт: Ждем перемен. Реформы, которые пообещал Киргизии К.Бакиев, неизбежны, как цветение абрикосов...
Следующая статья"Associated Press": Северный маршрут поставок в Афганистане под угрозой