Умиде Ахмедовой отказано в праве на выезд из страны
10.08.10 13:45, UzNews.net
Uznews.net - В Узбекистане продолжается практика негласного запрета на выезд из страны для некоторых правозащитников и журналистов. Нарушение права на выезд из него все чаще применяется к «неблагожелательным» личностям.
В список «невыездных» недавно попала известный фотограф Умида Ахмедова - служба въезда-выезда и оформления гражданства (ВВиОГ, бывший ОВИР - отдел выезда и регистрации) не выдает ей визу на выезд из страны, несмотря на то, что после подачи документов прошло уже два месяца вместо положенных двух недель. Ахмедова не получила не только разрешения на выезд за границу, но не удостоилась какого-либо ответа вообще.
«Сначала в клевете обвинили, теперь из страны не выпускают. Я, вероятно, национальное достояние, строжайшим образом охраняемое государством - историческая и культурная ценность. На меня, видимо, особое разрешение нужно, и сроки рассмотрения другие», - шутит она.
Умида Ахмедова - автор многих фото- и видео-работ, в том числе фотоальбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката» и фильма «Бремя девственности», за которые она в феврале этого года была осуждена по статьям «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений» и «Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте, либо в средствах массовой информации» Уголовного кодекса. Сразу после осуждения суд амнистировал фото-художницу.
«Ну, сотрудники ОВИРа не знают же - вдруг ты за границей наснимаешь фотографий и оклевещешь тем самым другую страну, Джизакский правозащитник Бахтиер Хамраев ждал разрешение на выезд один год а Узбекистану потом за тебя претензии предъявят» - подшучивают друзья Ахмедовой.
Случай с Умидой Ахмедовой не первый в своем роде. Достаточно вспомнить отказ в разрешении выехать из Узбекистана одному из самых известных журналистов республики - Ало Ходжаеву. Ходжаев был создателем и главным редактором первой в Узбекистане независимой интернет-газеты «Трибуна».
Сайт, поднимавший острые проблемы, очень скоро попал в немилость, был заблокирован, а самого Ходжаева вынудили уволиться с поста главного редактора негосударственной радиостанции «Гранд» и запретили покидать пределы республики.
Подобное произошло и с другим узбекским журналистом - Алишером Таксановым, вынужденным из-за давления властей покинуть Узбекистан в июне 2006 года.
Одобрения на выезд журналист ждал несколько месяцев, все это время его преследовали, пытались обвинить в неуплате налогов и в получении грантов из-за рубежа, утверждает Таксанов. Журналисту пришлось, так и не дождавшись визы, покинуть Правозащитник Мамир Азимов ожидает заветное разрешение из ОВИРа с весны 2008 года страну из-за усилившегося давления.
«Понимая, что визы я вообще не дождусь, 19 июня 2006 года я вылетел в Киев, зная, что для поездки по СНГ мне не нужна выездная виза - достаточно штампа о прописке в паспорте. У меня была въездная миграционная виза Швейцарии, и украинские пограничники выпустили меня без проблем. Этого бы не произошло в России - там требуют наличия выездной визы в узбекских паспортах» - рассказывает Таксанов.
Бахтиёр Хамраев, председатель Джизакского областного отделения Общества по правам человека в Узбекистане (ОПЧУ), обратился в ОВИР Джизакской области в июле прошлого года, но получил заветный штамп в паспорте только в июне этого года.
Его коллеги, также из Джизакской области, Саида Курбанова и Мамир Азимов подали заявления в ОВИР еще весной 2008 года - и по сей день ждут ответа.
«При таком авторитарном режиме, если человек стал правозащитником, и работает на благо народа, он обязан до мелочи узнавать суть проблемы и самое главное должен быть политиком. А чтобы решать общественные проблемы, приходится постоянно стучать в двери органов власти. Выступая в защиту других, получается, мы наживаем проблемы себе» - говорит Хамраев.
Uznews.net