Эксперты: «Жизнь кыргызского парламента будет совсем другой, чем ожидалось»
18 октября 2010, 13:11, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - В Представительстве Института по освещению войны и мира (IWPR) в Кыргызстане состоялась очередная видеоконференция с Фондом Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) в Вашингтоне с участием ведущих аналитиков по Центральной Азии из Кыргызстана и США, представителей Госдепартамента США и других исследовательских институтов. Эта встреча была посвящена итогам парламентских выборов в КР. На этот раз к кыргызстанским экспертам в Бишкеке присоединилась Марта Брилл Олкотт, ведущий эксперт Фонда Карнеги по ЦА, посетившая Кыргызстан с рабочим визитом, и известный российский журналист, специализирующийся по региону, обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов.
Во время видеоконференции обсуждались дальнейшие перспективы по созданию коалиций внутри парламента и формированию правительства. Модерировали встречу по традиции Марта Брилл Олкотт (Фонд Карнеги) и Эрлан Абдылдаев (IWPR). Как известно, по предварительным данным в Жогорку Кенеш попали пять партий из двадцати девяти, участвовавших в гонке: «Ата-Журт» (28 мест в парламенте), СДПК (26 мест), «Ар-Намыс» (25 мест), «Республика» (23 места), «Ата-Мекен» (18 мест).
По мнению экспертов, наиболее вероятны два варианта коалиций: первый - Ата-Журт, Ар-Намыс и Республика, и второй - Ата-Мекен, СДПК и Республика. Помимо этого «...могут быть и другие, самые экзотические коалиции, а также коалиции из более чем трех партий, если они смогут договориться между собой о разделении постов», - говорит аналитик Валентин Богатырев.
«Но главный вопрос в том, будет ли дееспособным новое правительство? - подчеркивает Богатырев. - Могут возникнуть моменты, когда министр из одной партии будет не подчиняться премьеру из другой. Этот паралич исполнительной ветви власти смертелен для Кыргызстана в его нынешнем положении. Поэтому уже сейчас ряд партий, по предварительным данным прошедших в парламент, хотят отказаться от вхождения в коалицию, чтобы не связывать себя с негативным опытом нового правительства в трудный зимний период и так далее. Вместо этого они будут нарабатывать позиции перед президентскими выборами».
«Для многих результаты выборов все же были неожиданностью, [в том числе для самих партий]. Но, судя по всему, консенсус элит все-таки состоялся. Прорыв «Ата-Журт» можно объяснить тем, что определенной части кыргызской элиты удалось самоорганизоваться. Этот консенсус крайне важен, чтобы у нас не случилось третьей "революции".
«Политики в чистом виде, а именно системных столкновений программ, идеологий, в Кыргызстане нет. Вместо этого - много амбиций. И если на юге отдельным силам удалось быть "как пять пальцев в один кулак", то на севере такого единства пока не наблюдается. Я думаю, это в какой-то степени объясняет итоги голосования», - высказал свою точку зрения Аркадий Дубнов.
По мнению Богатырева, ряд партий, которые также были в числе фаворитов, но не преодолели пятипроцентный барьер, стали жертвами низкой явки на выборах. Эксперту кажется странным, что, зная о настроениях граждан (больше половины принявших участие в соцопросах заявляли, что после выборов ничего не изменится) партии не провели дополнительную работу со своим электоратом, чтобы побудить их пойти голосовать.
«На этих выборах ожидания парламентаризма были сдвинуты другой тенденцией - патернализмом. Директор центра «Полис-Азия» Эльмира Ногойбаева полагает, что часть партий прошла в парламент именно на патерналисткой волне, и мы будем наблюдать эту тенденцию еще и при формировании правительства, так как теперь у партий есть свои обязательства.
Говоря о том, по какому пути Кыргызстан пойдет дальше, и комментируя речь коллег о том, что в КР, по аналогии с Украиной, может случиться столкновение идеологий, политолог Марс Сариев призвал учитывать специфику нашей страны. «[Даже в советский период] ... это была лишь "московская упаковка", а здесь народ параллельно жил своими кланами. Для кыргыза главное - выживание. На нашем народе никогда не было "колпака" внешней идеологии, как у человека западного, поэтому и наше мышление, и стратегии поведения отличаются», - сказал Сариев.
Другой тренд, на который нельзя не обратить внимание, - националистический. «Это логично, - считает Эльмира Ногойбаева. - Мы так и не прошли процесс нацстроительства. Эту тему продолжительное время оставляли на потом, проблемы загонялись в угол, чего делать нельзя. Иначе эта сфера радикализируется... Эти выборы не стали открытием. Еще в 2007 году среди партий, участвующих в гонке, были те, кто заявлял о своих националистских взглядах. Сейчас этот тренд опасен, но без этих идей не обойтись: это должно перебродить в нашем обществе».
Эксперты указали также на огромный вброс компромата, предшествовавший выборам. Говорилось о том, что возможно моделирование ситуации в стране со стороны внешних игроков, «которым может прийтись не по душе, что Кыргызстан первой из центрально-азиатских стран пытается отойти от президентской формы правления».
Вместе с тем мы видим, что у ряда лидеров партий, прошедших в парламент, есть реальные намерения обратно поменять Конституцию, и, скорее всего, после формирования коалиции, они начнут продвигать этот вопрос в ЖК, - говорят участники видеоконференции. Но прозвучало и другое мнение, что «идею возврата к президентской форме могли эксплуатировать в предвыборной гонке. И маловероятно, что они так быстро рискнут менять Конституцию, ведь в том числе перед лидерами соседних государств было дано обещание не нарушать спокойствие в Кыргызстане».
По мнению ряда аналитиков, новая конституция с сильным спикером создавалась с учетом того, что определенные силы получат большинство в парламенте. Волеизъявление граждан 10 октября внесло в эти планы серьезные коррективы. Судя по итогам выборов, «жизнь парламента будет совсем другой, чем ожидалось», - резюмировала Марта Брилл Олкотт.
Материал предоставлен офисом IWPR в Бишкеке.