CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Урок демократии провалила сама Америка :: Казахстан. Деловая Неделя

11 декабря 2010

Урок демократии провалила сама Америка

10 декабря 2010г. ? 47 (925), Деловая Неделя, Казахстан

Преследование основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа бросает тень на универсальные идеалы и ставит под удар право Запада критиковать авторитарные режимы

Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними Шарль Морис Талейран

АРЕСТ 7 декабря самого известного медиаперсонажа 2010 года, австралийского журналиста Джулиана Ассанжа, по невнятным обвинениям в сексуальных домогательствах в Швеции в то время, как его сайт WikiLeaks почти ежедневно выдает порции секретной переписки Соединенных Штатов Америки со своими посольствами по всему миру, вызывает сомнения в позиции Вашингтона по важнейшим вопросам политики, а именно приверженности демократическим идеалам. Если итогом кампании травли правдолюба станет его экстрадиция в США, где некоторые политики уже успели сравнить WikiLeaks с террористической организацией и призвать ЦРУ физически устранить журналиста, то завтра представителям Америки будет просто нечего говорить тем же властям Казахстана по делу Рамазана Есергепова, попавшего на нары за публикацию секретных материалов. Циничная real politic, исповедуемая Соединенными Штатами во внешнеполитической линии, в деле Ассанжа как никогда угрожает публичному имиджу страны, ассоциировавшемуся ранее с демократией в действии. Это не может не расстраивать всех, кто еще верит в нее, по всему свету.

Тот факт, что кампания против Ассанжа, в которой участвует полиция Великобритании, прокуратура Швеции, швейцарский банк PostFinance (вообще-то это банковское отделение национальной почты) напрямую связана с публикацией компрометирующих материалов переписки Вашингтона со своими посольствами, наверное, нет нужды подтверждать. Особенно когда сами власти США не скрывают свое раздражение Ассанжем. К примеру, как заявил генеральный прокурор США Эрик Холдер, американские власти постараются найти подходящий законодательный акт, нарушение которого можно инкриминировать 39-летнему австралийцу. То есть еще не знают, в чем обвинить, но так хотят это сделать, что ищут. Менее связанные приличиями должности американские парламентарии уже успели обвинить Ассанжа в том, что у него «руки в крови» (с чего бы это?), а также сравнить WikiLeaks с «Аль-Каедой», хотя очевидно, что сайт ничего не придумал, а просто раскрыл миру то, как на него смотрит Америка и ее партнеры. Тайная дипломатия, столь любимая ее названным отцом Шарлем Морисом Талейраном, без сомнения, - очень эффективное оружие внешней политики любой страны, однако ее моральная сторона лучше всего, наверное, характеризуется, так же как и Талейран, сумевший приспособиться практически к любому режиму - от Наполеона до Реставрации. Вспомните, что он говорил: «Предательство - это вопрос даты. Вовремя предать - это значит предвидеть». И уж, без сомнения, слабо все это соотносится с ценностями демократического правления, которое предполагает открытость государственной политики обществу, которое должно ясно представлять себе механизмы принятия решений теми, кому оно делегирует властные полномочия. Родившиеся в СССР, наверное, помнят, что одним из первых популистских лозунгов Владимира Ильича Ленина при захвате власти в результате Октябрьского переворота был именно отказ от тайной дипломатии как вещи, несоответствующей честной и открытой политике. Конечно, Ильич врал, прекрасно понимая, что ни от какой закулисной игры он никогда не откажется, но мнение общества о том, что различие между тем, что говорят на политической «авансцене» и за ее «кулисами», не слишком хорошо характеризует идеалы государства, он чувствовал очень тонко.

Естественно, любое государство, как любая партия, как любая организованная группа людей, имеет какие-то свои - зачастую меркантильные - интересы. Однако есть же еще и идеалы, с высоты которых та же Хиллари Клинтон может говорить нам в Астане, что недостаточно просто провести выборы, нужно провести их еще и честно. Теперь же, когда мы знаем, что Америка вовсе не отказалась от политики, сформулированной в выражении Франклина Рузвельта в адрес диктатора Самосы, «он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын», и это позволяет многим режимам сохранять свой автократический стиль правления.

Действительно, что завтра те же США смогут сказать нашим властям относительно тюремного заключения Рамазана Есергепова, действительно опубликовавшего документ под грифом «совершенно секретно», поскольку считал, что он имеет важное значение для общества, если в тюрьму пойдет Джулиан Ассанж? Ведь он точно также публикует все «утечки» не из хулиганских соображений. Он борется за то, чтобы люди знали все о тех, кто управляет ими, выдавая низменные или низкие мотивы за высокие, ложь - за правду и прочая, и прочая. «Политика - это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать», - говорил Талейран. Неужели Америка согласна с этим?

Да, кто-то скажет, что, мол, такие, как Ассанж, успешно борются с и так уже демократическими режимами, а против реально репрессивных систем, кровавых террористических организаций, с которыми действительно нужно разбираться, у него ничего нет, в результате он только мешает «хорошим парням» избавлять мир от «плохих». Это совсем не так. Просто потому, что любое современное государство принимает законы, а не действует на основании только, скажем, религиозных принципов, демонстрирующих нам, кто «хороший», а кто - «плохой». Суд, открытый, непредвзятый, нужен даже последнему маньяку, закоренелому детоубийце и извращенцу, чтобы все понимали, что их накажут за что-то конкретное, а не просто так. Потому что закон, применяемый избирательно к «плохим», это обратная сторона медали, которая позволяет тем, кто считает себя «хорошими», пользоваться им так, как им вздумается. А от этого недалеко и до остальных нарушений, которые превращают кристально чистого борца и демократа Фиделя Кастро в диктатора Фиделя Кастро, более полувека душащего на своем острове Свободы любое проявление свободы реальной.

Да, система государственной власти не изменится в одночасье, никуда не денутся секретные доклады, записки, а лидеры государств не перестанут говорить в частных беседах больше, чем в открытых речах, но вопрос в том, нужно ли преследовать тех, кто открывает это людям?

Когда «Аль-Каеда» нанесла Америке свой первый удар, та ответила невиданными прежде мерами безопасности, после которых некоторые американцы сказали - мы, конечно, можем победить терроризм, но такой ценой, что превратимся из того, за что нас ненавидели террористы - страны свободы и демократии, - в то, что будет само напоминать «Талибан». Ведя политику пропаганды демократических ценностей, нельзя поступаться ими так, чтобы это было очевидно всем и каждому, иначе любой авторитарный сорванец может ткнуть в тебя и сказать, что ты - голый. И ответить будет нечего, поскольку систему характеризуют не ошибки и нарушения, а реакция на них. И заключение Ассанжа будет ничем не лучше отравления Литвиненко или приговора Есергепову. Тот, кто подписывается под словами Талейрана «В политике нет убеждений, есть обстоятельства», не сможет завтра убедить других действовать в соответствии с идеалами, а не меркантильными побуждениями.

dn.kz

Предыдущая статьяВ.Шурыгин: Тандемагогия Кремля. Затянувшееся молчание и двусмысленные недоговорки
Следующая статьяПредседательство не помогло :: Казахстан. Деловая Неделя.