Табачок врозь
10 декабря 2010г. ? 47 (925), Деловая Неделя, Казахстан
Вопреки договоренностям по Таможенному союзу его члены будут вступать в ВТО по отдельности
Что теперь Карим Масимов должен доложить президенту Назарбаеву? Он и так расстроен тем фактом, что непримиримость России едва не сорвала подписание Декларации астанинского саммита ОБСЕ
«ДН»
8 декабря на пресс-конференции по итогам саммита Россия - Европейский союз (ЕС) в Брюсселе президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва, Астана и Минск, вопреки ранним договоренностям, имевшим место во время подписания соглашений по Таможенному союзу, будут вступать в ВТО по отдельности. «Мы будем вступать в ВТО отдельно, но состоя в Таможенном союзе. Одно другому не противоречит. И, наконец-то, все должны понять, что это нормальная ситуация, союзов может быть много, а ВТО у нас одна», - отметил российский лидер. При вступлении в Таможенный союз с Россией правительство Казахстана усиленно пропагандировало мнение, что Казахстан приобретает от этого очень многое, в частности, «общий билет» в ВТО. Теперь что же, выходит, Кремль просто кинул АкОрду?
В столице единой Европы российский лидер присутствовал на подписании меморандума о взаимопонимании между Россией и ЕС о завершении двусторонних переговоров по вступлению в ВТО. Теперь Москва ожидает вступления во Всемирную торговую организацию уже в первом полугодии 2011 года.
Еще недавно устами Масимова Казахстан неустанно повторял, что делать это мы будем вместе и как это нам выгодно. Однако, как и многое другое, связанное с Таможенным союзом, на практике эти «выгоды» оборачиваются вполне конкретными проблемами для Казахстана и казахстанцев.
О том, что с ВТО вышел просто откровенный «кидок», можно судить хотя бы по тому, что буквально 20 ноября, за 3 недели до заявления Медведева, Карим Масимов после заседания высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств в Санкт-Петербурге заявил: договоренность о совместном с Россией вступлении в ВТО по-прежнему в силе.
«У нас есть договоренность о том, что Казахстан и Россия будут вступать в ВТО одновременно и на одинаковых условиях, и она сегодня еще раз была подтверждена», - сказал Масимов, а стоявшие рядом россияне, которые не могли не знать о том, что будут подписывать и говорить менее чем через месяц в Брюсселе, согласно кивали головой.
«Все стороны подтверждают эти договоренности», - деловито отметил Масимов, а его российский коллега, успокаивая журналистов по поводу возможных разногласий в этом вопросе, говорил: «Разногласий нет, есть сложный процесс согласования интересов». Сложно предположить, как Астана может теперь встретить решение Кремля, чтобы не потерять лица, но в то же время объяснить людям, как так получилось, но ей теперь не позавидуешь. Списать такой вопрос на пресловутые шероховатости, про которые Масимов сказал в интервью «Коммерсанту» по итогам первого полугодия работы ТС, вряд ли удастся, поскольку напросится следующий вопрос: есть ли в нашем соглашении тогда вообще что-нибудь, кроме шероховатостей?
Конечно, то, что Медведев, в отличие от Путина, является сторонником отдельного вхождения России в ВТО, без нас с белорусами было известно давно. И даже в том же интервью Масимова спросили об этом. «Я не считаю, что они [позиции Путина и Медведева по вступлению стран ТС в ВТО] расходятся, - сказал тогда Масимов. - У них, по сути, одинаковая позиция. И у нас такая же позиция, поскольку мы все это проговорили. Мы создали ТС. И теперь мы вступаем в ВТО вместе или порознь, но на одинаковых условиях. В этом суть вопроса. Потому что если условия будут неодинаковые, то ТС не будет. Мы все сидим с открытыми картами, координируем наши действия и будем вступать на одинаковых условиях. В идеале, конечно, одновременно, но это, в конце концов, не самый принципиальный момент».
Нет, наверное, то, что мы говорим одно, а потом у нас за спиной говорят иное, конечно же, «не самый принципиальный момент», по мнению Карима Кажимкановича. Но зато это очень точно характеризует наше положение в ТС, вернее, отношение к нам со стороны вроде бы равноправного партнера. Благодаря Wikileaks мы знаем, как тот же Кремль продавливал через ТС свою сделку с Boeing, «подрезая» нашу с Airbus, теперь вопрос с ВТО. Не много ли шероховатостей для вещи, которую правительство просто впаривало нам как манну небесную для бизнеса?
Тот же Масимов много раз говорил, что ориентир ТС - это ЕС, и что тот так долго создавался, а мы, мол, все очень быстро построили. Может быть, все эти десятилетия референдумов, согласований, переговоров не зря были нужны ЕС? Может быть, зря наши так торопились? Может, не зря каждый свой шаг европейцы подкрепляли вдумчивым анализом, дебатами, волеизъявлением целых народов? В условиях, когда основательно разгромленный необдуманной экономической политикой правительства, мировым финансовым кризисом и рейдерскими атаками казахстанский бизнес подошел к черте, за которой 2011 год может стать годом банкротств, вовсе не таких вещей ждут предприниматели от власти. По крайней мере, мы хотим быть уверенными, что государство может защитить наши интересы и отстоять те вещи, которые нам уже пообещали. Или мы незаметно вернулись к временам «старшего брата»?