Новые мусульмане Туркменистана, часть 2: Переломный момент надвигается
Written by Andrey on Sunday, 26 December 2010, neweurasia.net
История и культура, ТуркменистанNo Comment
Перевод поста Annasoltan (ENG)
От редакции: Туркменский ислам известен как почти самостоятельная религия без особо ярых последователей. Однако, как рассказывает в следующем посте Annasoltan, картина быстро меняется, особенно среди молодых туркменов, для которых скоро наступит переломный момент: конфликт между тоталитарной властью и традиционно расслабленным отношением к жизни.
Современный туркменский ковер с рисунком древнего Коне-Ургенч. Фото с правительственного сайта Туркменистана:
В моем последнем посте, я рассматривала разные причины растущей популярности ислама в моем родном Туркменистане. Но это были только те причины, что возникли в последнее время и связаны с довольно «экзотическими» явлениями.
Теперь я хочу перейти к более глубоким причинам. Начиная с 2009 года, neweurasia опубликовала много материалов, описывающих религиозную и образовательную топографию тюркской Центральной Азии. Среди этих материалов - разбор шаманского прошлого (автор Paksoy), история бахаи в регионе (автор Schwartz), а также приключения туркменских студентов, обучающихся в Американском университете Центральной Азии в Бишкеке (автор Orazdurdy). Вывод, к которому я пришла, пытаясь сплести все эти нити, меня поразил.
Давайте начнем с «переломного момента». Популярность ислама ставит под вопрос авторитет в стране, как духовный, так и умственный. Здесь переплетаются два фактора - традиционная расслабленность туркменов и современный тоталитаризм нашего правительства.
С одной стороны, мы имеем дело с правительством, которое пытается заменить духовность собственной идеологией. С другой стороны, туркмены - очень практичный и верный традициям народ, хранящий в памяти свое кочевое прошлое. Целые поколения наших людей выросли на сказках, историях и притчах своих предков, бывших зороастрийцев и шаманистов.
Надо сказать, что попытки правительства придать своей идеологи реглигиозную окраску носят такой же традиционный характер. Например, «Рухнама» состоит из множества реальных и вымышленных сказаний и «древней» мудрости. Еще один пример - Курбан Байрам, заменивший Ид аль-Фитр. Вот, что по этому поводу говорит наше правительство:
«Народ собирается около качелей, которые установлены в каждом городе и каждой деревне как важный элемент празднования Курбан Байрама. Согласно народному поверью, поднимаясь к небу, люди очищаются от грехов. Этот чудесный ритуал не имеет аналогов среди традиций других мусульманских наций и делает этот туркменский праздник уникальным».
Скорее всего, традиция восходит к шаманизму. Я однажды услышала такой разговор между туркменской девушкой и парнем: «Я думала, что если качаться, с тебя слетают грехи», - сказала она. На что молодой человек, смеясь, ответил: «Если бы это было так, то качели бы стояли в каждой мечети. Эта нелепость не имеет никакого отношения к Исламу».
Правительство заостряет внимание на местных, не-мусульманских традициях, вроде этой, вместо того, чтобы сосредоточиваться на «чисто» мусульманских, по двум причинам. Во-первых, из-за искреннего желания поддержать туркменскую культуру, и во-вторых, чтобы ограничить интеллектуальные возможности ислама.
По тем же причинам, обращение к муллам за советами в спорах, семейных и деловых вопросах намного реже встречается здесь, чем в соседних Узбекистане и Таджикистане. С другой стороны, шариат играет гораздо менее важную роль в жизни Туркменистана. Сегодня трудно найти случаи многоженства. Свободных медресе не существует вообще. Наши традиционные религиозные лидеры действуют под строгим надзором правительства, как в советские времена.
Так что для более «чистого» мусусльманского самовыражения остается мало места. У нас нет религиозного руководства, а значит его нам импортируют, - этого-то и боится правительство. Оно ждет этой роли от Кыргызстана и его мнимого «друга» и «благодетеля» Турции. Об этом - в следующем посте.