CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Казахстан. Деловая Неделя :: Москва не хочет «шпионского скандала» с Узбекистаном

7 февраля 2011

Москва не хочет «шпионского скандала» с Узбекистаном

4 февраля 2011г. ? 4 (932), Казахстан. Деловая Неделя

Нигора Юлдашева, Ташкент

В понедельник, 31 января, председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов обсудил с послом Узбекистана в России Зиядуллой Пулатходжаевым ситуацию вокруг задержания в Ташкенте и осуждения на 16 лет за измену родине российского гражданина, полковника в отставке Юрия Корепанова. По результатам встречи, активисты, возглавляемой Мироновым партии «Свободная Россия» решили отложить, намеченный ранее на 2 февраля, пикет у посольства Узбекистана в Москве. Как стало известно, посол Пулатходжаев будто бы выразил надежду на скорое и благополучное разрешение возникшей проблемы. Накануне в Ташкенте побывал депутат Государственной Думы РФ от Свердловской области Александр Бурков, где встречался с послом России в Узбекистане Владимиром Тюрденевым, после чего передал Миронову папку с дипломатической перепиской по делу осужденного отставника, относительно дальнейшей судьбы которого официальные лица в Узбекистане воздерживаются от любых комментариев.

Россия старается не обострять отношения с Узбекистаном, зная, как легко он может отвернуться от нее

Шестидесятитрехлетний Юрий Корепанов, уроженец Свердловской области, долгое время служил в Министерстве обороны Узбекистана, а непосредственно перед отставкой занимал должность начальника военной кафедры Института ирригации и механизации сельского хозяйства в Ташкенте. В 2003 году он вышел на пенсию и вернулся в Екатеринбург, где получил гражданство РФ, устроился начальником службы контроля в «Водоканале» и подрабатывал сторожем в военном комиссариате Железнодорожного района. При этом бывший военнослужащий не оформил отказ от гражданства Республики Узбекистан с соблюдением всех формальностей и юридических процедур, предусмотренных законодательством страны. В Ташкенте остался младший его сын Дмитрий и другие родственники, которых Юрий Корепанов продолжал периодически навещать. Возвращаясь из последней поездки, 30 октября 2010 года около трех часов он был снят с поезда на границе Узбекистана и Казахстана. Через несколько дней его родственникам удалось узнать, что он находится в СИЗО Службы национальной безопасности республики. Как сообщил интернет-портал Свердловской области 66.ru, 11 января 2011 года военный трибунал признал Юрия Корепанова виновным и приговорил его по статьям 233 и 157 Уголовного кодекса Узбекистана за «незаконное пересечение границы» и «измену родине» к 16 годам заключения.

Родственники осужденного пенсионера, считающие его дело сфабрикованным, неоднократно обращались с жалобами в МИД Узбекистана, к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой, писали письма премьер-министру Владимиру Путину и президенту РФ Дмитрию Медведеву. По сообщениям агентства «Интерфакс» официальные власти России в декабре трижды обращались к правительству Узбекистана с просьбой разъяснить причины уголовных преследований Юрия Корепанова, но не получили ответа, а также не добились разрешения на присутствие представителя консульства РФ в Узбекистане на судебных слушаниях по его делу. Публичную огласку осуждение полковника в отставке фактически получило благодаря усилиям депутата Госдумы РФ от Свердловской области Александра Буркова, который организовал среди своего электората сбор подписей в защиту Корепанова, а также привлек к разбирательствам активистов «Свободной России». После встречи Сергея Миронова с послом Узбекистана в Москве, Бурков заявил журналистам, что он считает успехом «выход дела Корепанова на политический уровень», хотя оговорился, что, по его мнению, российская сторона должна «продемонстрировать Узбекистану свою готовность решать проблему в цивилизованном диалоге». При этом очевидно, что ни Кремль, ни официальный Ташкент не желают перерастания ситуации с Юрием Корепановым в громкий «шпионский скандал», раздуваемый независимой прессой. У каждой из сторон для этого могут быть свои причины.

По мнению неправительственных аналитиков в Узбекистане, в деле Юрия Корепанова много неясностей. Законы страны недвусмысленно исключают возможность двойного гражданства и жестко регламентируют процедуру утраты гражданства Узбекистана. В частности, статья 10 «Закона о гражданстве Республики Узбекистан» утверждает, что за лицом являющемся гражданином Узбекистана не признается принадлежность к гражданству какого-либо иностранного государства. Поэтому власти Ташкента вправе считать отставного полковника, официально не оформившего свой отказ от узбекского гражданства, пусть даже из-за сложности юридических процедур, гражданином Узбекистана, и применять к нему соответствующие санкции, несмотря на наличие у него российского паспорта. Как не обязаны и отчитываться в этом перед властями РФ. По действующему законодательству, узбекское гражданство может быть также утрачено, если человек более пяти лет находился за пределами страны, и при этом не встал на учет в консульском отделе Республики Узбекистан. Однако и в этом случае она не происходит автоматически, а считается совершенной только после подписания указа президентом Исламом Каримовым. Кроме того, статья 20 того же закона говорит, что в выходе из гражданства Узбекистана может быть отказано, если лицо имеет неисполненные обязательства перед государством или это противоречит интересам государственной безопасности. В случае с бывшим военнослужащим подобные соображения могли иметь место. Кроме того, не ясно, каким паспортом пользовался Корепанов во время своих поездок в Ташкент, поскольку после принятия гражданства другой страны с узбекским паспортом разрешается приехать только один раз - именно для отказа от гражданства Узбекистана. А после уже требуется оформление загранпаспортов или даже получение въездной визы - для граждан тех стран, с которыми у Узбекистана нет соглашений о безвизовых поездках. Правда, бывшие жители признавались журналистам, что посещая своих друзей и родственников в Узбекистане, продолжают пользоваться узбекскими паспортами «на свой страх и риск», н адеясь, что если их поймают на границе, им удасться выкрутиться с помощью взяток.

Защитники Юрия Корепанова считают его случай прецедентом, который так или иначе может коснуться десятков, а может и тысяч лиц, за минувшее десятилетие без соблюдения всех существующих юридических формальностей сменивших гражданство Узбекистана на гражданство России, Казахстана, других стран СНГ и Европы. Хотя обвинения в шпионаже или «измене родине», думается, вряд ли могут быть применены к таким нарушителям в массовом порядке. По сообщениям независимых наблюдателей, с января власти Узбекистана несколько смягчили, ужесточенные осенью 2010 года, правила выезда из страны иностранных граждан, имеющих вид на жительство. Напомним, что в ноябре-декабре прошлого года, некоторые граждане России и Казахстана, имевшие вид на жительство в Узбекистане, столкнулись с проверками в их паспортах разрешительных записей на выезд, из-за чего были сняты с рейсов при наличии уже купленных билетов или оштрафованы на немалые суммы - в эквиваленте около $1100. Причем нововведение оказалось не произволом пограничников, а внезапным восстановлением правила, установленного правительством Узбекистана еще в 1996 году, но позднее не применявшегося. Что и кому должно было продемонстрировать его временное восстановление, осталось двусмысленным. С 30 декабря 2010 года, по утверждению агентства «Фергана», правила выезда были вновь смягчены, но только в отношении граждан государств, с которыми у Узбекистана установлены безвизовые отношения, в первую очередь - Казахстана, России и Кыргызстана. Хотя многие нерезиденты к тому времени предпочли озаботиться оформлением «выездных виз» - разрешительных стикеров, размещаемых узбекскими властями в паспортах собственных граждан и иностранцев, имеющих вид на жительство. Теперь вероятно пришла пора серьезно задуматься тем, кто сменил гражданство Узбекистана на гражданство соседних стран, но по разным мотивам продолжает посещать свою бывшую родину, которая, как оказалось, может не признать себя бывшей. Политическая подоплека дела отставного полковника Юрия Корепанова, если она существует, наверняка не будет про яснена до конца и в ближайшее время, хотя сам случай явственно предостерегает от излишней беспечности к юридическим сторонам трансграничных вояжей.

dn.kz

Предыдущая статьяВ Казахстане начинается регистрация международных наблюдателей за выборами президента | Казахстан |
Следующая статьяКазахстан. Деловая Неделя :: Углеводородная бомба