Кыргызстан: Бишкек берет пример с Грузии в реформировании своей правовой системы
Понедельник, 21 марта, 2011 - 23:34, Eurasianet: Russian Edition
by Наташа Ефимова
Прослужив 18 лет в правоохранительных органах, майор А. научился ладить с начальством. Поделишься с руководством, и можешь заниматься не своими прямыми обязанностями, а халтурой, колеся по столице Кыргызстана Бишкеку и занимаясь извозом.
Заработной платы в 200 долларов в месяц не хватает на то, чтобы содержать семью из четырех человек. "Не всякая работа [в правоохранительных органах] дает заработок, - говорит следователь. - Автоинспекция - да. Экономические преступления - да. Уголовные расследования - нет. Кроме того, я не могу совсем уж беспредельничать, как некоторые".
Майор А., попросивший не называть его имени, дабы не навлечь на себя гнева со стороны сослуживцев, отнюдь не имеет в виду, что работа на разных должностях оплачивается по-разному, это значит лишь, что они обеспечивают разные возможности для вымогательства и мздоимства. В настоящее время власти республики приступили к изучению путей совершенствования работы правоохранительных органов и судебной системы, и рассказ майора является прекрасной иллюстрацией создавшейся ситуации.
Придя к власти в прошлом году, новое руководство Кыргызстана призвало реформировать правоохранительные органы, взяв за основу громкую антикоррупционную кампанию, развернутую в 2004 году в Грузии. Однако перспективы успешного развития событий в Кыргызстане представляются сомнительными.
"В Кыргызстане у ОПГ есть "крыша" в МВД, прокуратурах, ГКНБ, судах ", - сказал 18 февраля на встрече с журналистами замминистра внутренних дел КР Мелис Турганбаев, сообщает информагентство 24.kg. Коррупцией пронизаны все государственные структуры КР, и можно ожидать отчаянного сопротивления любым попыткам перемен, сказал EurasiaNet.org один оппозиционный депутат.
Коррупция и хроническое недофинансирование государственных органов стали бичом многих бывших советских республик после обретения ими независимости в 1991 году. Но молодые суверенные государства унаследовали от тоталитарного прошлого и множество других проблем, связанных с применением правоохранительными органами репрессивных методов без всякой оглядки на права граждан и сам закон.
"Согласно результатам соцопросов и оценки настроений в обществе, правоохранительные органы по сей день стоят на страже государственных структур, а не прав граждан, - говорит менеджер программы по реформированию правоохранительных органов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Евгений Черенков, работающий в Кыргызстане с 2003 года. - Никаких кардинальных сдвигов в приоритетах не наблюдается - ни в менталитете, ни на бумаге, ни в законодательстве".
Правовая система поражена не только коррупцией и недофинансированием, но и системными проблемами, такими как жестокое обращение с задержанными, вмешательство со стороны политиков, низкое моральное состояние и слабый контроль со стороны надзорных органов. "Незаконное задержание, незаконное привлечение к уголовной ответственности происходят сплошь и рядом", - подчеркнула президент Роза Отунбаева в своем выступлении на коллегии генеральной прокуратуры, отметив, что особенно неблагополучная ситуация сложилась в городе Ош и его окрестностях, где летом прошлого года развернулись ожесточенные столкновения на национальной почве. В течение несколько дней генеральная прокуратура закрыла 4210 из 5334 уголовных дел по факту июньских событий по причине недоработок, допущенных в ходе следствия, и слабого контроля со стороны органов прокуратуры на местах.
Сейчас власти только приступают к поиску решений сложившейся ситуации. В конце февраля Роза Отунбаева распорядилась создать рабочую группу по разработке концепции правовой политики по причине несогласованности прежних действий государственных органов в деле реформирования. Руководитель группы, вице-премьер Шамиль Атаханов, является политическим назначенцем, который может утратить свой пост в случае краха нынешнего шаткого правительства.
Как бы то ни было, но группа приступила к работе, и на этой неделе Атаханов должен проинформировать о выводах, сделанных им по итогам своей поездки 1-3 марта в Грузию, чьи успехи на данном поприще он столь высоко оценивает. "Эта страна смогла побороть организованную преступность и коррупцию, которой были охвачены практически все государственные органы", - отметил Атаханов в заявлении, высоко отметив также достижения Грузии в деле реформирования уголовно-процессуального законодательства в целях совершенствования защиты прав человека.
Но хотя комплексное реформирование Грузии удостоилось самых широких похвал за успехи в преодолении коррупции на местах, в ее адрес раздается и критика за неспособность решить более глубинные структурные недоработки, часть которых, такие как недостаточная подотчетность работы и нарушения прав граждан, во многом свойственны и Кыргызстану.
Власти Бишкека также выражают сомнение в отношении одного из ключевых элементов проведенной в Грузии реформы, а именно увольнения тысяч сотрудников правоохранительных органов. Вскоре после вступления в должность в декабре прошлого года, премьер КР Алмазбек Атамбаев заверил руководство силовых структур, что массовых увольнений не будет.
"Представьте, что может произойти, если уволить массу людей, привыкших носить оружие, не обеспечив их [материальной] поддержкой", - сказал EurasiaNet.org один чиновник из окружения Атамбаева. Испытывающему финансовые трудности Кыргызстану понадобятся серьезные вливания денежной помощи, чтобы бывшие стражи порядка не взялись за оружие, говорит этот источник, попросивший не называть своего имени по причине отсутствия у него разрешения комментировать данный вопрос.
Ясно одно: правовая реформа потребует солидного финансирования, которое должно исходить от зарубежных доноров, некоторые из которых уже вложили миллионы долларов в правоохранительную систему Кыргызстана.
"Демократия стоит очень дорого, - сказал Атаханов 11 марта на пресс-конференции по итогам своей поездки в Тбилиси и Вашингтон. - Где взять финансирования на реформы? Кого заинтересовать?...КР будет искать помощь у разных донорских организаций".
Реформы в Грузии также субсидировались из-за рубежа и последовали за свержением правительства, считавшегося крайне коррумпированным, так же как и режим экс-президента КР Курманбека Бакиева, свергнутого в апреле прошлого года. Но грузинские реформы - на разработку которых, по словам сотрудника ОБСЕ Евгения Черенкова, ушло минимум полтора года - происходили в период сравнительной политической стабильности. Кыргызстан же еще только пытается восстановить обстановку стабильности после не прекращавшихся почти год волнений.
Другая задача, стоящая перед Кыргызстаном, состоит в повышении прозрачности его работы. По словам представителя пресс-службы МВД республики Рахматилло Ахмедова, численность правоохранительных органов является государственной тайной. Его пресс-служба не дала EurasiaNet.org согласия на интервью сотрудников и не удовлетворила просьбу ответить на вопросы в письменной форме, несмотря на то, что в распоряжении у нее было больше недели. В ответ на заданный по телефону вопрос о процессе реформирования, Ахмедов ответил философски: "Реформу завершить невозможно". Реформа, по его словам, это "бесконечные трансформации", результат которых "смогут увидеть только наши потомки".
От редактора: Наташа Ефимова является независимым журналистом из Бишкека.