CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Foreign Policy»: Европе нужна другая политика в сфере энергетической безопасности :: Zamandash press

8 февраля 2012

«Foreign Policy»: Европе нужна другая политика в сфере энергетической безопасности

08.02.12 15:05, Zamandash press - информационное агентство

Замерзая в темноте

Энергетический спрос Европы превышает объемы, которая может производить Россия, и последний холодный фронт доказывает, что у континента нет стратегии для решения этой проблемы. Является ли решением сланцевый газ?

Это становится европейской зимней традицией. В 2006, 2009 и вот снова в 2012 году температура воздуха падает, а Россия прерывает поставки своего газа. Но, несмотря на то, что этот спектакль печально знаком, Европа не может решить эту проблему ввиду внутренних разногласий, европейских газовых компаний и ловких махинаций Кремля.

Сильные морозы в Европе - дело не шуточное. Обильный снегопад произошел в Риме впервые за четверть века, каналы Венеции начали замерзать, а температура воздуха в Украине достигла до -32 градуса по Цельсию. В результате по всему континенту погибли более 300 человек.

Объем экспорта российского газа сократился на 15% ввиду повышения внутреннего потребления в сильные морозы, что означает, что на экспорт теперь уходит меньше газа. Поставки в некоторые страны, в том числе в Австрию и Болгарию, сократились на 30%, и Россия обвинила транзитную страну Украину в откачивании газа больше положенного. На этот раз - в отличие от прекращения поставок в 2009 году, которое возникло ввиду ценового спора - причина снижения поставок, похоже, заключается в том, что российский газовый монополист «Газпром» просто не имеет достаточно газа для обслуживания как отечественного, так и международного рынка. Между тем премьер-министр страны Владимир Путин, по имеющейся информации, приказал компании обслуживать в первую очередь российских потребителей.

США, возможно, превратили «энергетическую зависимость» в популистский крик сплочения и резко повысили объемы производства собственного газа, но европейские страны направились в противоположном направлении. Они сосредоточили свое внимание на снижении спроса, развитии возобновляемых источников энергии, а также на заключении отдельных сделок с Россией. Закрытие атомных станций в Германии и решение Италии не возобновлять свою ядерную программу после трагедии на Фукусиме еще больше усилит зависимость Европы от российского газа.

Эта стратегия сделала Европу более уязвимой перед сильными морозами, охватившими весь континент. Но всё не обязательно должно быть именно так: запасы сланцевого газа в Европе, хотя, возможно, не в таких масштабах, как в Америке, могли бы стать местным источником энергии. По некоторым оценкам, запасы сланцевого газа в Европе составляют 15 трлн. кубометров.

Проблемы разработки этих запасов являются не только научными, но и политическими. Против разработки месторождений сланца выступают защитники окружающей среды, а также мешают закулисные препоны со стороны «Газпрома» и европейских газовых гигантов, которые получают выгоду от тесного сотрудничества с первым. В 2010 году, выражая трогательную обеспокоенность по поводу окружающей среды, заместитель главы «Газпрома» Алексей Медведев сказал английскому изданию «Telegraph»: «Не каждая домохозяйка знает о последствиях использования сланцевого газа. Я не знаю, кто рискнет подвергнуть угрозе водохранилища с питьевой водой».

В Болгарии к этим завуалированным предостережениям прислушались. Страна, которая очень сильно пострадала во время отключения газа в 2009 году, покупает газ у «Газпрома» по цене, в четыре раза превышающей цену на газ в Северной Америке. По результатам опроса общественного мнения, 75% болгар поддерживают разработку месторождения сланцевого газа с соответствующими экологическими гарантиями. Однако в законопроекте, который был предложен еще в эпоху коммунизма, Болгария проголосовала за то, чтобы запретить «разрыв пласта» - это важный этап, необходимый для освобождения газа - и прекратил лицензию нефтяного американского гиганта «Chevron» на разработку сланцевого газа на северо-востоке страны.

Инициатором и «двигателем» таких действий было не Министерство экологии, а председатель парламентского комитета по экономике Валентин Николов, который, как предполагается, находился под влиянием России, требовавшей возобновления газовых контрактов, срок действия которых истекает в этом году. Как утверждал министр энергетики Трайчо Трайков, эту кампанию возглавляли представители «заинтересованной элиты», а правоцентристский Союз демократических сил обвинил «Газпром» в «выполнении той же роли, которую выполняла Советская Армия несколько десятилетий назад». Запрет увековечивает почти полную зависимость Болгарии от российского газа, и отбивает охоту у других компаний вкладывать свои средства в разработку месторождений газа в Восточной Европе.

Болгария - далеко не единственная европейская страна, которая сама «связала себе руки и ноги» по вопросу энергетической независимости. Франция, обладающая огромными запасами сланцевого газа, а также нефти и газа, уже запретила «разрыв пласта» в июне прошлого года ввиду опасений по поводу экологии. Эти запреты были введены несмотря на отчет-исследование Европейской Комиссии, в котором говорится, что «ни на европейском, ни на национальном уровне мы не увидели существенных расхождений в нынешней законодательной базе».

Европейские компании яростно выступали против потенциала своего отечественного газа, оставив разработку сланца своим конкурентам. Разработкой месторождений сланцевого газа в Европе занимались небольшие компании, такие, как «Cuadrilla», которая объявила, что обнаружила в прошлом году почти 6 млрд. кубометров газа в северной Англии, а также американские гиганты, как «ExxonMobil», «Chevron» и «ConocoPhillips».

Между тем, чтобы упредить попытки Европы диверсифицировать поставки и перестать быть заложниками транзитных стран, Россия продвигала вперед строительство новых трубопроводов. «Северный поток», который пролегает по дну Балтийского моря в Германию, начал функционировать в ноябре. Спустя несколько недель после ухода с поста канцлера Германии в конце 2005 году Герхард Шредер стал председателем комитета акционеров «Северного потока», в состав которого, наряду с российским «Газпромом», входят две крупнейшие немецкие газовые компании «Wintershall» и «E.ON». Этот альянс между российскими и немецкими энергетическими гигантами вызвал испуг в Восточной Европе: в 2006 году тогдашний министр обороны Польши Радек Сикорски сказал, что всё это вызвало воспоминания о пакте Молотова-Риббентропа во времена нацистов.

Россия также планирует построить трубопровод «Южный поток», который еще больше усилит зависимость России от украинского транзитного маршрута, позволив Киеву оказывать давление по своему усмотрению, как это произошло в 2006 и 2009 гг. как средство против прозападного президента Виктора Ющенко. Трубопровод, который будет пролегать из России по дну Черного моря в Болгарию, будут строить «Газпром» совместно с итальянской компанией ENI, немецкой «Wintershall» и французской «Electricite». Трубопровод также помешает попыткам поставлять газ из Каспия и Ближнего Востока на юго-восток Европы, а также предотвратит устранение Туркменистаном, который обладает четвертыми по величине в мире запасами газа, посредника в лице «Газпрома» и продажу им газа напрямую в Европу.

Однако ввиду того, что предполагаемые затраты на реализацию проекта «Южный поток» на 50% больше, чем на реализацию проекта ЕС «Набукко», коммерческая целесообразность «Южного потока» является туманной. ««Газпром» - именно то, чего можно ожидать от государственного монополиста, сидящего на огромном богатстве - он неэффективен, политически мотивирован и коррумпирован», - таково мнение одного американского дипломата, раскрытого «WikiLeaks». Похоже. это подтверждается, поскольку компания все больше обременена субсидированием своего внутреннего рынка и расхватыванием инфраструктуры для расширения политического контроля на территории бывшего советского «ближнего зарубежья». В результате возникла реальная угроза того, что «Газпром» в следующем поколении не сможет инвестировать достаточно средств в более дорогостоящие и отдаленные месторождения.

Европа должна предпринять решительные шаги. Европейские лидеры должны отказаться от всяких иллюзий, которые они еще питают в отношении безжалостных, циничных и расчетливых людей в Кремле. Европа должна иметь дело с ними с позиции единства и силы, и не поддаваться искушению в достижении сделки. Если Германия недовольна финансовой недисциплинированностью еврозоны, одна должна продемонстрировать в области энергетики собственную дисциплину, а не самоснисходительность.

Урок десятилетий с начала первого нефтяного кризиса заключается в том, что в долгосрочной перспективе от запретов и политизированной манипуляции энергетические экспортеры страдают больше, чем их потребители. Экономика России, основанная на экспорте ценных ресурсов, оказывается все более шаткой, и значительные расходы экспорта российского газа в Китай означают, что у Кремля почти нет иного выхода, кроме того, чтобы сосредоточиться на Европе.

Осознание этого факта должно позволить Брюсселю активно бросить вызов правительству Владимира Путина по вопросу прав человека и геополитическим аспектам, как в нынешнем противостоянии по Сирии, так и по усиливающейся внутренней оппозиции «путинизму». Задача Европы - урегулировать свои принципы и интерес в продвижении международных свободных рынков с эффективной стратегией по энергоресурсам.

Европейским газовым олигополиям, которые «водят дружбу» с Кремлем, должны бросить вызов конкуренты. Такие гибкие газовые рынки, как Англия, постепенно сменяют дорогостоящие нефтяные контракты, которые, как настаивает «Газпром», необходимы для «безопасности поставок». Улучшенная эффективность и взаимосвязи в Восточной Европе, в частности с Украиной, сократят способность России запугивать желаемые страны.

Также необходимо активно рассматривать вопрос альтернативных поставок. Одно из крупнейших достижений ЕС по энергетической безопасности случилось неожиданно, через расширение поставок катарского газа. Катар, который начал экспортировать свой газ в 1996 году, является теперь третьим крупнейшим в мире экспортером и поставляет четверть мирового сжиженного природного газа. У Катара есть веские причины бросить вызов России и претендовать на долю европейского рынка - исчезновение его запланированного американского рынка ввиду бума производства сланцевого газа в Америке, а также желание ограничить азиатские поставки для сохранения там высоких цен. Однако ввиду того, что Доха проводит переговоры с Москвой относительно совместных арктических проектов, эта благоприятная ситуация, возможно, не будет длиться вечно.

Ухудшающиеся отношения Европы с Турцией, омраченные ненужным самоанализом и ксенофобией, также представляют угрозу для энергетической безопасности континента. ЕС не захотел принять Турцию к себе ввиду проблем иммиграции, ислама и прав человека. Однако неприветливо относясь к Турции, некоторые европейские политики не учитывают значимость этой страны в качестве транзитного государства для каспийского и ближневосточного газа, а также ее ведущую роль в Ираке, где решение бесконечных споров по закону об углеводородах и споров между курдскими властями и Багдадом - необходимое условие для того, чтобы позволить иракскому газу «пойти» на север.

Очень много других стран, которые Европа может культивировать для обеспечения своих энергетических потребностей. Если Китай может гарантировать газопровод из Туркменистана, ЕС тоже должен сделать это - особенно после того, как Россия использовала в своих интересах загадочный взрыв трубопровода для сокращения объемов приобретаемого у Ашгабата газа. Поддерживая молодую демократию в Ливии, которая далеко не дружелюбна к России, ЕС может заполучить потенциального поставщика газа. Иран является энергетическим партнером ЕС и конкурентом России, однако для осознания этого требуется неожиданного изменения своих взглядов с обеих сторон.

И, наконец, европейцы должны разрабатывать собственные газовые месторождения при надлежащем экологическом контроле, а не становиться жертвой устрашающих историй, которые рассказывают те, кто в душе преследует собственные интересы. Это лучший способ не замерзнуть в темноте.

Робин Миллс «Foreign Policy», 6 февраля 2012 года Перевод - «InoZpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяСША требуют расследовать дела казахстанских оппозиционеров
Следующая статьяBBC Russian - Парламент Ирана потребовал отчета от Ахмадинежада