CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Уйти нельзя, а остаться - тем более

17 февраля 2012

Уйти нельзя, а остаться - тем более

17.02.2012 05:59, dn.kz

Ведущие западные страны не знают, что делать с Афганистаном, потому что толком не знают, что делать и со всем остальным миром

Юрий СИГОВ, Вашингтон

«Афганская эпопея», продолжающаяся вот уже более десяти лет, вряд ли в обозримом будущем завершится. И будет так вне зависимости, когда и в каком формате воинские контингенты стран коалиции начнут покидать афганскую территорию, а политики всех мастей и интересов будут по-прежнему надеяться на то, что в Афганистане когда-нибудь все же воцарят мир да спокойствие.

В последнее время судьба Афганистана, а с ней - не только и всего близлежащего региона Среднего Востока и Центральной Азии, но и в целом международной обстановки на нашей планете, вновь оказалась в центре внимания. Происходит это по вполне понятным причинам: пока армия Соединенных Штатов держала под контролем афганскую территорию (или ту ее часть, где подобный контроль можно было обеспечить), для всех остальных стран, в коалицию не входящим, такое положение дел было более чем приемлемым.

Но сейчас администрация Б. Обамы твердо намерена из Афганистана уходить. А если учесть, что у Республиканской партии на сегодня нет реально влиятельного и сильного кандидата в президенты, который мог бы успешно побороться за Белый дом в ноябре нынешнего года, то, скорее всего, подобной внешняя политика США останется и на следующее четырехлетие. А значит - Афганистан будет уже в самом ближайшем будущем предоставлен фактически сам себе, с таким же фактически неизбежным приходом к власти в стране талибов.

Так с кем воевали, на кого надеялись и кому доверятся в будущем?

Перманентный хаос вокруг Афганистана - давно уже не региональная, а общемировая проблема. Никакого порядка, спокойствия и даже минимальной стабильности там как не было, так и нет после ввода в эту страну многотысячных сил коалиции. И, что важно отметить, всем без исключения западным лидерам, а также руководству ведущих международных организаций это прекрасно известно.

Когда вся военная кампания против афганских талибов только начиналась, то главной ее целью был именно разгром талибов, установление в Афганистане более или менее вменяемой светской власти и уничтожение таинственных террористических структур, наиболее известной из которых была набившая всем оскомину «Аль-Каеда». Причем она именно с афганской территории и несла всему окружающему миру горе да проблемы.

Но вот что в результате всех этих что боевых, что дипломатических действий получилось. Сегодня и американцы, и европейцы в один голос признают, что стоит только войскам коалиции уйти из страны, как талибы вернутся к власти (ни о каком их разгроме больше уже не упоминается). И единственная надежда «просвещенного Запада» лишь на то, что больше талибы уже не будут запрещать девочкам ходить в школу, а мужчинам будет запрещено убивать своих жен за то, что те посмели выйти из дома без паранджи.

Талибы за последние пару лет на самом деле, что называется, «перехватили» у сил коалиции и местного афганского правительства многие полудемократические лозунги и действия, которые раньше им никак приписать не получалось. Они стали вести весьма эффективную разъяснительную работу в «широких афганских народных массах», прекратили провоцировать силы коалиции на открытые боевые столкновения. Да и сами войска стран НАТО лоб в лоб на поле боя с талибами давно уже не сталкиваются.

Более того - Запад и, прежде всего, Соединенные Штаты все больше склоняются к диалогу с талибами, словно предвидя, что те при любых раскладах вновь вернутся в Афганистане к власти, как только силы коалиции эту страну покинут. Правда, с талибами не особо рвется «брататься» нынешний афганский президент Х. Карзай. Но его положение таково, что решать, с кем и в каком формате общаться на тему будущего Афганистана, вовсе не ему, а более влиятельным и далеко просчитывающим ходы политикам, представляющим Соединенные Штаты и ведущие европейские державы.

Талибов уже пытались (но пока безуспешно) подключать к мирной конференции по Афганистану в конце прошлого года в Бонее, а теперь решено открыть офис для «ведения консультаций и переговоров» талибов с «другими заинтересованными сторонами» в Катаре. Да и сами талибы от дремучей непримиримости уже давно сделали (или сделали вид, что такое происходит) шаги в сторону налаживания диалога и с американцами, и с ведущими мусульманскими странами.

Помимо взаимоотношений с талибами в самом Афганистане и вокруг него, Соединенные Штаты налаживают контакты с так называемой «Кветтской шурой», то есть как раз с теми «координаторами террористической деятельности» против США, с которыми еще совсем недавно контактов не было вообще никаких. Американцы даже пообещали отправить в Катар тех пленников-талибов, которые держались в плену на базе Гуантанамо на территории Кубы.

Оказавшись в положении «вынужденно обхаживаемых», талибы сейчас и американцам диктуют откровенно свои условия (ведь приди они к власти, США может быть вновь придется думать о том, а зачем они оттуда вообще уходят), и нынешнее афганское правительство держат не просто на «политическом крючке», но и делают его малоэффективным и ничего на деле не решающим в плане всеафганского урегулирования.

Между тем того же Х. Карзая не особо радует тот факт, что Соединенные Штаты за его спиной ведут активные переговоры с талибами и тем самым не просто подрывают его личный престиж и авторитет, но откровенно показывают: ситуация в этой стране после ухода оттуда сил коалиции может кардинально измениться. И еще далеко не факт, что тому же Х. Карзаю найдется место в новых афганских властных структурах.

Показательно и то, что и США, и Франция, и Германия (а они несут основной груз всех военных операций на территории Афганистана) уже почти полгода отнюдь не рвутся «на бой кровавый, святой и правый» против противников нынешнего афганского правительства и лишь поддерживают безопасность в тех районах страны, где определенный статус-кво сохранялся и раньше.

Помимо этого, на предстоящем саммите НАТО, который пройдет в США в мае этого года, президент Б. Обама, скорее всего, объявит (выборы-то приближаются!) об ускоренном выводе американских войск из Афганистана. А решат так американцы - и другие страны-участники коалиции начнут поактивнее убирать свои воинские подразделения из этой страны.

Морально обидно, военно-бессильно и политически безнадежно

Здесь, правда, стоит заметить, что вывести войска из Афганистана что для США, что для их европейских партнеров особого труда не составит. Но что делать дальше, и какие задачи (кроме сокращения расходов по линии военных ведомств) подобное отступление решит? Американские эксперты, в том числе - люди с богатым военным опытом, говорят в один голос о том, что никакой реальной ни политической, ни военной стратегии по Афганистану и выводу оттуда войск у руководства Соединенных Штатов и всей НАТО по-прежнему нет.

Это касается и самого факта вывода оттуда боевых подразделений (что, впрочем, будет явно приветствоваться рядовыми американскими избирателями, у которых афганская кампания очень даже непопулярна), и функционирования как минимум четырех крупных военных баз войск США, которые предполагается оставить в Афганистане «на всякий случай». То, что «случай» этот - то есть приход к власти талибов, гарантированно настанет, причем очень даже скоро, ни у кого больше не вызывает сомнений.

И если в плане борьбы с международным терроризмом силы коалиции даже в урезанном составе могут еще оказывать какое-то влияние на внутриполитические процессы в Афганистане, то в плане регионального хаоса и дестабилизации, вызванных выводом войск НАТО из Афганистана, последствия могут быть намного серьезнее, чем они видятся на сегодня как западным лидерам, так и руководству основных международных организаций, работающих в этой стране.

Что еще немаловажно: последствия эти - вовсе не только военно-политические, хотя и их просчитать на данном этапе крайне сложно, а прежде всего - моральные. То, что Афганистан - «болевая точка» для всего международного сообщества, давно уже признано. И то, что все прошедшие десять лет в эту страну вкладывались по самым различным линиям и программам миллиарды долларов, - факт общеизвестный. Но стала ли от этого жизнь в этой многострадальной стране лучше, безопаснее, комфортнее? Ответ, думаю, всем хорошо известен.

К тому же уже сегодня американское командование обсуждает на высоком уровне возможность перевоза в Соединенные Штаты наиболее проамерикански настроенных членов властных структур Афганистана с членами их семей (как это было уже испробовано с соседним Ираком). Поскольку после вывода войск США из страны они могут подвергнуться расправе со стороны талибов в случае их прихода к власти (как это было в свое время с про-московски настроенным Наджибуллой, растерзанным талибами прямо у здания миссии ООН в Кабуле).

Так что же делать: признать поражение, или оставить афганцам самим разбираться, в каком измерении им дальше жить?

Не секрет, что уже сегодня только и слышны обвинения Запада в том, что он, дескать, «разворошил» все это «афганское осиное гнездо», а теперь хочет бросить его за ненадобностью. Тем самым подписывается некий «молчаливый остаточный приговор» (который вполне может дойти и до смертельного) нынешним афганским властям, и открывается дорога к этой самой власти движению «Талибан».

И хотя поговаривают, что Соединенные Штаты и Германия с Францией уже якобы выторговали себе от талибов обязательство «не размещать на территории Афганистана террористических лагерей» (которые можно без проблем разместить в соседнем Пакистане, и куда американцы вряд ли в ближайшем будущем рискнут сунуться, если только не бомбить их с беспилотников) и не «нарушать права человека» (которые понимаются в США и Евросоюзе несколько по-разному, нежели руководством движения «Талибан»).

Но не стоит сейчас, думаю, только зацикливаться на отношениях США и талибов, как и вряд ли можно себе предположить, что же станет с Афганистаном, как только его территорию покинут основные силы коалиции. Речь идет о гораздо более важном - общем имидже Западного мира, «наводящего порядок» в проблемных регионах нашей планеты, и результатах такого «наведения», которые даже при самом позитивном к ним отношении остаются крайне неоднозначными.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, согласно новой военной доктрине США, эта страна (по крайней мере при нынешнем президенте) не будет больше участвовать в крупномасштабных военных операциях «по принуждению к цивилизованности», как это сделано было с Ираком и Афганистаном его предшественниками. Дело здесь не только в сокращении расходов на оборону, но и в нецелесообразности подобных операций с точки зрения получения политических и стратегических дивидентов для Вашингтона.

Помимо этого, и в Ираке, и в Афганистане освобождаемый американцами «вакуум» тут же стремятся заполнить другие силы и страны, которые в слабых и малофункциональных государствах быстро могут подмять под себя основные их институты. Речь здесь идет о Пакистане, который сам может очень даже скоро «вспыхнуть» как очаг не меньшего напряжения, чем Афганистан, и об Иране вне зависимости от того, будет ли по нему нанесен военный удар США за осуществление Тегераном ядерной программы), и соседних арабских монархиях, которые в свое время были главными денежными спонсорами талибов, да, в принципе, таковыми и поныне остаются.

Непонятно и то, что будет теперь с теми афганцами, которые и оставались в собственной стране, надеясь на ее более цивилизованное, чем сейчас, развитие, и теми, кто из страны за эти неспокойные годы уехал (а таких, по самым скромным подсчетам - более 3 миллионов человек). Всем им теперь в Афганистане, мягко говоря, радости не светит никакой, а как раз наоборот - одни проблемы. А уж если талибы вновь попытаются вернуться к чисто исламистским «правилам жизни» в стране, то непоздоровится уже не только самим афганцам, но и многим другим.

До сих пор существует и угроза потока беженцев, которые в случае прихода к власти талибов могут начать массовый исход с афганской территории. «Брошенные» силами коалиции на самовыживание, они могут ведь отнюдь не оказывать сопротивление противнику, а устремиться от греха подальше на территорию тех же республик Центральной Азии. И мало тогда уж точно никому не покажется.

Но главное, думаю, даже не в этом. А в том, что совместными усилиями ведущим, богатым и наиболее продвинутым по всем показателям (вроде бы) западным странам так и не удалось за все эти годы сделать Афганистан стабильным и хотя бы минимально функционирующим государством. Чудовищная бедность, очень слабо работающие государственные органы, повальная коррупция и чиновничий произвол, рост производства наркотиков - все эти беды как держали Афганистан на положении одного из «почти несостоявшихся» государств, так нерешенными и остаются.

И надеяться (хотя вера в лучшее - самое святое, что сегодня еще остается у человечества) на то, что каким-то образом ситуация в Афганистане после вывода оттуда сил коалиции хотя бы в чем-то сможет улучшиться, могут только лишь очень наивные люди, либо безнадежные, сами себя обманывающие циники.

dn.kz

Предыдущая статья«Jamestown»: Рахмон рискует наступить на грабли Акаева :: Информационное Агентство Кабар
Следующая статьяО перспективах ирано-американской войны - пресс-конференция Посла ИРИ в РФ :: IRAN.RU