"Постимперский синдром" для иранской муллократии
? 27(2709) Пт., 17 Февраля 2012, Echo
На фоне ядерного кризиса Иран сталкивается с ростом внутренней нестабильности
НУРАНИ
Напряженность вокруг Ирана продолжает расти. Как сообщил агентству ISNA заместитель секретаря высшего совета национальной безопасности Исламской республики Иран Али Багери, 15 февраля началась загрузка тепловыделяющих топливных элементов собственного производства в Тегеранский исследовательский реактор. "Поскольку западные страны отказались помогать нашей ядерной программе, нам пришлось приступить к обогащению урана до 20%, чтобы можно было изготавливать урановые стержни самостоятельно", - заявил иранский представитель. По словам Багери, для иранских ядерных разработок способность изготавливать тепловыделяющие топливные элементы означает огромный шаг вперед. Он также сообщил, что в церемонии, посвященной загрузке стержней в активную зону реактора, принял участие президент страны Махмуд Ахмадинеджад.
Поясним: Ирану предлагалось множество вариантов помощи в обогащении урана, не было и отказов в поставках топлива. Но в Тегеране хотели создать полный ядерный цикл, что уже противоречило обязательствам, которые ИРИ взяла на себя, вступив в МАГАТЭ. Но об этом в Тегеране предпочитают молчать.
Журналисты в свою очередь напомнили: еще 11 февраля Ахмадинеджад, выступая на митинге по случаю 33-й годовщины исламской революции, заявил, что Иран вскоре сообщит об "очень значительных достижениях в ядерной сфере". Минувшим днем о запланированной на 15 февраля демонстрации новых достижений рассказали и иранские СМИ.
Иранские "ядерные новости" вызвали в мире вполне ожидаемое беспокойство.
Одновременно из Ирана поступают весьма противоречивые сообщения по поводу экспорта нефти в страны ЕС. Сначала появились сообщения со ссылкой на иранский телеканал PressTV, что Иран в ответ на европейские нефтяные санкции сам перекрыл вентиль. Затем уже AFP распространило текст опровержения: экспорт нефти все еще не прекращен. Но мировые биржи на опасные слухи отреагировать успели.
Так или иначе, вице-премьер правительства Израиля Сильван Шалом после встречи с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном прямо заявил, что все действия Ирана направлены на становление республики в качестве сверхдержавы, обладающей ядерным оружием. Как передает РБК, израильский политик добавил, что для достижения своих целей Тегеран намерен провести смену руководства стран ближневосточного региона на более выгодное своим интересам, а также взять под контроль все их основные месторождения углеводородов.
По словам Шалома, руководство Ирана надеется на реставрацию Персидской империи, которая в 6 веке до н.э. простиралась на всю территорию Средний Азии от границ Индии до современной Турции на севере и Ливии на юге.
В Иране, считает вице-премьер Израиля, уверены, что, обладая месторождениями нефти и ядерной бомбой, можно стать ведущей державой мира. При этом Шалом четко дал понять, что имея такого соседа, Израиль не может не волноваться. По мнению Тель-Авива, ядерная программа Ирана - это только одна из угроз. Кроме этого старна поддерживает антиизраильских боевиков, наращивает ракетный арсенал, который может обрушиться на территорию еврейского государства, а иранские руководители постоянно допускают высказывания об уничтожении Израиля. "Как мы можем вести диалог с правительством, половина министров в котором открыто желают нашего уничтожения?", - заявил Сильван Шалом. Он также добавил, что силы, которые пришли на смену режимам, свергнутым в Тунисе, Египте и Ливии, относятся к его стране "гораздо враждебнее, чем их предшественники".
Напомним, на днях верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи представил юридическое и религиозное обоснование необходимости уничтожения Израиля и еврейского народа. Согласно документу, "во имя Аллаха Иран должен атаковать Израиль в 2014 году". Иранский религиозный лидер назвал Израиль "раковой опухолью Ближнего Востока". Все беды, по его мнению, связаны с Израилем. Заявления же израильского президента Шимона Переса, что Израиль и Иран не должны жить во вражде, в исламской республике постарались не услышать.
Между тем, как ни парадоксально это звучит, взаимоотношения с исторической памятью о Персидской империи могут оказаться для нынешнего режима "бомбой замедленного действия". Особенно теперь, когда на фоне растущей внешней напряженности в Иране обострился внутренний кризис. По городам Ирана 14-15 февраля прокатилась новая волна столкновений с полицией. Их участники протестовали против содержания в условиях домашнего ареста лидеров иранской оппозиции - Мир Хосейна Мусави и Мехди Карруби. Они были заключены под неофициальный домашний арест 14 февраля минувшего года, после призыва устроить в Иране демонстрации в поддержку "арабской весны". После того как оппозиционная коалиция "Координационный совет зеленого пути надежды" (известного как "Зеленое движение") объявила о планах провести молчаливую акцию протеста 14 февраля, власти оказали давление на представителей оппозиции и временно закрыли доступ к иностранным почтовым сервисам, таким как Gmail, Yahoo Mail и Hotmail, через которые этот призыв распространялся. Однако предотвратить волнения властям ИРИ не удалось. По сообщению 1news.az, международная правозащитная организация Amnesty International призывает иранские власти не препятствовать мирным акциям оппозиции 14 февраля, которые призваны отметить годовщину с момента масштабных протестов в столице и других городах Ирана. "Есть реальная озабоченность тем, что иранские силы безопасности могут снова чрезмерно применить силу для подавления акции протеста по всей стране", - сказала Энн Харрисон, временный замдиректора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке. Харрисон призывает иранские власти уважать право человека на свободу собраний и позволить сегодняшним демонстрациям пройти в мирной обстановке. По информации правозащитных организаций, в Иране усилились репрессии против журналистов, блоггеров и представителей религиозных и этнических меньшинств накануне парламентских выборов, которые должны состояться в стране в марте. "И без того серьезная ситуация ухудшается: пресекается любое несогласие", - ск азала Харрисон, настоятельно призвав к освобождению всех, кто осужден лишь за осуществление своего права на свободу самовыражения. В понедельник с призывами освободить лидеров оппозиции в Иране, находящихся под арестом более года, выступили глава дипломатической службы Евросоюза Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг.
Многие эксперты не без оснований считают нынешние столкновения отголоском волнений, прокатившихся по Ирану после безбожных фальсификаций результатов президентских выборов 12 июня 2009 года. Где, по мнению многих экспертов, большинство голосов набрал Мир Хосейн Мусави, этнический азербайджанец, который открыто обещал в случае своей победы создать школы, где бы преподавание велось на азербайджанском языке, и расширить права женщин.
Понятно, что и по "горячим следам" выборных фальсификаций, и теперь широкие протесты разворачиваются в Тебризе - колыбели всех иранских революций. Однако акции протеста охватили не только Тегеран, Тебриз, Урмию, Ардебиль - драматичные сообщения приходят из Исфагана, Шираза, даже из Мешхеда...
И вот тут уже историческая память играет не последнюю роль. Напомним: Шираз - это родина Хафиза, одного из классиков персидской философской и любовной поэзии. А во-вторых, от Шираза рукой подать до Персеполиса, или Тахт-э-Джамшида, бывшей столицы древней Персидской империи - руины когда-то стоявших здесь величественных дворцов и храмов и сегодня производят неизгладимое впечатление.
Однако взаимоотношения нынешних властей ИРИ с древней иранской историей складываются как минимум непросто. С одной стороны, воспоминания о величии древнего Ирана по понятным причинам греют душу (особенно если не упоминать, как персидскому царю Киру снесла голову царица древних тюрок Томрис, разбив предварительно его армию), и когда на мировые экраны выходят фильмы типа "300 спартанцев", в Тегеране демонстрируют возмущение. Но, с другой, Персидская империя, апогей национального величия - это доисламская история, и для тех, кто пришел к власти в 1979 году, весь доисламский исторический период именуется "джахилия" - эпоха невежества. Более того, как уверены многие, именно в доисламской культуре следует искать и корни той самой персидской любовной лирики и уж тем более "Шахнаме" Фирдоуси. В этом произведении описываются в основном войны между персами и тюрками, и поэма эта - серьезное доказательство, что тюрки появились здесь не в XV веке, как это доказывают армянские и российские исследователи. Но для самих иранцев "Шахнаме" - это литературный памятник своим государственным традициям, более глубоким, чем исламская религия. И сегодня, как указывает журнал National Geographic, в Иране исламскую революцию называют "вторым арабским нашествием". И не желают забывать, как в первые послереволюционные годы здесь пытались даже "подвинуть" Новруз байрамы, перенести праздник на день рождения имама Али. Дело дошло до арестов. Но Новруз в Иране удалось отстоять. А вот за судьбу мавзолея Фирдоуси опасались всерьез. Как и за Персеполис. И если вспомнить, как в Ираке взорвали мавзолей Физули, а в Афганистане уничтожили те самые статуи Будды, то тогдашние опасения иранцев трудно назвать совсем уж беспочвенными. В особенности на фоне того факта, что духовенство восприняло в штыки даже попытку последнего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви устроить в Персеполисе празднования 2500-летия Персидской империи. Во всяком случае уже сегодня власти Ирана не то чтобы особенно рьяно финансируют археологические раскопки и реставрационные работы на древних памятниках. Впрочем, армянская "Черная церковь" на такое равнодушие пожаловаться не может. И тут уже кажется не случайным, что наиболее отчаянно против фальсификации выборов минувшим летом протестовали не только в Азербайджане, но и в Ширазе, и в Мешхеде, там, где похоронен Фирдоуси. А Мир Хосейн Мусави - не только бывший премьер-министр, но и президент Академии художеств. То есть хранитель того самого культурного наследия Ирана, которое далеко не в полном объеме вписывается в "прокрустово ложе" "жесткого исламского режима". Так что на этом фоне Исламская Республика Иран рискует вместо восстановления былого величия втянуться в войну с фантомной Персидской империей. Которую у нее будет немного шансов выиграть.