Иран: выборы без выбора
? 37(2719) Пт., 2 Марта 2012, Echo
Вопрос явки обещает стать основным
НУРАНИ
Сегодня в Иране проходят выборы в парламент страны - Меджлис. Парламентские выборы в Иране проводятся раз в четыре года за три месяца до окончания срока работы предыдущего состава парламента, который заканчивается в июне 2012 года. Иранским избирателям, а право голоса на предстоящих парламентских выборах из 75-миллионного населения Ирана имеют 48,2 миллиона человек, предстоит выбрать 290 депутатов из 3 444 кандидатов. На самом деле зарегистрированных кандидатов было гораздо больше - 5 395 человек, но успешно выдержавших проверку на соответствие требованиям к кандидатам в депутаты меджлиса осталось именно это количество.
Согласно иранской Конституции, избираться в органы власти имеет право любой гражданин ИРИ в возрасте от 30 до 75 лет, соблюдающий иранское законодательство, уважающий принципы исламского строя и руководящую роль верховного лидера (аятоллы Али Хаменеи). В реальности же все кандидаты должны быть в обязательном порядке утверждены Наблюдательным советом - надпарламентским органом, в состав которого входят 12 наиболее авторитетных представителей шиитского духовенства. Несмотря на то, что именно меджлис занимается в Иране составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров, его деятельность ведется под строгим контролем Совета стражей конституции, в полномочия которого входит наблюдение за деятельностью парламента.
Совет стражей конституции как специальный надпарламентский орган имеет право наложить вето на любой законопроект и вернуть его на доработку в парламент. Если меджлис откажется это сделать, то разрешать спорный вопрос будет Совет по определению политической целесообразности - совещательный орган при Высшем руководителе Исламской Республики Иран, который является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Именно он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику.
Так или иначе, уже на этапе допуска кандидатов в депутаты к участию в голосовании большинство политиков-реформаторов были от выборного процесса отстранены. А власти ИРИ, судя по поступающим сообщениям, усиливают репрессии на оппозицию, прежде всего на активистов национальноосвободительного движения на национальных окраинах ИРИ. А это прежде всего Южный Азербайджан.
Подавление свободы выражения мнения в Иране резко обострилось в преддверии парламентских выборов 2 марта, заявляет международная правозащитная организация Amnesty International, на которую, в свою очередь, ссылается 1news.az. Ee 70-страничный доклад на тему "Нам приказано подавить вас: усиление пресечения инакомыслия в Иране" рассказывает о том, как иранские власти усиливают репрессии в отношении инакомыслящих людей законодательно и на практике, осуществив волну арестов в последние месяцы. "Сегодня в Иране вы подвергаете себя опасности, если делаете что-либо, что может выходить за узкие рамки того, что власти считают социально или политически приемлемым", - сказала замглавы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке Энн Харрисон. По ее словам, это свидетельствует о лицемерных попытках иранского правительства продемонстрировать солидарность с протестующими в Египте, Бахрейне и других странах региона. В докладе отмечается, что волна арестов в последние месяцы была нацелена на различные группы людей, среди которых юристы, студенты, журналисты, политические активисты и их родственники, религиозные и этнические меньшинства, режиссеры, а также люди, имеющие связи за границей, особенно с прессой. Оппозиционные лидеры Мир Хосейн Мусави и Мехди Карруби уже ровно год находятся под домашним арестом. В преддверии парламентских выборов 2 марта ситуация ухудшилась: объектом карательных мер становятся представители СМИ, которые рассматриваются властями как основная угроза. В январе старший офицер полиции назвал поисковую систему Google "инструментом шпионажа". Тогда же новосозданная киберполиция потребовала от владельцев интернет-кафе установить видеонаблюдение и регистрировать личность пользователя, прежде чем разрешить воспользоваться компьютером. Усилились также преследования и аресты правозащитников, включая группы по защите прав женщин, было закрыто несколько НПО. По данным Amnesty, в 2011 году в Иране было осуществлено в 4 раза больше публичных казней, чем в 2010 году. Таким образом, власти пытаются посея ть страх в обществе, считают эксперты организации. В Иране продолжаются казни несовершеннолетних преступников, что запрещено международным правом. Как сообщала Amnesty ранее, в прошлом году в Иране было казнено 600 человек. 81% казней приходится на обвиняемых в наркопреступлениях. Своим докладом Amnesty International призывает международное сообщество не допустить того, чтобы вопрос иранской ядерной программы и события в регионе в целом, отвлекли его от выполнения обязательств по защите прав человека. "Иранцы, сталкивающиеся с подобными репрессиями, могут разочароваться в связи с тем, что дискуссии по Ирану в дипломатических кругах сосредоточены главным образом на ядерной программе в ущерб правам человека", - сказала Харрисон.
Схожую картину рисует и ВВС в своем репортаже. "На YouTube появилась видеозапись, на которой видно, как видеооператор идет по пустой дороге и пытается направить камеру на расположенные на другой стороне дороги железные ворота, скрывающие вид на прилегающий переулок. Видеозапись обрывается на том, что путь снимающему преграждает охранник. Это видео как нельзя лучше объясняет, что случилось с оппозиционным "зеленым движением", появившимся в июне 2009 года, когда несогласные с результатами президентских выборов, на которых победил Махмуд Ахмадинеджад, вышли на улицы, - указывает британская радиостанция. - Иранские власти тогда жестко подавили массовые акции оппозиции, а один из побежденных кандидатов на выборы, Мир Хосейн Мусави с февраля 2011 года находится под домашним арестом. У Мусави и его жены нет прямой связи с внешним миром. Они могут передавать сообщения через своих дочерей, которым позволяется иногда звонить или приходить к родителям".
Так или иначе, накануне выборов меджлиса Ирана ведущие оппозиционные партии призвали к их бойкоту. Другое дело - обостряющееся соперничество в самом консервативном лагере, где нарастает напряженность между сторонниками Ахмадинеджада, с одной стороны, и "муллократами" из окружения Али Хаменеи, с другой. Но и те, и другие в своей агитации активно используют религиозную риторику. "Союзники Ахмадинеджада временно отступают от разногласий с верховным лидером страны, дабы заручиться поддержкой как можно большего числа избирателей", - сообщил Reuters неназванный иранский политолог. Но, судя по всему, единство это во многом вынужденное. В консервативном лагере, похоже, всерьез испугались за явку на выборах. Сайт Panarmenian услужливо цитирует заявление аятоллы Али Хаменеи, что, дескать, выборы в Иране станут "пощечиной империализму". Только вот, рассуждая о том, что, дескать, "пощечина, которая будет нанесена гегемонистическим державам в пятницу по воле Аллаха, по силе своего удара превысит ту пощечину, которая была нанесена народом Ирана в день, когда в Иране победила исламская революция", а "день выборов станет демонстрацией сильной воли иранского народа и заставит наших врагов осознать тщетность усилий, направленных против нашей страны," - аятолла нечаянно проговорился: "Предстоящие выборы в Меджлис по своей значимости превосходят все предыдущие, и существует настоятельная необходимость, чтобы весь народ принял в них участие". A депутат парламента Масуд Пезешкиан призвал использовать оставшееся до выборов время для пробуждения избирательной активности. "Кандидаты должны вести дебаты в университетах и мечетях, чтобы привлечь внимание к выборам", - цитирует его слова Iranian Student News Agency.
Только вот "повысить явку", судя по всему, не удается. По сообщению агентства Trend, иранские СМИ, которые провели различные опросы, заявили, что на парламентских выборах IX созыва, которые пройдут второго марта, активность населения составит 60 - 65 процентов. По сообщению иранского информационного агентства Fars, второго марта в парламентских выборах IX созыва в Иране примет участие 60-65 процентов избирателей. Однако эксперты считают, что активность населения на выборах будет гораздо ниже.
"Отказ реформаторов от участия в выборах, недоверие населения к государству из-за событий, которые произошли после президентских выборов, столкновения между течениями в правящем лагере консерваторов показывают, что на этих выборах активность избирателей составит не более 30 - 35 процентов", - сказал Trend иранский политолог Хасан Шариатмадари из Германии. Одной из главных проблем в определении активности избирателей Шариатмадари назвал отсутствие независимых учреждений, которые могли бы проводить опросы в Иране, и невозможность населения открыто выражать свое мнение по соображениям безопасности.
Экс-депутат иранского парламента, эксперт по внутренним вопросам Али Мазруи также считает, что активность избирателей на этих выборах будет ниже по сравнению с предыдущими выборами.
"В преддверии выборов очень сложно определить активность избирателей. Но из-за того, что на парламентских выборах VII и VIII созывов официальная статистика составила 51 процент, полагаю, что иранцы не примут активного участия в этих выборах", - сказал Мазруи Trend.
Впрочем, по опыту прежних выборов известно, с какой легкостью иранский правящий режим идет на открытую фальсификацию результатов голосования. Другое дело, что пдобные игры редко заканчиваются мирно.