Весна для Тегерана
Американцы хотят превратить моджахедов в авангард иранской оппозиции
02 марта 09:42, Московские новости
Лариса Саенко
КонтекСегодняшние выборы в Иране могут вызвать массовые протесты оппозиции, которые при поддержке Запада способны привести к смене режима. На развитие событий по этому сценарию рассчитывает ряд влиятельных американских экспертов.
«В связи с выборами в Иране возникает высокая вероятность такого же сценария, как в Египте, Ливии и Сирии. Назовите это продолжением «арабской весны», - сказал «МН» бывший директор ФБР Луис Фри, ушедший в отставку в 2001 году. - Волнения были в Иране еще на президентских выборах 2009 года, однако они были жестко раздавлены при невмешательстве Запада. Сегодня ситуация радикально иная». Три года назад после объявления победы Махмуда Ахмадинежада в Иране начались массовые выступления оппозиции. На улицы вышло до 100 тыс. манифестантов, однако протесты были подавлены с применением слезоточивого газа и огнестрельного оружия.
«Информация, которой мы располагаем, показывает, что экономические санкции оказались очень эффективными и подорвали экономику Ирана. Люди на улицах скупают валюту, они недовольны инфляцией, ростом цен на бензин. Режим Ирана слаб как никогда», - убежден бывший шеф ФБР.
Американские сторонники «иранской весны» ставят на движение «Народные моджахеды Ирана», которое находится в американском и иранском списках террористических организаций. В США все чаще раздаются призывы признать «народных моджахедов» демократической оппозицией. «Именно эти люди с 2003 года поставляли нам информацию о ядерных программах Тегерана. Они единственная организованная оппозиционная сила, способная сформировать новые структуры управления в случае свержения власти Хаменеи-Ахмадинежада», - полагает г?н Фри, который бывал в их иракском лагере «Ашраф».
Между двух фронтов
Сегодня в Иране будут выбирать 290 депутатов меджлиса (парламента). Правом голоса обладают все граждане страны старше 18 лет - это примерно 48 млн человек. Подсчет бюллетеней обычно занимает около трех дней.
Чтобы выставить свою кандидатуру на выборах, иранские претенденты на депутатский мандат должны получить одобрение нескольких государственных инстанций. Главная из них - Совет стражей конституции из 12 человек, который оценивает каждого кандидата на «политическое соответствие». Проверку прошли 3,2 тыс. кандидатов, заявок было вдвое больше.
Главными соперниками на выборах выступают Объединенный фронт консерваторов и Фронт продолжения исламской революции. Первый объединил сторонников верховного руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи. Второй сплотил силы, близкие к иранскому президенту Махмуду Ахмадинежаду.
Ахмадинежад занимает пост президента с 2005 года, он переизбрался на второй срок, который истекает в 2013 году. Ему удалось сосредоточить в своих руках большое влияние и потеснить Хаменеи, в 2011 году их соперничество приобрело черты открытого противостояния.
Иранские СМИ, большинство из которых находится под контролем властей, интенсивно обсуждают тему «западной угрозы», нацеленной на срыв голосования. Впрочем, нынешние выборы могут и не вызвать повторения массовых протестов масштаба 2009 года из-за изначально низких ожиданий оппозиции. Три года назад на президентских выборах оппозиционные реформисты получили неожиданно много голосов, их движение было подавлено властями. Теперь оппозиционные лидеры принципиально отказываются принимать участие в голосовании, заранее объявив их результаты сфабрикованными.
Игорь Крючков
Сформированная в 1965 году как антимонархический боевой отряд, в 2001 году организация сложила оружие. Решение ЕС исключить ее из списка террористических структур в 2009 году вызвало недовольство иранских властей. «Народные моджахеды» не поддерживают связей с «Аль-Каидой», однако считается, что ее члены убили несколько американцев в 70-х годах и поддерживали захват американского посольства в Тегеране в 1979 году.
Луис Фри вместе с другими американскими политическими тяжеловесами - бывшим мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани, наследником клана Кеннеди Патриком Кеннеди, экс-спикером палаты представителей Джоном Хастертом - провел несколько собраний живущих в США представителей иранской оппозиции. Они обсуждали сценарии поддержки оппозиции и подавления действующей власти.
«Я не понимаю, почему Белый Дом озабочен сменой режима в Сирии, - сказал «МН» Рудольф Джулиани. - Режим Ирана - самый опасный и самый антиамериканский, это самый крупный спонсор терроризма в мире. Обаме пора прекратить переговоры с аятоллой Хаменеи и подержать силы, которые ставят целью свержение режима».
Джордж Кейси, главком вооруженных сил США в 2007-2011 годах, до этого командовавший объединенными силами в Ираке, в беседе с «МН» высказался в пользу силового решения иранской проблемы: «Любая военная операция была бы успешной и могла бы быть проведена без значительных потерь в силу современных технологий, которыми мы обладаем. Другое дело - международные последствия. Но и они выглядят менее значимыми по сравнению с тем, что непредсказуемый Иран станет ядерной державой». По мнению нашего собеседника, ракеты, которые уже разработал Иран, технически способны поразить не только любую точку Восточного полушария, но также территорию США, включая Нью-Йорк и Вашингтон.
«Мы медлили в Египте, мы медлили в Ливии, мы очень медлим в Сирии. Но иранский режим опаснее всех трех, вместе взятых. Военное вмешательство - это реальный вариант, хотя и довольно рискованный», - полагает бывший глава ФБР Луис Фри. Тем временем администрация США утверждает, что нанесение удара по территории Ирана не в интересах Америки. На днях официальный представитель Белого Дома Джей Карни заявил: «Мы полны решимости не дать Ирану заполучить ядерную бомбу. Однако в то же время мы понимаем, что любая военная операция в регионе угрожает еще большей дестабилизацией обстановки». Он напомнил, что Иран «граничит с Ираком, где находятся американские гражданские служащие, и Афганистаном, где расквартированы военнослужащие из США».
Лариса Саенко, Нью-Йорк, РИА Новости - специально для «МН»