CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

camonitor.com

Соцсети не сработали | www.camonitor.com

2 марта 2012

Соцсети не сработали

01.03.2012, camonitor.com

"Несогласных" на митингах было меньше, чем полицейских

Автор: Сауле Исабаева

Мы не раз писали о гражданской пассивности казахстанцев, но, пожалуй, самым ярким доказательством тому стали неудачные митинги "несогласных", прошедшие в нескольких городах страны 25 февраля. И если небольшой группе активных алматинцев выразить недовольство всячески препятствовали доблестные полицейские, которых было в 4-5 раз больше самих протестующих, то в недавно бушевавшем Жанаозене на площадь вышли только 10 женщин:

Напомним основные требования, которые выдвигают ОСДП "Азат" и группа "НЕсогласные Казахстана", созданная в Facebook: освободить из-под ареста лидера незарегистрированной партии "Алга!" Владимира Козлова, активиста "Халык Майданы" Серика Сапаргали, главного редактора оппозиционной газеты "Взгляд" Игоря Винявского. Кроме того, они выступают против результатов парламентских выборов и за наказание виновных в гибели людей в Жанаозене.

Правоохранительная активность

Надо полагать, что запланированные акции протеста вызвали у властей серьезные опасения - об этом можно судить по основательной подготовке правоохранительных органов. В Алматы автобусы с задержанными, внушительный полицейский кордон и металлические ограждения вдоль проспекта Достык (между улицами Абая и Курмангазы) внушали страх не только самим участникам митинга, но и проходившим мимо гражданам. Ведь столь массовое скопление в одном месте людей в форме и с дубинками - непривычная для южной столицы картина. Зеваки интересовались друг у друга причинами сбора, но не рисковали подходить ближе. Группа женщин-организаторов даже пыталась агитировать прохожих и пассажиров общественного транспорта, но инстинкт самосохранения оказался сильнее любопытства.

В целом несанкционированный митинг в Алматы собрал не более тысячи человек. Если не брать в счет представителей полиции и СМИ, то самих протестующих было около двухсот. 28 из них задержаны - многих силой уводили прямо во время выступления, стоило лишь выкрикнуть антипрезидентский лозунг. Столь жесткие действия приводили в изумление присутствовавших, они пытались вразумить полицейских и даже бросались на защиту активистов, отчего обстановка еще более накалялась и, казалось, вот-вот выйдет за рамки мирного митинга. По причине стихийности - идейных вдохновителей арестовали еще до начала акции - невозможно было разобрать, кто выступает и что предлагает, но, резюмируя, можно предположить, что протесты отныне будут проходить ежемесячно по 25 числам на том же месте в тот же час.

Впрочем, с организацией следующей встречи оппозиционеров, возможно, снова выйдет промашка, так как некоторые из них в прямом смысле не покидают камер заключения. Лидеры партии ОСДП "Азат" Булат Абилов и Амиржан Косанов, совсем недавно вышедшие из спецприемника, куда были определены вместе со своим коллегой Амирбеком Тогусовым за организацию январского митинга, вновь осуждены на 15 суток. Остальных задержанных приговорили к административным штрафам.

Нонсенс, но суд над ними состоялся в выходной день, а это говорит о том, что их судьба была решена заранее. Хотя по факту руководители ОСДП не участвовали в субботней акции, а значит, и состава преступления как такового нет. Поэтому не исключено, что и в следующий раз будут отсутствовать некоторые оппозиционеры.

Отвлекли внимание

Вполне вероятно, что если бы полиция не вмешалась в алматинский митинг, то он бы прошел так же незаметно, как в Астане, Уральске и Жанаозене. В этих городах акции протеста были настолько малочисленными, что не вызвали особого интереса даже у правоохранительных органов. Хотя все говорило о том, что местные власти тоже были "готовы ко всему", а потому был предпринят ряд предупредительных мер. Так, в Уральске студентов вузов не выпускали на улицу, пугая тем, что в городе намечаются беспорядки, а в Жанаозене вдруг разрешили родственникам свидания с находящимися в следственном изоляторе.

Интересные маневры наблюдались и в Астане - в назначенном для митинга месте на пустыре (на пересечении улиц Пушкина и Кудайбердыулы) в этот достаточно морозный день должны были состояться :соревнования КВН. Но веселые и находчивые по неизвестным причинам проигнорировали инициативу администрации стольного града, а 30 "несогласных" почему-то отправились выказывать свое недовольство к автопарку ? 1. Позже митингующие все-таки вернулись на пустырь, но, видимо, закоченев от холода, спустя полчаса стали расходиться.

Но это не единственная нестыковка. Параллельно у здания акимата Астаны оппозиционный политик Зауреш Батталова проводила свою акцию протеста с участием обманутых дольщиков и ипотечников, которым явно было не до бастовавших жанаозенских рабочих и репрессий в отношении оппозиции. Порядка 200 человек передали персональные жалобы в адрес градоначальника Имангали Тасмагамбетова и разошлись по своим делам. Помнится, 15 марта прошлого года, когда представители движения "Оставим народу жилье" со всего Казахстана прибыли в Астану, чтобы встретиться с главой государства, г-жа Баталова, по рассказам самих дольщиков, всячески старалась увести их с площади перед Ак Ордой в приемную партии "Нур Отан". Каким образом и под каким предлогом она вывела людей на улицу в минувшую субботу, неизвестно, но, как утверждают ипотечники, они узнали о митинге несогласия не из соцсетей, а по другим каналам.

Однозначно, эксперимент с соцсетями (главная особенность организации последних митингов) с треском провалился. Еще накануне оппозиционеры, в том числе и Булат Абилов, только по Алматы прогнозировали участие до пяти тысяч человек (возможно, вызвав тем самым опасения властей), в основном ссылаясь на численный состав группы "НЕсогласные Казахстана". Но организаторы не учли самого главного: подтверждение участия "онлайн" абсолютно не гарантирует его "оффлайн". Тем более, что в администрацию Facebook поступило множество жалоб от пользователей на данное сообщество: оказалось, что людей включали в группу автоматически, без разбора и вопреки их желанию.

"На митинге в Астане посчитали, сколько человек узнали о нем из соцсетей. Оказалось, что из 30 человек таковых оказалось 18. Несколько недель назад мной было соз-дано мероприятие в Facebook "Митинг в Астане 25 февраля". Пригласил более 1200 своих друзей. На 24 февраля статистика выглядела так: пойдут - 81, возможно - 18, отклонено - 191. Из давших обещание пришли 18 человек. Это еще с учетом того, что, кроме моего мероприятия, в Facebook была создана целая группа несогласных, насчитывавшая от двух до пяти тысяч членов. Вывод: от количества нужно переходить к качеству", - написал в своем блоге первый секретарь ЦК Союза патриотической молодежи Казахстана и организатор акции Махамбет Абжан.

У кого что болит:

Кроме того, следовало бы учесть настроения и потребности самих казахстанцев. Те политические требования к властям, которые выдвигает оппозиция, видимо, не входят в число насущных проблем значительной части населения, полагают эксперты.

- К примеру, акции протеста "праворульщиков", дольщиков и ипотечников тоже не собирали много людей, но люди шли на них сами, без каких-либо призывов политиков, не страшась преследования со стороны властей. Потому что они шли отстаивать СВОЕ - свои права и свою собственность. А все то, против чего граждан призывают протестовать сегодня, они своим не считают, - прокомментировал директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев.

- Как известно, в Алматы была одна из самых низких явок избирателей по республике, что была вынуждена признать и власть, - продолжает политолог. - А раз люди в этих выборах не участвовали, то у них нет и никакого желания митинговать против их результатов. Что касается требований относительно объективного расследования трагических событий в Жанаозене и Шетпе и освобождения арестованных представителей оппозиции и независимых СМИ, то надо объективно признать, что далеко не все казахстанцы солидарны с соответствующими людьми. Скорее всего, сочувствие к ним есть. Но не настолько, чтобы оно проявилось в открытых протестах. К тому же не исключено, что жесткие действия властей во время и после жанаозенских событий являются для многих сдерживающим фактором, вынуждающим их держать свои чувства при себе. С другой стороны, в январском и февраль-ском митингах приняли участие люди, далекие от политики, особенно представители молодежи. Так что гражданское самосознание у казахстанцев, хотя весьма медленно и избирательно, но все же проявляется.

На взгляд директора Института национальных исследований Бурихана Нурмухамедова, в казахстанском патерналист-ском обществе, где каждый ждет поддержки от государства, демократические ценности не находят отклика у большинства граждан, и в основном превалирует экономический эгоизм:

- Когда наносится сильный ущерб экономическим интересам, то потенциал протестности наших граждан становится гораздо серьезнее. Причем прошлый год показал, что ни голодовка, ни митинг, а именно забастовка людей, объединенных общими интересами, - самый эффективный метод борьбы. Например, в 1990-х чаще всего бастовали пенсионеры, потому что их пенсии оставляли желать много лучшего. Социологи говорят, что по результатам опроса населения на первом месте у казахстанцев всегда стоят вопросы экономические: безработица, низкая зарплата, рост цен. Экология, преступность, демократия и т.д. волнуют их меньше. Вот вы говорите о соцсетях, но ведь в них в основном сидит молодежь, у которой интересы совсем другие, чем у нашей оппозиции. Поэтому не стоило возлагать особых надежд на высокую активность в Интернете.

Подпорченный имидж

Между тем противостояние между оппозицией и властью все больше напоминает "разборки" между недавними соратниками. Как известно, многие лидеры оппозиционных партий когда-то сами были во властных структурах.

- Причем, находясь там, они не сильно проявили себя в качестве защитников прав и свобод граждан, - отмечает А.Чеботарев. - А вот пример другого рода. В 1997 году Акежан Кажегельдин, будучи еще премьер-министром, открыто выразил свою солидарность с участниками, кстати, очень многолюдного митинга в Алматы против повышения "Алматы пауэр Консолидэйтед" цен на электроэнергию. И, уйдя в оппозицию, он получил большую поддержку в обществе. Лидеров же ДВК, первого "призыва" "Ак жола" и блока "За справедливый Казахстан" люди, на мой взгляд, поддержали в основном из-за усталости от консерватизма властей и желания хоть каких-то позитивных перемен.

Политолог надеется, что появление новых сил способно что-то изменить в настроениях общества, причем не столько в отношении к оппозиции, сколько в повышении гражданского самосознания людей.

- В принципе, такую попытку предприняли основатели движения "Казахстан-2012?, переименованного затем в Социалистическое движение Казахстана (Айнур Курманов, Есенбек Уктешбаев и т.д.). Однако из-за преследования со стороны властей они перебрались за границу. Тем самым они рискуют потерять свою социальную базу. Не в состоянии обеспечить массовую поддерж-ку своим идеям и требованиям и национал-патриоты (Мухтар Шаханов, Серикжан Мамбеталин). В общем, пока все проявления социального и политического протеста и их выразители не найдут точек соприкосновения друг с другом, пока - и это самое главное - данный протест из их личного или узкогруппового не станет общегражданским, нынешнюю ситуацию никто изменить не сможет, - подытожил А.Чеботарев.

camonitor.com

Предыдущая статьяУзбекистан: Мечети Намангана оборудованы камерами видеонаблюдения - Фергана - международное агентство новостей
Следующая статьяАтамбаев обвинил иностранные спецслужбы в дестабилизации Киргизии | | Лента новостей "РИА Новости"