CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Узбекистан - Южная Корея: Влияние экономики на права человека | Eurasianet: Русская Служба

6 апреля 2012

Узбекистан - Южная Корея: Влияние экономики на права человека

Пятница, 6 апреля, 2012 - 04:50, Eurasianet: Русская Служба

Заметка из блога EurasiaNet "Choihona"

НОВОСТИ / БЛОГИ. Ранее в данном блоге сообщалось о депортации 21 марта гражданина Узбекистана из Южной Кореи. 29 марта южно-корейская неправительственная организация юристов Advocates for Public Interest Law (APIL), которая занимается его делом, выпустила пресс-релиз, проливающий дополнительный свет на обстоятельства депортации.

APIL указывает на тот факт, что Южная Корея месяцем ранее сама, в рамках заседания Совета ООН по правам человека, жестко критиковала решение китайских властей о принудительной репатриации нескольких перебежчиков из Северной Кореи, где их ожидают пытки. Отказав узбекскому беженцу в возможности воспользоваться предусмотренным законами Южной Кореи правом обжаловать решение о депортации в течение 14 дней, власти страны, возможно, нарушили принцип non-refoulement. Этот принцип, установленный Международной конвенцией о статусе беженцев, обязывает страны не допускать принудительного возвращения беженцев на их родину, где их жизни и свободе угрожает опасность. Такая опасность, безусловно, существует в Узбекистане, где, согласно многочисленным сообщениями и докладам международных организаций, пытки являются рутиной практикой правоохранительных органов, а судебная система находится под пятой исполнительной власти.

Пресс-релиз южнокорейских юристов показывает, что вышеупомянутый гражданин Узбекистана, по его собственным показаниям, являлся верующим мусульманином, скрывающимся от преследования властей Узбекистана. По сообщениям ряда правозащитных организаций, в частности, Forum 18, в Узбекистане достаточно быть последователем религиозных течений, не санкционированных властями, или просто излишне усердным в посещении мечетей, чтобы попасть в число подозреваемых в религиозном экстремизме и получить срок. Так, в 2009 году 47 мусульман, обвиненных в принадлежности к последователям достаточно умеренного турецкого богослова Саида Нурси, чьи книги открыто издаются в Турции, были осуждены на длительные сроки тюремного заключения, а в ходе следствия подвергались пыткам.

Такая непоследовательность южнокорейских властей в следовании нормам международного права во многом объясняется тесными экономическими связями между двумя странами. Южная Корея действительно является одним из важнейших торговых партнёров и инвесторов Узбекистана. Надо отдать должное тому, что корейские инвестиции создают много рабочих мест в Узбекистане. Но не все безоблачно даже и в этой сфере, особенно с точки соблюдения прав человека. Так, корейская компания Daewoo International создала в Фергане и Бухаре два совместных предприятия по производству текстиля. Продукция только одного из них, Daewoo Textile Ferghana, составляет аж 20 процентов всего экспорта узбекского текстиля. Проблема в том, что этот текстиль производится из хлопка, сбор которого осуществляется с применением принудительного труда как взрослых, так и детей. Каждую осень школьники из сельских районов и небольших городов отрываются от занятий и в течение двух месяцев работают на хлопковых полях. Причем отнюдь не по своей воле и не из желания помочь своим родителям, а по приказу местных хокимов.

Не исключено, что и сами работники узбекско-южнокорейских текстильных предприятий принудительно привлекаются на сбор хлопка, как это, например, происходит с рабочими американо-узбекского гиганта по производству автомобилей, General Motors, о чем сообщалось в этом блоге.

Но заботят ли южнокорейские власти и компании эти досадные аспекты взаимоотношений с Узбекистаном? Хотелось бы услышать комментарии правительства Южной Кореи по этому вопросу.

eurasianet.org

Предыдущая статьяРоссия усилит свои военные базы в Центральной Азии и на Кавказе элитными подразделениями | Eurasianet: Русская Служба
Следующая статьяПентагон: Иран в шаге от создания ядерной бомбы » fondsk.ru - Фонд Стратегической Культуры | Strategic Culture Foundation