Дольше двадцати лет длятся сто дней
06/04 14:12, Информационное Агентство Кабар
Много или мало 100 дней для объективной оценки работы правительства? И где критерии такой оценки, к тому же с учетом полного форс-мажора после двух диктатур длиною почти 20 лет? Для сравнения: можно ли построить за три месяца небольшой микрорайон со всей инфраструктурой на голом месте? А сегодня речь идет о коренной перестройке всей системы народного хозяйства по настоящим рыночным меркам в условиях острейших политических и социальных конфликтов, смены форм государственного управления. Сравнение с новым микрорайоном на голом месте не случайно. Нынешней власти и в первую очередь правительству, как локомотиву коренного обновления общества, приходится все начинать практически с нуля. Чтобы начать реальные реформы, надо отучить чиновников брать взятки за выполнение своих прямых служебных обязанностей, не дать им окончательно превратить свои кабинеты в бизнес-контору. Без этого, как известно из мировой практики, любые реформистские усилия властей окажутся тщетными и гласом вопиющего в пустыне.
Мы сознательно отходим от сухих дат, сроков и цифр правительственной программы «Стабильность и достойная жизнь». По той простой причине, что имеющий глаз да увидит, что она выполняется, причем, как уже сказано, в нашей очень непростой ситуации. Дело узких специалистов - разложить по пунктам и во всем досконально разобраться. Хотя следует напомнить прописную истину о том, что невозможно объективно и профессионально оценить любую экономику, тем более реформы в ней, опираясь только на франко-вагоны, франко-склады и франко-тонны. Мыслящий экономист знает, что в любом деле главную роль играет человеческий и ситуационный фактор.
По новой Конституции, основная нагрузка в реформировании кыргызского общества возложена на правительство. Действительно, полномочий у последнего прибавилось, но это как бы «чернорабочие» полномочия. Дело в том, что по дурной и все еще живучей у нас традиции, за все прегрешения в любом деле крайними хотели бы видеть опять-таки кабинет министров с его руководством. А наша реальность сегодня такова, что премьер-министр стал очень удобным объектом критики и мишенью главных обвинений за все проблемы. Беда в том, что большей частью сии обвинения носят личностный и мстящий характер, оставляя в стороне суть дела и действительно острые проблемы страны и ее экономики. Как правило, вся мощь критики премьера и его команды направлена и сконцентрирована в первую очередь на кадровой политике. Природа подобного критицизма, по образному выражению одного высокопоставленного чиновника, и «ежу понятна» и в основном происходит из парламентского корпуса, качество мышления и тем более, уровень профпригодности тоже «ежу понятны». За исключением нескольких профессиональных законодателей, в Жогорку Кенеше царит «модная» ныне психология, когда спят и видят, как бы поудобнее разместить многочисленную родню, сонм друзей и однокашников по руководящим и менее значим креслам, отстоять криминальный бизнес от посягательств правосудия. В этой ситуации, как показывает практика последних дней, любое «возмутительство» со стороны правительства наказуемо. А вы говорите о цифрах и сроках.
Но главным достижением правительства и президента за условные 100 дней смело можно назвать по-настоящему развернутую борьбу с коррупцией. Ее результаты видны невооруженным глазом хотя бы из той разъяренной реакции, вызванной в известных кругах и у известных своим криминальным прошлым лиц. Само собой разумеется, что те, у кого рыльце в пуху, способны идти во все тяжкие, лишь бы убрать неугодного премьера и посеять раздор между ним и президентом. Средств здесь не выбирают, равно как и технологию. Остается лишь добавить, что эта борьба будет тяжелая, со многими рисками и, возможно, жертвами. Но другого пути, если хотим обновляться по-настоящему, у нас нет.
Садырбек Чериков