Душанбе пытается добиться от Москвы поддержки в конфликте с Ташкентом, в обмен на базу
25 апреля 2012, 13:28, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Вопрос цены за пребывание 201-ой российской военной базы в Таджикистане стал главным тормозящим моментом в продвижении вопроса подписания нового соглашения по ней. Эксперты считают, что в переговорном процессе между Москвой и Душанбе начался новый виток торга - нахождение базы за поддержку таджикистанской позиции в конфликте с Узбекистаном.
Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе
Завершившийся во вторник визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Таджикистан не стал прорывным в вопросе дальнейшего пребывания самого крупного российского воинского контингента за ее пределами. Эксперты считают, что итоги этого визита свидетельствуют, что предлагаемые сторонами условия остаются неизменными и никто не идет навстречу друг другу.
Глава МИД России по итогам с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном во вторник сообщил журналистам, что руководство республики подтвердило заинтересованность в сохранении российской военной базы и других объектов на своей территории. По его словам, проект нового соглашения по российской военной базе находится в стадии переговоров.
«Переговоры будут продолжены. На этот счет президент Таджикистана сказал, что будут даны необходимые поручения ускорить переговорный процесс. Мы к этому тоже будем готовы», - сообщил Лавров.
В Таджикистане дислоцируется 201-ая российской военной базой, срок пребывания которой в соответствии с подписанным соглашением от 16 октября 2004 года определен на 10 лет. Данная база является крупнейшим российским воинским контингентом за пределами страны, призванного обеспечить безопасность и стабильность в Центральной Азии. Семитысячный состав военнослужащих базы входит в коллективные силы оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности.
2 сентября прошлого года действующий президент России Дмитрий Медведев заявил, что в настоящее время обе стороны рассматривают возможность подписания нового соглашения по пребыванию этой базы сроком на 49 лет. Эта сделка позволит России укрепить свое положения в регионе Центральная Азия, где пересекаются также интересы геополитических интересов Китая и США. Проект соглашения должен был быть подготовлен к первой половине этого года, однако процесс затягивается.
По некоторым данным, данный процесс затягивается таджикистанской стороной, пытающейся добиться от России дополнительных финансовых вливаний для небогатого бюджета республики. Три полка базы дислоцированы в Душанбе и в городах Курган-Тюбе и Куляб на юге страны.
Американская газета The Washington Post со ссылкой на агентство Associated Press сообщила, что посол Таджикистана в России Абдулмаджид Достиев «намекнул на этой неделе, что его правительство будет требовать 300 млн. долларов в год за использование военной базы в деньгах или эквиваленте военной помощи. Москва же надеется на более низкую плату».
Политолог Мухаббат Саидова считает, что в настоящее время идет торг «нисколько по оплате за базу, а по времени ее пребывания и количественному составу, а также за поддержку Москвы в Рогунском проекте, снижения пошлины на светлые нефтепродукты»
«Таджикистану сейчас крайне необходима поддержка стратегического партнера в региональных проектах, снижении градуса кипения отношений с соседом-братом Узбекистаном. Ну и конечно материально-техническая поддержка в военном сотрудничестве, учитывая, что 2014 год не за горами», - сказала она в интервью CA-News.
Саидова считает, что в Кремле «не будут долго терпеть колебания Таджикистана в вопросе продления статуса военной базы и у них есть достаточно рычагов давления на Таджикистан - от политических до экономических».
Директор центра «Контент» Зафар Абдуллаев также считает, что Таджикистану больше нужна поддержка со стороны России, нежели финансовые вливания. «Думаю, деньги не нужны, - говорит он в интервью CA-News. - Они [российские военные] стоят тут 15-20 лет, мы за это время строим Рогун, и РФ гарант этому с точки зрения экологии и честного распределения водных ресурсов».
По словам Абдуллаева, очевидно, что предлагаемые сторонами условия по базе остаются неизменными и никто не идет навстречу друг другу.
«Учитывая, что весовые категории Кремля и Душанбе несопоставимы, можно предположить, что российская сторона в последнее время потеряла часть своих «козырей» в этой игре. Вопрос пролонгации соглашения по базе, конечно, будет решен, и можно ожидать каких-то уступок со стороны Москвы, так как время работает против них», - считает он.
Эксперт отметил, что с каждым месяцем срок присутствия базы заканчивается, после чего нужно либо подписывать новое соглашение, либо выводить ее, что повлечет за собой приличный расход средств. «Они и не собираются уходить, это же очевидно. Соответственно чем ближе к концу срока аренды, тем лучше для Рахмона», - добавил Абдуллаев.
Политолог Рафаэль Игнатов также солидарен с коллегами. По его мнению, вопрос торга за базу «стал главным тормозящим моментом в российско-таджикских переговорах». Он считает, что вопрос заключается не столько в финансовом ежегодном отчислении Москвы за землю, которую использует российская база в Таджикистане, а сколько в уступках Кремля по другим вопросам: снижению, либо полная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты, в чем республика так нуждается, а также поддержка Таджикистана в его конфликте с соседним Узбекистаном.
«По нефтепродуктам мы ни услышали от Лаврова, ни одного слова, что может означать, что этот козырь Москва пока попридержит. Про таджикско-узбекские отношения мы услышали только общие слова, что надо сесть за стол переговоров, однако хотя бы то, что Москва признает наличие конфликта между его двумя «стратегическими партнерами» уже немаловажно - России точно не на руку обострение этого конфликта», - сказал Игнатов в интервью CA-News.
Он считает, что договоренности по базе не нужно ждать раньше осени-зимы. «Все ждут возвращения Путина в Кремль, который и будет завершать эти переговоры. Слишком многого хочет Таджикистан сразу, и несколько меньше он может предложить Москве взамен. Как это не прискорбно и грустно, но Таджикистан больше нуждается в России, чем она в Таджикистане и Москва умело будет продолжать играть на этом», - сказал эксперт.
17 апреля президент Таджикистана призвал Россию уважать интересы его страны. «Мы уважаем интересы своего стратегического партнера, но и партнер должен уважать своего союзника. Надо определиться и в трудные времена быть рядом со своим партнером», - сказал Рахмон, выступая на церемонии открытия филиала Московского института стали и сплавов в Душанбе. Он сообщил, что к нему поступают ряд предложений от других государств, которые могут принести Таджикистану большие выгоды за открытие баз и других стратегических объектов в стране, Таджикистан их даже не рассматривает.
«Душанбе, конечно, может еще поспекулировать возможностью прихода в Таджикистан военных какой-нибудь НАТОвской страны, но вряд ли он пойдет на столь серьезное обострение отношений с Россией, остающейся основным рынком труда для таджикистанцев. Что происходит с правительством, если оно не может обеспечить работой всех своих подданных, мы все с вами прекрасно понимаем», - добавил Игнатов.
В то же время, эксперты считают, что вслед за визитом Лаврова в Таджикистан следует ожидать эмиссаров из Вашингтона, как это было не раз, так как третьи страны «тоже не дремлют».