Размышления на высшем уровне
14.05.2012 05:18, dn.kz
Лидеры ведущих мировых держав собираются в Америке с тем, чтобы повидать друг друга, успокоить остальной мир, и :пообещать встретиться вновь
Юрий Сигов, Вашингтон
В предстоящие выходные в Чикаго пройдут встречи на высшем уровне в рамках так называемой «большой восьмерки» промышленно-развитых стран мира (хотя состав этой «цивилизованной команды» давно уже вызывает большие вопросы насчет и самой представительности «успешных и продвинутых», и тех решений, которые они в своем ненавязчиво узком кругу намерены принимать), и руководителей стран НАТО.
Каждый из этих саммитов по-своему будет в очередной раз «судьбоносным», «вызывающим большой интерес мировой общественности», и «новым этапом на пути разрешения важнейших мировых проблем». Но, скорее всего, еще не дожидаясь окончания подобных мероприятий, доминировать в их оценках будет откровенный скептицизм, неверие в то, что мировые лидеры в состоянии выработать какой-то взаимоприемлимый консенсус и по Сирии, и по последствиям «Арабской весны», и по Афганистану, и по массе других вызовов (особенно экономических и финансовых), с которыми нынче сталкивается человечество.
Так совпало на этот раз, что оба саммита проходят в самый разгар президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. И по идее проведение подобных крупных международных мероприятий должно было бы добавить популярности и «внешнеполитического веса» Бараку Обаме. Но с учетом того, что вопросы международных отношений в нынешней предвыборной кампании в Америке вообще не интересуют избирателей, то саммиты в Чикаго и Кэмп Дэвиде, скорее всего, останутся попросту незамеченными широкой американской публикой.
А вот всему остальному миру к нынешнему саммиту «большой восьмерки» присмотреться повнимательнее очень даже стоит. И если саммит стран-членов НАТО в Чикаго больше будет определять судьбу не столько самого Североатлантического блока, сколько дальнейшие перспективы Афганистана, то «большая восьмерка» в очередной раз будет пытаться выработать некие «спасительные для всего ненатовского мира» рецепты процветания. Которые опять-таки, видимо, ни к чему позитивному не приведут, а только еще больше породят скеспис и недоверие к подобным саммитам со стороны рядовых граждан.
Одни традиционно заседают, а другие - также традиционно против этого протестуют
Поначалу планировалось оба саммита - и «большой восьмерки», и НАТО провести в Чикаго, но потом по решению президента США руководителей восьми ведущих стран мира решено было «переместить» в президентскую резиденцию в Кэмп Дэвиде. Она и к столице Соединенных Штатов близко расположена, и вроде бы там можно будет провести куда более неформальные переговоры, нежели в компании натовских глав государств, с которым как минимум двое участников «Джи-8» не имеют никакого отношения (Япония, Россия).
Правда, затем появились сообщения о том, что оргкомитет саммита «большой восьмерки» попросту испугался массовых протестов, которые готовили различные анти-правительственные группы самой разнообразной «политической окраски» и религиозных возрений. А полиция Чикаго опять-таки вроде бы сразу же предупредила, что миндальничать с протестантами не станет, и применит против них жесткую силу.
Чем это может обернуться для внешнеполитического имиджа Америки в Белом Доме тут же прикинули, и в итоге «от греха подальше» (и к Вашингтону поближе) было решено глав государств «большой восемерки» из Чикаго убрать, и принять их в президентском имении Кэмп Дэвид. Но протестующих это не пугает: они уже объявили о том, что сначала они будут в Чикаго протестовать против присутствия «большой восьмерки» (так сказать, заранее), а потом уже против саммита НАТО - и по всем телеканалам, как они уверяют, весь мир подобные демонстрации сможет увидеть.
То, что американские полицейские не хотели бы новых столкновений с протестующими, вполне понятно. Напомню, что на саммите «большой восьмерки» в 2001 году местной полицией был убит 23-летний итальянец Карло Джулиани. Тогда после тщательного расследования выяснилось, что полиция «правомерно применила силу» против протестовавших. Но уже сами саммиты «большой восьмерки» с тех пор постоянно становятся не столько местом для мирных политических дискуссий между главами государств, сколько настоящим полем битвы между силами правопорядка и всеми теми, кто недоволен существующим нынче на нашей планете положением дел.
Прошлогодний саммит «большой восьмерки» во Франции охраняли 12 тысяч полицейских и солдат регулярной армии, что откровенно высмеяли все французские СМИ, назвав подобный саммит «самым бестолковым сборищем президентов-клоунов, на которых расходуются впустую миллионы долларов и евро из карманов рядовых налогоплательщиков».
Тогда же целый ряд видных политологов и экспертов по международным вопросам призвали лидеров стран «восьми» вообще ликвидировать эти саммиты, перестать «разыгрывать ежегодные бессмысленные спектакли перед лицом мировой общественности». И заодно «покончить с пережитком прошлых лет», потому как нынче якобы «большая восьмерка» просто потеряла какое бы то ни было уважение в мире, и уж тем более не имеет никакой легитимности с точки зрения принимаемых этими саммитами решений и предложений.
Напомню, что в 1975 году впервые по предложению тогдашнего президента Франции Валери Жискар Д Эстена собрались главы пяти ведущих мировых держав (США, Франции, Германии, Великобритании и Японии). Подобной «несправедливостью» тут же возмутилась Италия, и ее срочно пришлось включать в «клуб больших и сильных». А еще через год к ним присоединилась Канада.
Затем в 1997 году к ведущим мировым экономически развитым странам решено было подпустить Россию, что было по большей части чисто политическим реверансом Москве со стороны «большой семерки», нежели каким бы то ни было признанием экономической силы и влиятельности России в мировых делах. С тех пор на подобные саммиты приглашались лидеры многих стран (включая Казахстан), первые лица Евросоюза, ООН, ведущих международных финансовых учереждений, и даже разного рода известные в мире рок-и кино-звезды.
«Восьмерка», в которую нынче никто не рвется, и от которой стараются держаться как можно дальше
С самого момента зарождения клуба «больших и сильных» (вне зависимости от того, кто в него конкретно в тот или иной момент входил) постоянно стоял вопрос о его легитимности. Вроде бы как существуют ООН, другие международные организации, в которые входят десятки стран мира. И хотя и там не особо поймешь, кто и что решает, тем не менее, вроде бы всех подобная картина международных отношений в основном устраивала. А вот по поводу «восьмерок», «двадцаток» (ее саммит будет проводиться через месяц в Мексике на побережье Тихого океана в курортном местечке Лос Кабос) и всего прочего кулуарно созданного, есть большие сомнения и откровенное общественное недоверие.
Показательно, что если еще пару лет назад в «большую восьмерку» пытались войти Китай, Бразилия и Индия, то теперь они предпочитают мировые проблемы обсуждать в рамках компании себе подобных под названием БРИКС (с участием еще России и Южной Африки). Перестали проявлять к «большой восьмерке» интерес и Турция с Индонезией, но зато они готовы к гораздо более активной роли в рамках «большой двадцатки», где их голос вроде как принимается во внимание с куда большим уважением.
В результате создалась ситуация, при которой «большая двадцатка» начиная с 2009 года стала намного более уважаемым и полновесным «сбором мировых правителей», чем закрытый «клуб привилегированных» в рамках «Джи-8». Хотя, если посмотреть на деятельность что одной, что другой структуры обьективно, то выяснится, что особого толку для мирового сообщества, не говоря уже о каких-то осязаемых, конкретных результатах нет ни от одних, ни от других.
И в то же время такие организации, как ООН и различные ее подразделения вообще остаются где-то на «международной политической обочине», потому как все важнейшие вопросы как в области безопасности, так и большой экономической политики обсуждаются (но отнюдь не практически решаются) теперь на подобных саммитах в Чикаго и Кэмп Дэвиде.
Это особенно зримо было продемонстрировано при свержении бывщего ливийского руководства, и этим же самым может закончиться кризис вокруг Сирии и Ирана. Хотя руководство НАТО дает понять, что подменять ООН Североатлантический Альянс вроде как не намерен, но проведение саммитов, подобных тем, что сейчас пройдут в США, показывает явное несовершенство всей современной мировой политической и военной инфраструктуры, которая со всей очевидностью нуждается не в очередных саммитах, а в полной перекройке и переосмыслении самого факта их существования.
Приоритетным этот фактор становится в отношении будушего Афганистана, боевые действия в котором между силами коалиции стран НАТО и движением Талибан продолжаются вот уже 11 лет, и конца и края этому противостоянию не видно. Хотя Соединенные Штаты и Афганистан только что подписали план так называемого «стратегического партнерства» на срок до 2024 года, понятно, что именно НАТО будет играть в дальнейшем решающую роль в судьбе и нынешнего правительства в Кабуле, и определять вероятность прихода к власти в этой стране вооруженной оппозиции.
Все напрашиваются в партнеры к НАТО. Но сам Альянс находится в полном неведении на что ему ориентироваться, и от кого спасать «цивилизованное человечество»
Когда в 1949 году НАТО была создана, эта организация объединяла 12 государств, и ее задача состояла в обеспечении безопасности Европы от «советской угрозы». Сейчас же в НАТО входят 28 стран, а еще 33 страны подписали с Североатлантическим Альянсом соглашения о партнерстве. К тому же НАТО теперь редко в чем участвует в самой Европе, а больше ищет применение своей военной силе далеко за границами «зоны безопасности и отвественности» евпопейского континента - от Афганистана до Ливии с Ираком.
Где в следующий раз понадобится использвать военную мощь НАТО (а точнее- ее главных игроков - Соединенных Штатов, Франции, Великобритании и Германии) предсказать никто пока не берется (есть ведь на карте такие непредсказуемые страны, как Иран, Северная Корея, да и с Сирией не все до сих пор ясно и определенно). Поэтому совсем уж исключать использование там военных подразделений Североатлантического Альянса было бы ошибочным.
Но у стран НАТО в последнее время появилось желание (так по крайней мере считает руководство Пентагона) участвовать в Альянсе за счет американской казны. Оправданием такого подхода является якобы тяжелая финансовая ситуация во многих ведущих европейских странах-членах Альянса. А американские конгрессмены по этому поводу поносят Европу последними словами, называя те же Францию, Германию и Италию «нахлебниками» и «ребятами, любящими кататься бесплатно на наших танках и самолетах».
Заставить платить Европу гораздо больше в виде военных расходов Соединенные Щтаты стремятся еще и потому, что свои военные бюджеты резко увеличили все без исключения азиатские страны (в том числе Китай и Индия), а также Россия. К тому же львиную долю расходов в рамках НАТО нынче занимает Афганистан, и вновь американцы недовольны тем, что и Европа, и Австралия стараются всячески сократить свои взносы на эту операцию.
А ведь Соединенные Штаты только на подготовку афганских сил безопасности уже израсходовали гигантскую сумму в 40 млрд. долларов (хотя кто им виноват, что пошли наводить порядки в полностью неизведанную для себя страну?). И если это финансирование будет прекращено в 2014 году при выводе сил коалиции из Афганистана, то вся система безопасности в этой стране тут же развалится.
По самым предварительным подсчетам, в год на поддержание армии и полиции Афганистана в боеспособном положении мировое сообщество должно будет выделять более 4 млрд. долларов, причем само афганское правительство в состоянии покрыть из этой суммы лишь 500 млн. долларов. До сих пор неясно, во что обойдется Соединенным Штатам подписание соглашения о «стратегическом партнерстве» с Афганистаном до 2024 года. Хотя Вашингтон сделает явно все возможное, чтобы и европейские союзники США по НАТО подбрасывали денежек в «афганский котел», каким бы бессмысленным и безнадежным он внешне не казался.
К тому же и в США, и в Европе резко возрастает число тех, кто выступает за немедленное прекращение военных действий в Афганистане, и за вывод оттуда воиск сил коалиции. В этой связи ни у НАТО, ни у Соединенных Штатов до сих пор нет никакого реально осуществимого плана действий по прекращению внутреннего конфликта в Афганистане. И вряд ли такой план может появиться в ходе переговоров на саммитах как в Чикаго, так и в Кэмп Дэвиде.
Ведь пока ни «большая восьмерка», ни руководство НАТО не определилось со своими долгосрочными приоритетами в формировании нового миропорядка. Действуют же мировые лидеры что в «восьмерочном», что в более широком кругу исключительно по инерции, и лишь реагируя на уже проишедшие события, а не просчитывая и не предвидя их.
А соответственно и каких-то кардинальных изменений как в целом в международных делах, так и в состоянии мировой экономики на ближайшие годы ожидать не следует. Причем вне зависимости от того, где будут проводиться высокопоставленные саммиты «больших и сильных», и с какой настойчивостью свое недовольство подобным положением дел будут выражать съезжающиеся со всего света протестующие.