Посол Жээнбек Кулубаев о кыргызско-китайских отношениях: Мы просто должны успевать работать с Китаем
14 мая 2012, 15:02, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - О кыргызско-китайских отношениях, а также о позиции Китая по Таможенному союзу в интервью АКИpress рассказал посол Кыргызстана в Китае Жээнбек Кулубаев.
- Как вы оцениваете на сегодня кыргызско-китайские отношения?
- В этом году мы отмечаем 20-летие со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Кыргызстаном и 10 лет со дня подписания Договора о дружбе и добрососедстве, поэтому этот год знаменателен тем, что мы прошли какой-то этап: 20 лет нашим дипломатическим отношениям и 10 лет договору.
- Какие вопросы были решены за прошедшие 20 лет?
- Во-первых, за этот период мы решили важный пограничный вопрос между Китаем и Кыргызстаном. То есть закрыли один из крупных политических вопросов - провели делимитацию и демаркацию границы.
Во-вторых, параллельно мы вели переговоры с Китаем о сокращении вооружения на границе и укреплении мер доверия. В этом мы тоже достигли хороших успехов. На основе этих договоренностей мы создали Шанхайскую пятерку, потом Шанхайскую организацию сотрудничества.
Таким образом, решены основные политические вопросы, и нет никаких особых препятствий нашим отношениям. Если нет таких вопросов, это открывает большие перспективы нашим торгово-экономическим, культурно-гуманитарным отношениям и народной дипломатии.
- За 20-летний период у нас дважды поменялась власть. Какова была позиция Китая?
- Китай в этом вопросе занял очень нейтральную позицию. Касательно событий в Кыргызстане они говорили, что это внутреннее дело Кыргызстана, мы не будем вмешиваться, мы уважаем выбор кыргызского народа. То же самое было в 2010 году во время апрельской революции и июньских событий. Китай тогда сказал, что готов оказать гуманитарную помощь, помочь в стабилизации ситуации и не намерен вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана.
Они также заявили, что главное, чтобы стороны придерживались стратегических задач и договоренностей, которые установлены между Кыргызстаном и Китаем. Поэтому Временное правительство, потом техническое правительство и новая власть подтвердили бывшие договоренности в кыргызско-китайских отношениях. Мы их придерживаемся и готовы дальше развивать.
За последние годы Китай оказал Кыргызстану техническую и грантовую помощь в строительстве больниц, автодорог, приобретении автобусов для Бишкека и Оша. Например, в микрорайоне Джал строится школа с китайским языком обучения, открыты два центра Конфуция. В этом плане они нам здорово помогают.
Что касается торгово-экономического сотрудничества, у нас были пики и спады. Например, в период 2009 года торговый оборот составлял 9 млрд долларов. Позже из-за внутренней нестабильной политической ситуации оборот упал до 4 млрд долларов, сейчас дошел до 6 млрд. И это не предел.
- Как Китай реагирует на Таможенной союз?
- По этому вопросу Китай также нейтрален. Китай говорит, что это выбор Кыргызстана. С другой стороны, Таможенный союз выгоден и для китайского бизнеса, потому что через Кыргызстан товар, проходя определенные процедуры, автоматически уходит в пространство Таможенного союза. Кыргызстан в начале будет испытывать проблемы из-за подорожания товара. Но в перспективе это выгодно и нам.
У нас по сравнению с Казахстаном и Россией очень низкие таможенные пошлины, поэтому торговля ведется через Кыргызстан. Если мы войдем в Таможенный союз, цены немного повысятся, но бизнес начнет активно работать. Сегодня в Китае подорожали трудовые ресурсы, если бизнес будет переводиться на территорию Кыргызстана, где дешевле рабочая сила, то в нашей стране будут производиться товары и уходить на экспорт под маркой «Сделано в Кыргызстане». Хотя это будет делать китайский бизнес.
Мы работаем в этом направлении, особенно в швейной промышленности, сборке электрооборудования, телевизоров, компьютеров и т.д.
- Разве у нас есть возможности по сборке электроники?
- Нет. Для начала мы хотим, чтобы в Кыргызстане были китайские технологии в швейном производстве. Чтобы швейники шили по современным мировым стандартам европейскую одежду. Если это мы сделаем, то товары будут производиться в Кыргызстане. Это очень удобно, потому что мы открываем большой рынок.
В Западном Китае, особенно в Кашгаре, в 12-ю пятилетку будет вложено около 3 млрд долларов внутренних инвестиций. Там будут создаваться свободные экономические зоны. В этом плане нам есть о чём подумать. В Нарынской и Ошской областях мы можем создавать СЭЗы, потому что из Кашгара до Нарына 2,5 часа на машине. Мы сейчас разговариваем и прорабатываем этот вопрос. Кашгар будет практически ориентирован на рынок Центральной Азии, Восточной Европы и Южной Азии. То есть очень большой рост экономики, поэтому для двух наших областей это большая возможность для сотрудничества.
- Китай, помогая нам, не требует ничего взамен?
- Китайское руководство открыто заявляет, что они нам помогают как дружественному соседу, чтобы политическая и экономическая ситуация в Кыргызстане стабилизировалась. При этом никаких условий не ставится. То есть помогают, как самому близкому соседу. Они, кстати, помогают и Африке, и Азии. Китай готов нам помочь технологиями и кредитами. Главное, чтобы было взаимодоверие и взаимовыгодные отношения.
Если мы будем соблюдать эти принципы, они готовы с нами сотрудничать. В рамках ШОС мы готовы сотрудничать в борьбе с наркотрафиком, незаконным оборотом наркотиков, экстремизмом, сепаратизмом. Китай в свою очередь тоже готов сотрудничать и иметь взаимный обмен информацией. У нас большие перспективы. Мы просто должны успевать работать с китайской стороной.