Холманских, помоги
«Наличие паспорта гражданина России у конкретного человека является его страховым полисом на все случаи жизни». Но работает ли полис?
23 мая 00:05 | Газета ? 283 (283) | Московские новости
Аркадий Дубнов
Сегодня в Самарканде собираются судить 73-летнюю российскую старушку.
История грустная, если не сказать мерзкая. Жительница города Сысерть Свердловской области, гражданка России Тамара Талашманова обвиняется узбекскими властями в контрабанде наркотиков. Ее поймали «с поличным». Старушке грозит от пяти до семи лет тюрьмы.
Дело было так. В феврале 2012 года пенсионерка Талашманова по совету врачей, рекомендовавших ей больше времени проводить в теплых краях, отправилась в солнечный Узбекистан. Там в Бухаре ее ждали знакомые. 23 апреля она получила из дома трагическое известие - скоропостижно скончалась ее дочь. Тамара Талашманова, несмотря на противопоказания врачей, берет билет на авиарейс Самарканд-Екатеринбург на 26 апреля. В аэропорту при осмотре ее ручной клади бдительный узбекский таможенник обнаруживает упаковку таблеток прописанного ей врачами феназепама, хорошо известного успокаивающего препарата, который продается по рецептам в любой российской аптеке. Однако в Узбекистане он приравнивается к наркотическим средствам.
Объяснения бабули, мол, без лекарства ей никак, у нее большое горе, страшно лететь на самолете, на таможенника впечатления не производят - он обнаружил преступницу, практически наркокурьера. У российской гражданки после шестичасового разбирательства отбирают загранпаспорт и авиабилет, запрещая ей покидать «гостеприимный» Узбекистан. А затем возбуждают уголовное дело по обвинению в контрабанде наркотиков. За Талашмановой приезжают ее друзья из Бухары и снова забирают ее к себе. Оттуда, за 300 км, старушка вынуждена приезжать на допросы в Самарканд, которые длятся по нескольку дней. Здесь ее содержат в каком-то бараке, предоставляют казенного адвоката. Со следователем приходится общаться по-узбекски, помогает переводить какая-то девочка, но, как правило, ее нет.
Об этой истории сообщают екатеринбургские «Вечерние ведомости», рассказывает информагентство «Фергана». Внучка бабули - Надежда Гилева обращалась за помощью куда только можно: к губернатору Свердловской области (теперь уже бывшему) Александру Мишарину, полпреду президента в Уральском округе (теперь тоже бывшему) Евгению Куйвашеву Разумеется, все обещали помочь.
Но до старушки ли им было в тот момент, когда нужно было подыскивать себе новое место работы. А в Москве в центральном аппарате МИДа третий секретарь министерства Алексей Чесноков, как пишут «Вечерние ведомости», тоже пообещал «разобраться, связаться с узбекскими властями, чтобы понять, какое у них видение ситуации». Известно, что дипломаты отправили запрос в Сысертскую поликлинику, выдавали ли бабуле рецепт на феназепам. Там данный факт подтвердили. Ничего больше про помощь МИДа 73-летней соотечественнице, попавшей под пресс узбекского «правосудия», неизвестно. Никто не знает, приедет ли на сегодняшний суд в Самарканд представитель российского консульства в Узбекистане.
Надо же было такому случиться, что буквально в те же дни, в конце апреля, когда у Тамары Талашмановой отбирали в Самарканде российский паспорт, вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью «Коммерсанту» заверял, что «наличие паспорта гражданина России у конкретного человека является его страховым полисом на все случаи жизни, поэтому Россия будет исходить из необходимости защиты своих граждан независимо от того, как далеко они от родины». Сегодня мы узнаем, как работает этот «страховой полис». Кстати, есть повод проявить свою заботу о соотечественниках-пенсионерах, «людях труда» и новому уральскому полпреду Игорю Холманских...