У Кыргызстана и Ирана нет разногласий по региональным вопросам, а также в двусторонних отношениях, - посол Ирана в КР М.Моради (интервью)
18 июня 2012, 11:11, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - Между Кыргызстаном и Ираном нет разногласий по региональным вопросам, а также в двусторонних отношениях, сказал посол Ирана в КР Манучехр Моради. В интервью агентству АКИpress посол рассказывает о двусторонних отношениях, позиции Ирана по строительству дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и американскому центру транзитных перевозок «Манас».
- Как вы оцениваете нынешние кыргызско-иранские отношения?
- В первую очередь, я хочу поблагодарить, что у вас хорошие связи с информационным отделом нашего посольства. Читателям АКИpress хочу пожелать здоровья и надеюсь, что агентство будет продолжать предоставлять объективную информацию, включая и сведения о нашей стране.
Отвечая на ваш вопрос, я хотел уподобить отношения наших стран дереву, корни которого представляют долгую историю взаимоотношений двух народов, а ветвями являемся мы, которые укрепляют эти отношения. Основываясь на этих корнях, сегодня отношения находятся на очень хорошей стадии. У двух стран нет разногласий по региональным вопросам, а также в двусторонних отношениях. У глав двух государств хорошие отношения, примером может служить их недавняя встреча на саммите ШОС в Пекине. Постоянно ведется переписка между соответствующими органами двух стан. Обе страны являются членами таких организаций, как Организация экономического сотрудничества, Движения неприсоединения. Кыргызстан всегда выступал за членство нашей станы в ШОС.
Обе страны имеют схожие позиции и цели по региональным проблемам, такие как ситуация в Афганистане, наркотрафик, терроризм. Обе страны сейчас готовят документы для подписания в борьбе с наркотрафиком и терроризмом. Сейчас в Кабуле проходит международная конференция под названием «Сердце Азии». Думаю, главы двух внешнеполитических ведомств наших стран во время конференции проведут встречу и консультации.
Сегодня в Кыргызстане присутствуют иранские бизнесмены, которые работают в экономике, несмотря на то, что политико-экономическая ситуация в Кыргызстане может не предполагать на сегодняшний момент те условия, которые нужны для привлечения инвестиций. Но иранские бизнесмены всегда здесь присутствовали, работают и вносят свою определенную лепту в развитие экономики. В самое ближайшее время мы собираемся провести заседание межправительственной совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
- Какие вопросы будут рассматриваться на 10-м заседании межправительственной комиссии?
- В первую очередь, это торгово-экономические отношения. В частности, сотрудничество в сельском хозяйстве, торговле, энергетике и горной промышленности станут основными вопросами. Надеемся, что благодаря достигнутым договоренностям в рамках этого заседания мы будем продвигать другие области сотрудничества.
- О каких конкретных проектах идет речь?
- Иранская сторона готова продвигать ряд вопросов, в частности, сотрудничество в области энергетики (строительство ГЭС), строительства железной дороги и автодорог.
- Кыргызстан не поднимал вопрос об импорте иранской нефти?
- Этот вопрос поднимался. Иранская сторона дала положительный ответ. Здесь нужно найти пути для развития этого вопроса, для его продвижения. Принимая во внимание то, что стороны не имеют общих границ, и у Кыргызстана нет доступа к мировому океану. Вы знаете, доставка нефтепродуктов, нефти наземным путем обходится дороже, нежели морским. Есть определенные вопросы, трудности отправления груза железнодорожным путем, потому что между нашими странами есть еще третьи страны. Иногда бывает, что груз приходит с опозданием. Но мы ищем пути решения этого вопроса.
- Как обстоят дела с взаимным обменом земли в СЭЗ «Бендер-Аббас» (побережье Персидского залива) и «Бишкек»?
- Этот вопрос уже несколько лет на повестке дня. Причина его откладывания - политические события в Кыргызстане, вследствие чего заседание правительственной комиссии не проходило в течение 3-х лет. Речь идет об обмене земельными участками в свободной экономической зоне «Бендер-Аббас» и «Бишкек». Надеемся, на заседании комиссии этот вопрос будет рассмотрен.
- Посол Китая в Кыргызстане говорил о заинтересованности Ирана присоединиться к железной дороге Китай - Кыргызстан - Узбекистан:
- По поводу высказывания моего близкого друга могу сказать, что несколько лет назад между иранской корпорацией «Стратос» и соответствующей подведомственной организацией Министерства транспорта и коммуникаций был подписан меморандум о сотрудничестве в строительстве железной дороги по проекту Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Тогда иранская сторона выразила готовность финансово обеспечить реализацию проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, касающуюся кыргызской стороны. По этому вопросу были проведены соответствующие переговоры с кыргызской стороной. Надеюсь, что в рамках X заседания межправительственной комиссии, которое планируется провести в ближайшее время, этот вопрос будет решен.
- Какой вариант маршрута поддерживает иранская сторона?
- Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то с точки зрения экономики и логики самый ближайший путь к мировому океану лежит через территорию Ирана. Для нас нет разницы, какой маршрут выберет Кыргызстан. Думаю, что проект ЖД Китай-Кыргызстан или через территорию Узбекистана, или Таджикистана - приемлем. В конце концов он должен соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует, потому что возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны.
- Какая позиция Ирана по ширине колеи, учитывая одинаковую ширину дорог в Иране и Китае?
- Сегодня существует железная дорога с широкой колеей, которая соединяется с иранскими железными дорогами. На границе Ирана с Туркменистаном (станция Саракс) меняют состав и перекладывают груз.
- Маршрут железной дороги Кашгар - Иркештам - Карамык - Душанбе - Афганистан предусматривает строительство дороги с нуля, то есть между Китаем и Ираном это будет абсолютно новая дорога:
- Я не специалист в этой области, но если брать логически, то лучше построить железную дорогу одинаковой колеи, чтобы не было проблем со сменой колес.
- Что вы можете сказать о строительстве газопровода из Ирана в Китай через территорию Кыргызстана?
- Пока этот вопрос только на бумаге и где-либо не озвучивался. Строительство любого газопровода имеет два аспекта - экономическая выгодность и безопасность. На сегодняшний день есть проект ТАПИ (Туркменистан - Иран - Афганистан - Пакистан - Индия). Но ситуация в Афганистане не дает возможности реализовать этот проект. Проект через территорию Кыргызстана тоже надо рассмотреть. Конечно, тут вопрос безопасности не стоит, тут больше играет роль экономическая выгодность.
- Как развиваются дело с ФинансКредитБанком?
- Для нас это очень болезненный и огорчающий вопрос, потому что все инвесторы пришли на основе выражения готовности сотрудничать с кыргызской стороной и по приглашению ответственных лиц государства. Они пришли сюда для того, чтобы инвестировать в развитие экономики и тем самым помочь дружественной стране открыть новые рабочие места, чтобы реализовывать другие экономические проекты в рамках этого банка. Эти люди не имеют никакого отношения к ядерной программе Ирана. К сожалению, по причине ошибочной политики Национального банка «ФинансКредитБанк» оказался в такой ситуации. Несмотря на это, сегодня банк работает. К сожалению, банк лишился возможности более мощно работать для развития экономики страны из-за ошибочной политики. Никаких проблем у «ФинансКредитБанка» с точки зрения документации не существует, что поддерживается и подчеркивается некоторыми ответственными лицами Кыргызстана, в том числе депутатами ЖК.
Мы думаем, что ограничение деятельности «ФинансКредитБанка» не исходит от самой страны, а исходит извне. Мы думаем, что это, прежде всего, является оскорблением суверенитета Кыргызской Республики. Публикация ноты иностранной страны была своего рода открытой угрозой для ответственных лиц государства Кыргызстана. Но мы надеемся, что руководители страны решат этот вопрос, потому что это является примером для иностранных инвесторов, что может случиться. Другие инвесторы, если захотят прийти, сразу зададутся вопросом: если инвесторы ФКБ пришли по одобрению высшего руководства страны и оказались в такой ситуации, то что будет с теми, кто не имеет такого одобрения.
Если бы эти люди [иранские акционеры «ФинансКредитБанк КАБ»] вложили свои средства в экономику Америки или Европы, их только благодарили бы и выдавали премии. В Кыргызстане такого рода инвесторов задерживают на некоторое время.
- Другими словами, господин посол уверен, что Гафари [экс-председатель совета директоров ОАО «ФинансКредитБанк КАБ» Мохаммад Гафари] задержали по просьбе иностранного государства?
- Свидетельством является нота посольства США в адрес МИД КР, которая было опубликована в газете в ноябре прошлого года. Наверное, подобное случилось впервые в истории, когда ноту публикует газета. Это не преследует никакой цели, кроме одной - показать свою мощь.
Конечно, эти события относятся к периоду переходного правительства и переходной власти. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что политика сегодняшнего руководства страны отличается.
- В чем обвиняли Гафари?
- Официально Гафари ничего не предъявили, его просто задержали, кто-то дал показания, следственные органы задержали. Его задержали за шпионаж, потом освободили. Обвинения против него сняли.
Я хочу добавить, что Гафари задержали в тот момент, когда парламент вашей страны осудил действия Национального банка в отношении «ФинансКредитБанка».
- Какой товарооборот между нашими странами?
- Точные цифры товарооборота сейчас трудно сказать, потому что есть разночтения в показателях таможенных служб Ирана и Кыргызстана. По данным Ирана, товарооборот Кыргызстана и Ирана в 2011 году составил $50 млн. Из товарооборота за прошлый год большая часть приходится на экспорт иранской стороны - где-то 60-70% и 30% - кыргызской. Кыргызская таможня показывает цифры меньше.
- Вы заявляли о планах подписать меморандум о строительстве производственных мощностей и заводов в Кыргызстане:
- Это предложение было озвучено во время встречи руководителей провинции Харасан-Разави (Иран) и Чуйской области. Вслед за этим Иран посетил заместитель главы Чуйской области, который провел хорошие переговоры. Я хочу сказать, что в скором времени из этой иранской провинции прибудет делегация в составе из 4 человек для продвижения достигнутых договоренностей.
Пользуясь случаем, я также хотел бы упомянуть о взаимоотношениях между регионами наших стран. Как я приступил к должности посла, я встречался с главами областей вашей страны. Налаживание связей между регионами проходит очень успешно. В прошлом году Ошскую область посетил губернатор провинции Харасан-Разави и принял участие в первом инвестиционном форуме на юге страны. Он провел встречу с губернаторами Ошской и Жалал-Абадской областей. Планируется его визит в нынешнем году по приглашению губернатора Чуйской области. Также хочу отметить, что 1,5 месяца назад Харасан-Разави посетила делегация Ошской области во главе с губернатором Ошской области Джеенбековым.
- Атамбаев заявляет о закрытии базы Манас. Его аргумент - это должен быть гражданский аэропорт. Он говорил, что в случае войны Ирана с Западом Иран может нанести ракетный удар по Бишкеку. Насколько обоснованы его выводы?
- Я на этот вопрос отвечал несколько раз. Есть 3-4 момента, которые всегда рассматриваются. Первое - это внутреннее дело Кыргызстана, закрывать или оставлять базу. Мы не придаем значимости этому решению. То, что для нас более значимо - это то, что страны Центральной Азии могут решать свои проблемы сами без вмешательства третьих стран. В этих рамках мы приветствуем решение Атамбаева вывести базу. Мы думаем, что это решение в пользу Кыргызстана и стран региона.
Третье - мы уверены, что руководство вашей страны, принимая во внимание наши дружественные и близкие отношение, не позволят третьим странам использовать базу для действий против Ирана. Об этом на всех встречах и переговорах подтверждает кыргызская сторона.
Четвертое - США сегодня не обладают возможностью напасть на нашу страну. Сегодня Иран обладает оборонным потенциалом для своей защиты. Лидер нашей страны завил, что Иран даст такой же пропорциональный ответ в случае агрессии. Естественно, откуда бы не исходила угроза, мы вынуждены будем отвечать. Надеемся, что у властей Америки хватит ума, чтобы не совершить такого рода ошибку, как напасть на Иран.
- Можете объяснить позицию Ирана по переговорам с «шестеркой» (члены Совбеза ООН плюс Германия), которые идут сейчас?
- Обогащение урана идет согласно правилам и нормам МАГАТЭ, в которую входит Иран. В рамках этой организации Иран обладает как правами, так и обязательствами. Мы используем свои права в рамках этой организации. Конечно, мы должны исполнять свои обязательства и вести свою деятельность в рамках МАГАТЭ. Важно то, что в этом вопросе у стран 5+1 нет единого мнения. Россия и Китай поддерживают наше право обогащать уран для нужд своей страны. Позиция европейских стран и США - незаконная и несправедливая, которая основана на политических мотивах. Основная их цель - ограничить Иран от прогресса, включая научно-технического.
Для того, чтобы показать свою открытость и отсутствие противостояния, Иран всегда заявлял, что готов вести переговоры. И на переговорах в Стамбуле, и на переговорах в Багдаде Иран пришел на переговоры со своими предложениями и своей позицией. Думаем, на переговорах в Москве также будем продвигать свои интересы. У нашей страны есть готовность на каждый положительный шаг отвечать таким же положительным шагом.
Америка и Запад знают, что никакие угрозы и санкции не могут повлиять на Иран.
- Газета «Нью-Йорк Таймс» подробно рассказала о кибератаке американских и израильских спецслужб на Иран. Насколько это соответствует международному праву?
- Многие действия Америки и Запада не отвечают международному праву, и их заявления часто расходятся от дел. Все санкции против Ирана с их стороны не отвечают нормам международного права. Понимая, что если санкции будут рассматриваться в Совбезе ООН, то Россия и Китай наложат вето. Поэтому они вводят санкции в одностороннем порядке.
С другой стороны, это безвыходность и слабость, они ищут другие пути. Например, физически уничтожают иранским ученым-ядерщикам. Убийство иранских ученных - это дело рук американских и израильских спецслужб. Кибератаки тоже нужно рассматривать в этих рамках. До сих пор они ведут подрывную деятельность в научно-техническом развитии нашей страны. Хочу сказать - ни террор, ни санкции не смогут повлиять на прогресс Исламской Республики Иран.
- Президент Ирана в своих выступлениях говорит, что в мире есть силы зла, которые сеют войны на планете. О каких силах он говорит?
- Если вы посмотрите на ситуацию в Афганистане и Ираке, вы можете по полочкам разложить и понять, о каких силах идет речь. Посмотрите, что происходит в Ливии и Сирии - сценарий везде одинаковый.
- Поднимался ли вопрос об обоюдном введении безвизового режима между нашими странами?
- Очень хороший вопрос. Я хотел бы дать некоторые пояснения по этому вопросу. Облегчения передвижения граждан двух стран, инвесторов, бизнесменов, туристов - один из путей взаимоотношения между странами. Сегодня Иран имеет безвизовый режим со многими странами мира. Отменить визовый режим между Ираном и Кыргызстаном 1,5 года назад предлагала иранская сторона. Вместе с тем кыргызская сторона не давала отрицательного ответа.
Данный вопрос сегодня находится на стадии рассмотрения соответствующих ведомств и структур. Нам известно, когда рассматривался вопрос в парламенте о введении безвизового режима с некоторыми странами, были положительные отклики об отмене визы с Ираном со стороны парламентариев Жогорку Кенеша. Мы ожидали и ожидаем, что будут соответствующие меры в отношении иранской стороны. Со всем уважением к правительству Кыргызстана и Жогорку Кенешу хочу сказать, что когда мы посмотрели список стран, мы были очень удивлены. Некоторые страны на карте нужно искать лупой. Представители некоторых стран могут не иметь представления, что такое Кыргызстан, и за 20 лет не приезжали в Кыргызстан.
Мы надеемся, что кыргызская сторона серьезным образом рассмотрит этот вопрос. Мы думаем, что это принесет пользу и хорошие плоды кыргызской стороне. Я на всех встречах и переговорах с представителями правительства и парламента и депутатами ЖК всегда говорил, что это решение будет в пользу кыргызской стороны. Ежегодно из Ирана в зарубежные страны в качестве туристов выезжают около 2 млн человек. Больше всего они едут в те страны, с которыми у нас безвизовый режим: Турция, Армения, Грузия и т.д.
Вы знаете, сегодня Грузия считается такой проамериканской страной, по крайне мере, так это представлено на постсоветском пространстве. Но в то же время хочу еще раз отметить, эта страна, считающаяся проамериканской, отменила визовый режим с Ираном. И сегодня привлекла тем самым многих иранских инвесторов для развития своей экономики, для развития совместных проектов. Соответственно увеличила свой доход благодаря увеличению объема потока туристов.
Туристы из Ирана, зная, какой природой обладает Кыргызстан, наверное, заинтересовались бы и приехали отдохнуть здесь, если будут созданы соответствующие условия, не будет проволочек в получении визы.
Мы думаем, что вопрос аннулирования визового режима позволит увеличить поток как инвесторов, так и туристов. И объем доходов увеличится.
Это двустороннее сотрудничество, где и кыргызские туристы могут отдыхать и наслаждаться достопримечательностями Ирана, есть экотуризм, есть санаторно-рекреационные места. Это обоюдное сотрудничество.
- Вам говорят, в чем причина откладывания решения этого вопроса?
- Официально нам пока ничего не сказали. Все на стадии рассмотрения. Как средства массовой информации, вы должны спросить.
- Спасибо вам за интервью.