Где в Казахстане проходит граница - 2
Автор: РЕДАКЦИЯ
29.06.2012, Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
«Арканкерген» дал немало пищи для невеселых раздумий. Почти неделю на участке казахстанско-китайской границы зияла огромная, никем не прикрытая дыра. Нихао, заходите, гости дорогие! Пограничники убиты, визы не нужны, у нас дни распахнутых дверей. Трагедия на заставе стала естественным итогом порядков, царящих в структурах, которые призваны нас защищать, а мы все чаще думаем, как бы самим от них защититься.
Вывод Вадима Борейко в его статье "Где проходит граница" о том, что власть исчерпала кредит доверия, и если завтра с телеэкранов компетентные органы скажут, что снег идет зимой, а солнце встает на востоке, им все равно никто не поверит, вызвал широкую полемику среди общественных деятелей, политиков и активистов.
"Не верю ни единому слову!"
Солидарность с нашим автором высказала президент фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова. Тонны чудовищной лжи уже вывалили госорганы и чиновники на народ - об убийстве Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева, о трагедии в Жанаоезене. Так что никакой правде казахстанцы верить уже не будут. Тем более что во главе армии лгунов стоит Нурсултан Назарбаев.
- Вспомните, когда президент приказал снести роскошные особняки в верхней части Алматы, которые перекрыли потоки воздуха с гор в город - ноль реакции в итоге. Когда он приказал жестко бороться с коррупцией, а она только процветает, кода он возмутился наглостью владельцев дорогих и массивных джипов на дороге и приказал разобраться с этим, а им хоть бы хны, - перечислила Бахыт Туменова. - Как после этого люди вообще будут доверять руководству страны или тем, кто находится ниже?
Ни одному слову чиновников сама она не верит. Чтобы хоть как-то изменить положение дел, власть должна в первую очередь обеспечить честные выборы, дать свободу СМИ, пойти на честный разговор с оппозицией, прекратить создавать квазиНПО, уверена эксперт. Причем делать это нужно как нужно скорее, потому что в стране уже нет стабильности. Пусть пока только на кухнях и в Сети народ может высказывать свое недовольство, но он уже не молчит.
- На ситуацию вокруг того же Челаха и погранпоста общественность живо отреагировала: стали собирать подписи в его защиту, требуют открытого расследования и суда. И власть должна сделать из этого выводы, потому что завтра те, кто пишет на интернет-форумах, выйдут на улицы, - предостерегла глава «Аман-саулык».
«Модными» нынче обвинениями в разжигании социальной розни долго пугать народ не получится, добавила она. Активисты НПО и просто граждане находят способы донести до власть предержащих свою позицию по разным вопросам, используя, в том числе, формат открытых писем к первым лицам страны.
Возвращаясь к трагедии на «Арканкергене» Бахыт Туменова предположила, что версию о теракте на погранпосте в уста президента вложили те, кто представляет интересы силовых структур, а так же представители лагеря «ястребов».
Государство - машина лжи
Председатель общественного объединения «Шахтерская семья» Наталья Томилова считает, что вывод, к которому пришел Вадим Борейко, вполне логичен.
- Я не знаю, в чем кроется причина - в некомпетентности работников надзорного органа или еще в чем-то, но их слова постоянно расходятся с делами, - заверила нас общественница, говоря о «деле Челаха». - Я сама сталкиваюсь постоянно с этой организацией (прокуратурой - авт.) и убедилась, что верить им нельзя.
Более того, и следствие, и прокуратура сами понимают нелепость своих попыток «притянуть» улики под версию о «взбесившемся солдате», но отступать им уже некуда.
- Они ввели в заблуждение президента, народ. Президент не дурак, он глубоко мыслящий человек, но версия следствия, которую пытаются навязать народу, навязывается и ему. И не могут же сотрудники генпрокуратуры сейчас извиниться и сказать: «Ой, простите, лоханулись». Если они сказали «а», то надо сказать «б». Они будут до конца биться за «честь мундира», - считает наша собеседница.
По мнению Натальи Томиловой, доверия граждан власть лишилась потому, что обманывала она не раз. Точкой невозврата здесь стали жанаозенские события.
- Народу клятвенно обещали, что дело о событиях 16 декабря будет рассмотрено всесторонне, объективно, что суд будет открытым. Люди поверили, надеялись, а в результате - снова обман. Подсудимые рассказывали, как из них выбивали показания, потому что верили, что суд учтет это. Они поверили правительству, президенту. А получилось, что все это не приняли во внимание, - перечислила глава «Шахтерской семьи» и добавила, что сама не верит ни одному заявлению и обещанию власти. И к этому ее подвел личный опыт.
- Вот живой пример. После жанаозенских событий власти заявили, что все трудовые конфликты теперь будут решаться сразу же, на местах. И что я вижу на примере шахтеров? Все конфликтные ситуации решаются только с помощью нажима. Они даже на забастовку боятся выйти, потому что видят реакцию, совершенно обратную обещаниям!
И поводов для недоверия масса. А чтобы изменить эту нашу грустную реальность государство должно начать менять само себя. Нужны реальные, а не бутафорские реформы.
- Я верю, что есть в Казахстане светлые умы, которые могут все изменить, но, видимо, их время еще не пришло, - предположила Наталья Тамилова, - и ничего не измениться пока казахстнцы будут молча терпеть вседозволенность режима.
А чтобы донести до него мысль о том, что кредит доверия исчерпан, нужно, чтобы стало больше тех, кто не боится высказывать свое мнение.
- В этом отношении меня восхищает юрист Евгений Танков, - призналаст Наталья Томилова. - Ведь чего боится власть? Она так же, как любой отдельно взятый человек, боится выглядеть смешной в глазах людей. А Евгений постоянно высмеивает недостатки государственной системы. И вот когда таких «танковых» станет много в Казахстане, власть не сможет больше прикидываться слепой и глухой.
Стабильно, как на кладбище
Желтоксановец Хасен Кожахмет считает официальную версию трагедии на «Арканкергене», выстроенную на показаниях Владислава Челаха, абсурдной.
- Стрелять в 15 человек, и чтобы никто не защищался, чтобы так расстрелять - это невозможно,- уверен г-н Кожахмет.- Я сам стрелял, когда был в Нагорном Карабахе, из автомата. Он же шумит, его слышно! Причем они спали там на двухъярусных койках, а не на полу, чтобы их можно было всех сразу. Лично для меня версия нереальная.
Недоверие в обществе стало складываться задолго до событий на посту, продолжает собеседник.
- Когда мы хотели исследовать события Желтоксана-86, нам подставного Мухтара Шаханова поставили. В итоге получилось: те, кто нас карал, сейчас у власти и сидят, - заявил собеседник и продолжил перечислять факты лжи. - В самоубийство Нуркадилова общество еще тогда не верило.
При этом Хасен Кожахмет отметил, что никогда не верил в обещания, данные властью, добавив, что «ни к чему эта независимость (страны - авт.) не приведет».
- Власть никогда не исполняет обещаний. Их даже не просишь, а они обещают и не выполняют. Для начала научились бы жить по Конституции, - дал он рекомендацию госменеджерам.
При этом собеседник констатировал: несмотря на отсутствие веры, граждане свой протест выражают посредственно и анонимно. Причину такого положения вещей г-н Кожахмет видит в отсутствии реальной оппозиции.
- Нет ее у нас, а той, что мы видим, народ не верит. Где настоящая борьба? Кто ее не демонстрирует, а ведет? Вот когда будут те, кто сказав «А», говорят «Б», только тогда власть имущие начнут считаться с народом, - резюмировал он.- Пока же у нас на политическом горизонте все стабильно, как на кладбище.
Верить можно только в плохое
Руководитель общественного правозащитного объединения «Демос» Тогжан Киззатова считает, что неверие общества в версию убийцы - Челаха есть результат, помноженный на прежние сомнения в самоубийстве тремя выстрелами, в то, как на кредит в банке организуют убийство известного политика, или скажем, на жанаозенское дело, где суд игнорирует очевидное.
- Сам национальный траур по погибшим пограничникам испохабили, запустив параллельно информацию о нетрадиционных сексуальных контактах. И все это, мягко говоря, выглядит подставой. Дедовщина была, я не отрицаю. Но в данном случае, когда убиты 14 сослуживцев и егерь, я думаю, вряд ли она является причиной, - уверена правозащитница.
По ее мнению, последней каплей в чаше недоверия стал Жанаозен и последующий суд, после которых власть перешла Рубикон.
- Если бы события с Челахом произошли, скажем, 3-4 года назад, может быть, я и поверила бы официальной версии. Но не сейчас, очень часто нам предлагают «кушать» абсурдные вещи, - аргументировала свою позицию глава «Демоса».
Все обещания, с ее слов, исполняются только тогда, когда для народа выходит хуже.
- Обещают нам сейчас повышение пенсионного возраста - я верю этому, - поделилась г-жа Кизатова соображениями. - В «Народное IPO» не верю. Обещают суд над Челахом открытый. Формально, может, и да, но справедливо ли судья рассмотрит? Сомневаюсь. Потому что президент не так давно заявил, что нефтяники невиновны. А потом суд делает их виновными. Хорошо, что Аблязов на свете есть. Не будь его, кто бы был главным виновником?
Больше всего гражданам обещают по «Хабару», и потому Тогжан Киззатова его не смотрит. Вернуть же авторитет и доверие общества, на ее взгляд, власти можно, только пересмотрев «жанаозенское» дело и освободив «террористов-разжигателей розни».
Лучше не запирать народ в котле
Как вообще можно верить режиму, при котором все резонансные события, связанные с гибелью людей, не получили должного, и, главное, убедительного разъяснения со стороны официальной власти, с возмущением высказался в свою очередь генеральный секретарь ОСДП «Азат» Амиржан Косанов. Хотя доверие общества ускользнуло еще в 1995 году - ведь до этого времени Назарбаев хотя бы лично ходил на заседания Верховного Совета и публично защищал свои инициативы.
- Это был совсем другой президент. Что там, эта была совсем другая страна! - развел руками наш собеседник. - Лично я давно утратил веру в заверения нашей власти и ее обещания. В то же время я оптимист и верю, что рано или поздно эта негативная тенденция себя исчерпает.
А для этого нужно, чтобы власть в результате честных выборов переходила в руки президента или партии, которые выдвигают конкретную программу и указывают конкретные сроки, за которые она будет реализована. Сейчас же нет ни одного обещания (ни на страновом, ни на международном уровне), которое бы власть выполнила.
- Почитайте ежегодные послания президента, его поручения правительству, ту же предвыборную программу «Нур Отана», вспомните «демократические» обещания, которые Казахстан давал в Мадриде, когда решался вопрос о председательствовании официального Казахстана в ОБСЕ! - отчеканил политик.
Но видимое молчание казахстанцев, которые, казалось бы, не реагируют на весь это беспредел, обманчиво. Если режим своей тиранией будет еще плотнее закрывать крышку котла, в который загнала казахстанский народ, этот котел «может и взорваться, и взрывная волна заденет и самого котельщика», высказал в конце беседы свои опасения Амиржан Косанов.
...В общем, мало что поменялось в умах властителей с тех пор, как рокер Вячеслав Бутусов спел о том, что «можно верить и в отсутствие веры, можно делать и отсутствие дела». Так что надеяться на то, что руководство страны вдруг одумается и попытается вновь зажечь огонь в сердцах казахстанцев, наверное, не стоит. По крайней мере до тех пор, пока люди молча живут с осколком льда.
Мнения собирали Ксения БОНДАЛ и Арман ДЖАКУБ