Подростки в детских домах: Закрытые, беззащитные ...
17.12.2012 9:11 - Голос Свободы Центральной Азии
Правозащитники выявили в детских учреждениях многократные случаи пыток и жестокого обращения с детьми.
Нурайым Акниетова, Voice of Freedom, Бишкек
В ходе мониторинга учреждений для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, правозащитники выявили немало случаев пыток и жестокого обращения с детьми. Наиболее печальным является то, что дети в этих закрытых учреждениях фактически не могут нанять адвоката, обратиться с жалобой в правозащитную организацию и добиться справедливого отношения к себе.
Правозащитники ОФ «Молодежная правозащитная группа» в рамках исследования ЮНИСЕФ провели мониторинг в 5 учреждениях для детей, находящихся в конфликте с законом: центры адаптации и реабилитации в городах Ош и Бишкек, Беловодская специальная школа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, следственный изолятор ?25 в Оше, колония для несовершеннолетних в селе Вознесеновка.
Справка: Мониторинг «Пытки и жестокое обращение в контексте ювенальной юстиции» осуществлялся «Независимой правозащитной группой», совместно с омбудсменом Кыргызстана, ОФ «Поколение-Инсан», ОФ «Правовая клиника «Адилет», «Ассоциацией НКО по защите прав и продвижению детей». В ходе исследования правозащитниками были опрошены 82 ребенка и 28 сотрудников учреждений, включая администрацию. Данные также получены от ОФ «Голос Свободы».
Как отметила на презентации в Бишкеке Наталия Утешева, координатор программы мониторинга «Молодежной правозащитной группы», одной из серьезных проблем является то, что законных оснований для деятельности центров адаптации и реабилитации в городах Ош и Бишкек нет.
Отчет по мониторингу детских учреждений презентовала Наталия Утешева
«Эти центры действуют лишь на основании приказа МВД, однако закон об МВД не предусматривает полномочия этого министерства по созданию воспитательных учреждений. Также направление детей в Беловодскую специальную школу для несовершеннолетних, в течение длительного периода времени (с 2003 года) происходит с нарушениями закона. Ребят туда направляют по решению комиссии по делам детей, а не по решению суда, как это предусмотрено законом», - сказала она.
В ходе мониторинга правозащитники также выявили многочисленные случаи пыток по отношению к детям, содержащимся колониях и интернатах. По словам Утешевой, они подсчитывали только те данные, которые «соответствуют всем критериям, предусмотренным международным правом для оценки пыток и только те случаи, когда можно назвать конкретные имена детей и учреждения, где происходили нарушения», а также случаи, в которых пытки оставили следы в виде синяков и других.
В ходе исследования зафиксировано 24 случая пыток в отношении 18 детей. Четверо несовершеннолетних подвергались пыткам дважды в своей жизни и один ребенок - трижды. Все они были мужского пола в возрасте от 10 до 17 лет.
«На наш взгляд, есть глубокое заблуждение, что большая часть пыток происходит в изоляторах временного содержания. Если говорить конкретно о несовершеннолетних, пытки распространены в системе образования и в учреждениях-интернатах. По нашим исследованиям, пытки происходят в ИВС (подведомственные МВД), где зафиксировано 12 случаев пыток. В Беловодской специальной школе, подведомственной Министерству образования также 12 случаев. Проявление жестокого обращения есть во всех пяти исследованных учреждениях», - рассказала Утешева.
Правозащитники выявили следующие виды пыток: физические избиения руками, ногами, предметами, применение электрошокера, сухое удушение противогазом либо пакетом, пытка болезненной позой, сенсорные пытки под названием «солярий», когда детей заставляли смотреть на солнце пока ребенок не терял сознание, также детей закапывали в снег на какое-то время, а иногда помещали в дисциплинарный изолятор на целый месяц.
Распространено также психологическое воздействие. «Детей лишают контактов с семьей на длительное время, иногда даже на полтора года, угрожают ребятам переводом в категорию «отверженных», пытают лишением сна, сковывают наручниками двух подростков на несколько суток, которым приходится передвигаться, есть, спать и ходить в туалет в таком положении», - указано в отчете правозащитников.
Дети в Беловодской спецшколе (недалеко от столицы Кыргызстана) показывают, какими методами их наказывают взрослые
«Вы видите на фото слева болезненную позу, ребенка заставляли так стоять в течение двух часов. Такого рода пытки, к сожалению, невозможно документировать медицинскими данными. Когда мы потребовали в этой школе провести психологическое обследование детей, нам в этом отказал следователь, именно на основании того, что физических следов обнаружено не было», - рассказывает Утешева. - «На фото справа дети продемонстрировали, как их заставляли избивать друг друга. Они становились в круг, избивали ребенка, который находился в середине. Такая пытка происходила под угрозой аналогичного наказания каждого из ребят со стороны взрослых».
Утешева отметила, что в вузах, где готовят в настоящее время следователей и юристов, не предусматривает психологическое обследование как доказательство пыток.
Дисциплинарный изолятор Вознесеновской колонии, где один ребенок содержался в течение месяца
Правозащитники выявили, что детей пытают чаще всего в случаях, касающихся ИВС и органов дознания для того, чтобы добиться от них признательных показаний - зафиксировано 12 случаев, в интернатах для эксплуатации детей с целью получить материальные блага - 11 случаев, а также в качестве дисциплинарного наказания, чтобы добиться соответствующего поведения - 12 случаев.
«Виды жестокого обращения можно перечислять бесконечно долго. Но хотелось бы подчеркнуть неадекватность условий содержания детей. В отличии от учреждений, где люди могут находиться в течение короткого времени, в интернатах дети могут проживать годами. И этот вид жестокого обращения не подлежит оценке ни ведомственному контролю, не отражается ни в каких проверках», - посетовала координатор проекта.
Она также отметила, что цели пыток зависят от учреждения и кем они применяются.
«Эти фото показывают, несмотря на то, что учреждения для детей до 14 лет считаются подведомственными Министерству образования, фактически они - место лишения свободы, на которое нормы уголовно-исполнительного кодекса не распространяются».
Спецшколы подведомственны Министерству образования, но фактически они - место лишения свободы
По словам Натальи Утешевой, количество жалоб по пыткам и жестокому обращению в отношении несовершеннолетних за период с 2010 по 2012 годы, фактически нулевое.
«Прокуратурой было зафиксировано всего две жалобы. МВД и ГСИН ничего не фиксировали, такая же ситуация у Министерства образования. По данным судебного департамента, уголовные дела, касающиеся пыток и жестокого обращения с несовершеннолетними, судами не рассматривались, к омбудсмену поступило за это время всего три жалобы, две из которых не квалифицировались заявителями как защита несовершеннолетних от пыток», - сообщила она.
По мнению Утешевой, специфика защиты детей от пыток очень сложна и проблеме необходимо уделить особое внимание.
«Если взрослый пострадавший может уполномочить адвоката представлять его интересы, может обратиться в правозащитную организацию, то ребенок, который находится в закрытом учреждении, фактически не имеет доступа к судебной или другой защите. А законным представителем в этом случае, согласно законодательству, является директор или представитель администрации того учреждения, где проживает ребенок. Следовательно, если администрация нарушает законы, доступ детей к справедливости фактически отсутствует», - резюмировала координатор программы по мониторингу.
Нурайым Акниетова, Voice of Freedom, Бишкек.
В материале использованы фотографии, сделанные мониторинговой группой
Адрес статьи: