CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Таджик и узбек - братья навек » Махаля

17 декабря 2012

Таджик и узбек - братья навек

17 декабря 2012, Махаля

Таджикско-узбекские разногласия по жизненно важным проблемам успешно стараются разрешить на высшем государственном уровне чины обеих республик. На протяжении последнего времени узбекские и таджикские власти ведут нешуточные споры по приграничным, транспортным, экологическим, энергетическим и водным среднеазиатским проблемам, решить и урегулировать которые, с переменным успехом удаётся ценой определённых усилий обеих сторон. Так, благодаря дипломатическим усердиям, несмотря на некоторые разногласия по отдельным проблемам, отношения между нашими странами стабильно налаживаются и развиваются.

Но, в это же время, узбекскими СМИ регулярно ведутся виртуальные информационные приграничные бои, нарушителями в которых, по их представлению, бездоказательно являются таджикские государственные лица, чиновники, а также рядовые таджикские граждане - объединённые здесь общими понятиями «таджики», «Таджикистан».

Зачастую эти перлы носят заказной, целенаправленный и обвинительный характер, в которых узбекские национальные интересы отстаиваются с помощью нападок и оскорблений в адрес страны-оппонента. Не желая слышать противника, такие авторы упрямо гнут свою линию, играя в одни ворота. Похвально, если их точка зрения обусловлена чувством патриотизма и радением за отечество. Но чаще всего, ими движет желание отработать обещанный заинтересованными спонсорами гонорар. В этом случае, авторские монологи на указанные выше, больные для наших республик темы, превращаются в обвинительные идеологические агитки времён гражданской или холодной войны.

Профессиональные представители СМИ, аналитики и эксперты не только двух заинтересованных государств - РТ и РУ, но и журналисты из «третьих» стран пытаются объективно разобраться в накопившихся проблемах, дать дельные советы и комментарии к спорным ситуациям. А вот отдельные представители масс-медиа, пытающиеся найти для себя выгодную нишу, хватаются за любые поводы для того, чтобы очернить, свести на нет попытки примирения, внести раздор в братские отношения, складывающиеся веками. Не совсем чистоплотные анонимы или авторы непонятной политической ориентации и неопределённой национальной принадлежности периодически «подливают масла в огонь», пытаются поссорить наши братские народы на бытовом житейском уровне. Что - сродни склокам и скандалам на коммунальной кухне. Свежим примером такого желания посеять вражду между практически родственными таджиками и узбеками наблюдается у автора заметки опубликованной недавно на сайте «Махалла» Солиха Авзалова. Его "убийственные" аргументы в пользу версии о притеснении узбеков в Таджикистане не выдерживают никакой критики, а красочные живоописания "массовых репрессий" были бы смехотворными, если бы не вызывали справедливого чувства недоумения и протеста. Охваченный думами и чувствами "безвыходности, уныния, неверия в собственное будущее, пессимизмом и желанием поскорей покинуть страну", автор пасквиля С.Авзалов пытается передать свои упаднические настроения своим, ни о чём не дагадывающимся, соотечественникам. Он называет таджикистанских узбеков нацменьшинством, забывая о том, что в РТ их проживает 25% от всего населения. Данная цифра не замалчивается и не занижается, как это делается в Узбекистане, где большинство этнических таджиков под давлением при оформлении документов были вынуждены сменить истинную национальность. Так, в Узбекистане (по данным на начало 1999 г.) проживало 1,2 млн. таджиков. Но, как правило, численность национальных диаспор властями РУ всегда искусственно занижалась. По оценке русского этнолога Ю.Г.Кульчика, реальная численность таджиков в Узбекистане в 1 ,5-2 раза выше официальной, а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения. По некоторым данным, численность таджиков в Узбекистане достигает 5-6 млн. чел., а это - 20-25% населения.

С.Авзалов приводит надуманные факты, якобы, отстранения от работы в госучреждениях и отказ в трудоустройстве узбекоязычных сотрудников по причине их национальной принадлежности. Что не соответствует действительности. Действительно, в современных реалиях, лица, не владеющие государственным языком, чувствуют некий дискомфорт при работе с документами и в официальном общении. Но эта языковая проблема преодолима. В госучреждениях и на предприятиях РТ действует множество языковых курсов по овладению навыками и основами таджикского литературного языка. Кстати, данные трудности коснулись многих граждан РТ, среди которых представители всех проживающих здесь национальностей. Не исключением являются и сами таджики, которые с азов осваивают родной «правильный» литературный язык. И говорить о дискриминации по языковому и национальному признаку именно узбеков было бы несправедливо и надуманно. То же касается и трудоустройства узбеков в гос- и силовые структуры РТ. По большому счёту, узбеки (и не только они) не стремятся в них работать по причине того, что владея собственным, хотя бы небольшим бизнесом, преимущественно в сфере торговли, услуг (в т.ч. банковских) или общепита, они имеют больший доход. Кстати, в процентном соотношении успешных предпринимателей из узбеков в Таджикистане больше, чем представителей титульной нации.

На вопрос о дискриминации по национальному признаку высокопоставленный сотрудник МВД РТ ответил, что в республике «все равны перед законом вне зависимости от национальной принадлежности. Когда по подозрению в причастности к экстремистской деятельности узбеков задерживается больше, чем таджиков, власти не осуществляют дискриминации, просто узбеки традиционно больше подвержены идеям исламского радикализма». Так, большинство членов экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир», задержанных на территории РТ, являются выходцами из узбекской среды.

Ещё большее недоумение вызывают примеры С.Авзалова, касающиеся, «сексуальной дискриминации» относительно избирательных домогательств именно к узбекским женщинам. В устах автора эти, казалось бы, трагические ситуации превращаются в анекдотические. Принадлежи бы автор к прекрасному полу, он хорошо бы знал, что подобным мужским предложениям и пристальному вниманию подвержена практически вся прекрасная половина человечества, несмотря на национальность, возраст, образование, место жительства, гражданство и даже внешние данные. Учитывая разный возраст читательской аудитории, не станем применительно к ситуации перефразировать знаменитую фразу из анекдота о том, что «бьют не по паспорту, а по морде». Так что, придуманные С.Авзаловым «вопиющие» злоключения узбекских девушек и Дилфузы Раимбаевой - совсем из другой оперы, никак не подтверждают, не иллюстрируют и не «отражают нынешнее тяжелое состояние узбекской диаспоры, представители которой подвергаются издевательствам по национальным признакам». Вывод здесь может быть только один - не садись одна в машину с несколькими незнакомыми мужчинами, какой национальности они бы ни были. Такие криминальные примеры дискриминации по половому признаку - предмет разбирательств феминистских сообществ и правоохранительных органов.

Что касается гастарбайтеров из РТ, то С.Авзалов и здесь глубоко заблуждается, говоря о том, что большую часть таджикистанских трудовых мигрантов составляют именно узбеки. Такая статистика по национальной принадлежности мигрантов по конкретным республикам не ведётся. Официальные данные Федеральной миграционной службы России дают общую цифру по республикам. С.Авзалов интерпретировал названные 44% в свою пользу. Заметим, что наоборот, когда российские СМИ негативно отзываются о работниках из Средней Азии (для которых, к большому сожалению, все мы одним миром мазаны и все на одно лицо), в таких ситуациях жители наших братских стран готовы объединиться, сплотиться против нападок "старшего брата".

Советский строй, наряду с рядом постсоветских проблем, оставил нам в наследство такие неоспоримые для старшего и среднего поколений ценности, как интернационализм, добрососедство, братство. Эти понятия, с полным правом, можно отнести к взаимоотношениям таджиков и узбеков, издревле живших рядом и деливших в суровые годы одну лепёшку на всех. От советских времён нам остались многочисленные межнациональные таджикско-узбекские браки, подарившие миру прекрасных детей. В те времена подобные семьи были частым явлением, на которое никто не обращал пристального внимания. Сегодня примером такого межнационального понимания является то, что в последние годы в Согдийской области, большая часть которой граничит с Узбекистаном, число официально зарегистрированных браков между гражданами двух стран не снижается и остается стабильным. Ежегодно только официально здесь регистрируется около 20 браков между гражданами наших республик.

Несмотря на принадлежность к совершенно разным языковым группам, наши народы одинаково хорошо владеют и таджикским и узбекским языками. Во время разговора они легко переходят с одного языка на другой: с таджикского на узбекский и обратно. До введения узбекской стороной в одностороннем порядке визового режима при въезде в РУ, посещения узбекистанских родственников было приятным и нехлопотным мероприятием. На выходные можно было слетать в Ташкент, потратив на дорогу всего сорок минут на самолёте.

Как много веков назад и как в былые советские времена обычным, рядовым таджикам и узбекам нечего делить кроме пресловутых лепёшки и пиалы зелёного чая. Таджики обычно говорят, что с соседями у них нет проблем, есть некоторое недопонимание и недоразумения с руководством Узбекистана. Глобальные политические и экономические вопросы оставим для разрешения нашим руководству и дипломатам. Два братских народа всегда ценили и будут ценить вековую дружбу, договор о которой был подписан на высшем уровне и действует между нашими республиками. На «низшем уровне», то есть рядовыми гражданами наших стран он полностью соблюдается. Хотелось бы, чтобы вездесущие журналисты и называющие себя экспертами на своём уровне этому не мешали. Таджикский политолог Абдугани Мамадазимов мягко назвал таких авторов, желающих поживиться на горячих спорных ситуациях и темах, чужом конфликте - лисицами. «Они, словно на мёд или на другую добычу, слетаются как мухи-стервятники, имея шкурный интерес». В этом его поддержал узбекский журналист, историк, писатель и дипломат Алишер Таксанов, объективно и трезво оценивший экономическую, политическую и социальную ситуацию, сложившуюся между Таджикистаном и Узбекистаном, между нашими народами.

Вместо того, чтобы обвинять друг друга во всех смертных грехах, что можно делать до бесконечности, наиболее разумным представляются попытки строить конструктивные таджикско-узбекские отношения, как на высшем дипломатическом уровне, так и на страницах медиа-пространства, через диалог, а не конфронтацию. Это приводит к более быстрым и позитивным результатам. При этом, необходимо умение слушать и слышать противоположную сторону. Хуш келибсиз, дустони азиз!

Таджикистанские узбеки

Анвар Ташпулатов, Муким Халитов

maxala.org

Предыдущая статьяЗ.Почомулоев: Баптисты охотятся на таджикскую молодежь| ЦентрАзия
Следующая статьяИран считает размещение в Турции ЗРК Patriot провокационным шагом - - ИА REGNUM