Таджикистан. Многодетный президент - беда для страны
18 декабря 2012, Махаля
Нелестными отзывами о президенте Таджикистана Эмомали Рахмоне и его семейном клане, похождениях и сомнительных делишках отпрысков главы государства в республике никого не удивишь. Сарафанное радио ими просто кишит, не смотря на то, что никто себе не позволяет открытые негативные высказывания в адрес главы государства. Подобный героизм чреват большими неприятностями для смельчаков и их близких.
Но как бы ни свирепствовали рахмоновские сатрапы, народную молву никаким обухом не перешибить. Она живет своей жизнью и даже развивается. По стране стали «гулять» анекдоты про президента и его семейку. Последний «писк» на эту тему, получивший широкое распространение среди душанбинцев.
Во время вечерней прогулки по таджикской столице иностранцы спрашивают гида:
- Скажи, а чей этот красивый ресторан?
- Дочери президента Тахмины, - отвечает гид.
- А этот огромный банк? - интересуется другая леди.
- Дочери президента Парвины.
- А этот прекрасный магазин?
- Сына президента Рустама, - продолжает гид.
Как известно, анекдоты про главу государства - это уже явный признак того, что он засиделся в президентском кресле и его «вечность» начинает раздражать массы. Вот, например, довольно показательные суждения простых граждан, прозвучавшие в эфире радио «Озоди» - «Что толку от того, что Рахмон машет и машет руками, часами болтает по телевидению о строительстве Рогунской ГЭС, о том, как мы будем сыты и счастливы по окончанию строительства этой проклятой простым народом плотины, - возмущенно говорит жительница Душанбе Шахноза Давлятова. - Ведь сколько кровных денег вместе со слезами отобрали у таджикского народа - простых тружеников, просто обобрали в виде «сахмия». Будь наш президент разумным человеком, на эти деньги построил бы сотни фабрик и заводов, остались бы мужчины Таджикистана рядом с семьей, а не рабствовали в чужих странах».
Не менее откровенно неприязнь в адрес президента высказывает жительница Ходжента Хадича Аширова: «Каждый раз, когда вижу его по телеканалу и слушаю его болтовню, хочется прямо бросить ему в лицо - что ты сам лично сделал для нас, таджиков? Мой 17-летний сын по окончании школы уехал на заработки, как все его сверстники. Через неделю пришло горе - он упал со строящейся высотки. И это в первый день работы! Как я могу поверить хвалебным речам Эмомали! Его сынишка - Рустами Эмомали имеет самую плохую репутацию, но он - жив. Мой сын - единственная надежда моей семьи - умер потому, что у нас руководство страны не может обеспечить нашу молодежь работой».
В подобных высказываниях несложно заметить, что главный раздражающий фактор - бедственное положение населения и отсутствие каких-либо значимых перемен, коррупция и неприкрытое, вызывающее обогащение семейного клана. И страсти порой по поводу неумеренного стремления членов президентского клана к наживе разгораются нешуточные. Жители Пянджского района Хатлонской области вышли на несанкционированный митинг у здания районной администрации, требуя отмены непомерных поборов по социальному пенсионному налогу. Людей возмущал не сам по себе налог, а то, что власти требовали уплаты налога сразу за три года. Выходила около 600 сомони на человека. Для людей из сельской глубинки сумма более чем приличная. Но даже не это обстоятельство вывело людей на улицу. Население возмутило то, что требовалось платить и за умерших членов семьи. Один из выступающих на стихийном митинге прямо так и сказал: «Конечно, трудно президенту Таджикистана, ведь у него большая семья. Один только сыночек Рустам доставляет ему столько хлопот, что никаких денег не хватит. А у президента есть еще семь дочерей, они тоже имеют свои немалые потребности». Кто-то из толпы бросил: «На следующих выборах надо выбирать президента, у которого не больше двух детей, а лучше всего - бездетного».
Другая особенность таджикской действительности в том, что, образно говоря, власть и народ живет каждый своей отдельной жизнью, власть не восприимчива к критике, но на ее стороне сила и вся мощь государственной машины, позволяющей навязывать свою волю и решения. Отсюда и царящая среди населения апатия, неверие, что в современном Таджикистане в сложившейся ситуации возможны решения острейших социально-экономических проблем и избавления от ярма бедности.
В большинстве своих выступлений глава Таджикистана Э.Рахмон делает основной упор на «великие достижения» нынешнего года, согласно которым, уровень бедности в Таджикистане снизился. Следуя заданным президентом курсом, министерство экономического развития и торговли республики регулярно сообщает о неуклонном сокращении бедности в стране. В тоже время, только согласно официальным данным, 40 процентов населения Таджикистана проживает за чертой бедности. А по данным экспертного сообщества, таковых в республике более 60 процентов населения. Экспертная оценка гораздо ближе к истине, нежели мажорные отчеты чиновников. По данным того же Агентства по статистике Таджикистана, рацион питания более 60 процентов населения Хатлонской области в основном состоит лишь из хлеба и чая. Бедность идет рука об руку с растущим числом суицидов в стране. Только в одной Согдийской области в текущем году зарегистрировано 184 акта самоубийств и 65 попыток свести счеты с жизнью.
В общем, получается, что тяжела народная доля в стране, где живет большая и счастливая президентская семья.
Рашид Гулматшоев