Прекращения подачи узбекского газа отрицательно влияет на семейный бизнес Рахмона
22 января 2013, Махаля
В последние годы суровая зима испытывает на прочность не только народы стран Центральной Азии, но и межгосударственные взаимоотношения Таджикистана и Узбекистана, в том числе и в «секторе газа».
По этому поводу наше правительство обвиняет во всех смертных грехах Узбекистан. Причем в большинстве случаев совершенно необоснованно, так как замерзание таджикского народа, давно отапливающего свои дома то углем, то кизяком, ни в коей мере не связано с отключением природного газа узбекскими властями.
На самом деле, почти весь газ, поставляемый Узбекистаном в Таджикистан, идет на нужды государственного унитарного предприятия «Талко» и «Таджикцемента», от которых польза бюджету и народу Таджикистана как от козла молоко.
Когда Э.Рахмон отчитывается перед народом по этим предприятиям, в частности, по «Талко», то он кичится тем, что мол от 65% общего таджикского экспорта дает именно этот завод. К чему такая ложь, когда поступление в бюджет страны от отчислений «Талко» составляет всего-навсего 9%?
Но президент не дурак. Не знаю, насколько этот председатель колхоза научился управлять государством за эти 20 лет, но он овладел всеми преступными хитростями в превращении рычагов управления в средство личного обогащения. Ложь нужна ему для того чтобы оправдать то, что «Талко» получает каждый киловатт электроэнергии в 2 раза дешевле, чем население, не говоря уже о других хозяйствующих субъектах.
Правительство объясняет это тем, что если отменить эти льготы, то себестоимость выпускаемого алюминия повысится и он потеряет конкурентоспособность на мировом рынке. На самом деле завод, контролируемый семейством Э.Рахмона, покупает глинозем, т.е. сырье для алюминия, очень дорого.
Тем временем, полученные деньги, превышающие его реальную стоимость, поставщики глинозема перечисляют на валютные счета семейства в банках на оффшорах.
Что касается реализации алюминия на мировом рынке, то родня продает его намного дешевле по преступной толлинговой схеме, а разница между его реальной стоимостью и той дешевой ценой, которую определяет семейство, опять-таки перечисляется на те валютные счета. Таким образом, доходы семейства Рахмона и свиты растут как на дрожжах, тогда как народ перебивается теми крохами, которые присылает его родня из России.
Рахмон и его окружение, говоря о проблемах, создаваемых, якобы, Узбекистаном по обеспечению населения теплом зимой, защищает свои шкурные интересы и продолжает разбазаривать материальные блага Таджикистана. Именно по этой причине Чаноби Оли заключил соглашение по поставкам 700 мвт электроэнергии в Афганистан в наступившем году, тогда как почти все население Таджикистана замерзает из-за нехватки электрической энергии.
Но вместо того, чтобы решить проблему сообща, зажравшиеся, потерявшие чувство реальности чиновники хотят выкрутиться из этой катавасии, обвиняя друг друга.
Например, на парламентских слушаниях министр энергетики и промышленности Таджикистана Гул Шерали заявил, что «Талко» не выполнила своих обязательств по поставке мазута для Душанбинской ТЭЦ. Но директор департамента информации и связей с общественностью «Талко» Игорь Саттаров выразил недоумение по этому поводу, отметив, что «Талко» выполняет все обязательства. Еще одна стычка вышла между руководством Сангтудинской ГЭС и «Барки Точик». Председатель «Барки Точик» А.Еров обвинил Сангтудинскую ГЭС в снижении выработки электроэнергии, тогда как руководство этой ГЭС считает, что она вырабатывает 2,7 млрд. квт. электроэнергии, тогда как «Барки Точик» закупает только 1,9 млрд. квт.
Но от всего этого населению не легче. Несмотря на то, что власти силой подавляют любые проявления народного недовольства, оно проявляется в других формах. Например, от безысходности молодежь совершает все больше тяжких преступлений. Только в 2012г. их количество увеличилось аж на 20%. Согласно данным социологических опросов, «более 60% опрошенных в Таджикистане заявили, что при малейшей возможности готовы покинуть страну на всегда».
По разным данным, сегодня в России находится до полутора миллиона таджикских гастарбайтеров. За одиннадцать месяцев 2012г. они прислали на Родину 3,5 миллиарда долларов США, что составляет почти половину бюджета Таджикистана - самой бедной, вместе с тем самой коррумпированной страны постсоветского пространства. За это бедные трудовые мигранты расплачивается не только здоровьем, но и нередко жизнью. Например, в 2012г. 818 граждан Таджикистана скончались в России по разным причинам.
Даже такая страшная цифра не останавливает их от желания ехать на заработки в другие страны. Они знают, что в стране мало что изменится до тех пор, пока у власти находится алчный Э.Рахмон с его семейством, превративший всю экономику страны в семейный бизнес.
Сафарали Гуломшоев