CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Репортаж: Сохский анклав или тупик?

22 января 2013

Репортаж: Сохский анклав или тупик?

22.01.13 11:26, UzNews.net

"Без узбекской милиции, меня не было бы в живых", - рассказывает 28-летний житель кыргызского села Чарбак Мамасалы Джоробеков, захваченный в заложники жителями анклава Сох.

Мамасалы Джоробеков остается в больнице города Баткена на юге Кыргызстана.

Он лечится от ранений, полученных 6 января, когда жители Соха взяли его в заложники, решив отомстить кыргызским пограничникам за установку электрических столбов на их земле.

Три анклава - два узбекских и один таджикский, оказавшиеся на территории Кыргызстана, расположены так, что и после 21 года со времени развала СССР бывшие советские республики не могут оторваться друг от друга.

Пограничные споры - государственная граница вокруг анклавов до сих пор не очерчена - усугубляются раздорами вокруг распределения поливной воды, пастбищ, энергоснабжения и дорог.

Население Соха, основными жителями которого являются этнические таджики, растет, сегодня оно составляет 60 тысяч человек, а земли и воды больше не становится.

Страна без границ

Конфликт, неожиданно начавшийся между гражданами Кыргызстана и Узбекистана 5 января, входит в ту же категорию попыток сосуществования двух независимых государств, инфраструктура которых переплетена так же тесно, как сосуды в одном теле.

Автомобильная дорога, разделяющая кыргызский поселок Чарбак с Сохом, принадлежит Кыргызстану, а поле по одну сторону от нее - узбекскому анклаву.

Устанавливая столбы на своей дороге, кыргызские пограничники немного залезли на узбекское поле, что вызвало негодование со стороны жителей Соха.

Кыргызский пограничник в беседе с журналистом Uznews.net признал, что столбы устанавливались неверно. Но он категорически отрицает, что он и его коллеги стреляли в людей.

"Мы готовы были убрать столбы, но жители Соха начали нас атаковать, поэтому мы стреляли только в воздух", - утверждает пограничник. По неподтвержденным данным жителей Соха, во время перестрелки были ранены пятеро человек.

Сутки в заложниках

Для заложника Мамасалы Джоробекова события конфликта разворачивались с невероятной быстротой.

6 января он находился в узбекском Сохе и был взят его жителями в заложники. Вместе с ним там же были захвачены еще 30 кыргызских граждан, среди них женщины и дети.

Непосредственно на кыргызской территории, в поселке Чарбак, были схвачены два человека.

Джоробеков говорит, что не простит своих обидчиков. "Дикие таджики окружили мой автомобиль, - рассказывает он, сидя на больничной койке. - Вытащили меня наружу и начали бить и пинать".

Затем Джоробеков оказался вместе с другими заложниками мужчинами в авторемонтном гараже, где их в холод заставили сидеть в яме. Женщин и детей заложников поместили в больницу Кыргызские заложники в больнице Баткена, Мамасалы Джоробеков слева; фото: Uznews.net (c) поселка Хушъяр.

Через час узбекская милиция смогла попасть в гараж и начала вытеснять сохских таджиков. В конце концов, ей удалось выгнать всех разбушевавшихся жителей анклава, но до освобождения было еще далеко.

Как продолжает свой рассказ Джоробеков, под охраной милиции заложники получили чай, их прекратили бить, но выйти из гаража они не могли.

По ту сторону стояли таджики, а одна женщина, учительница по профессии, запрещала милиции вывести захваченных кыргызов на свободу.

Узбекская милиция потеряла контроль над ситуацией, несмотря на ее вмешательство кыргызские заложники оставались в гараже сутки, до 7 января.

На прошлой неделе граждане Кыргызстана, всего 12 человек, чьи машины были сожжены или разбиты жителями Соха, получили компенсацию от узбекской стороны в размере 56,1 тысячи долларов США.

Но деньги не смогли смягчить унижение, пережитое кыргызами, они остаются в гневе.

По сей день граница в узбекский анклав Сох закрыта. Ее держат на замке по решению Кыргызстана и Узбекистана, чтобы обезопасить жителей Соха от мести.

Каждый день на автомобильной трассе, соединяющий Сох с "большой землей" - городом Риштан в Ферганской области Узбекистана, собираются десятки кыргызов, заявляющих, что никогда не позволят проезда узбекистанцев по этой дороге, даже если власти двух стран договорятся.

Столбы - повод?

По мнению жителей кыргызского поселка Чарбак и некоторых пограничников, установка столбов электропередач стала лишь поводом для взрыва жителей Соха.

Настоящей причиной, на их взгляд, является страх сохских таджиков потерять пастбища, которыми они пользуются на кыргызской территории.

Тревожным сигналом для них стало строительство в декабре у кыргызского Чарбака нового пограничного поста, для электрификации которого и устанавливались позже столбы.

Появление погранпоста, по мнению кыргызов, было воспринято жителями Соха как препятствие, чинимое им для доступа на пастбища.

Начальник Баткенского госрегистра Алишер Эргешов, признает, что столбы были установлены в нарушении границы анклава Сох. Но, по его словам, между Кыргызстаном и Узбекистаном остается много спорных участков, а узбекская сторона не хочет участвовать в переговорах.

Что пытается сделать Кыргызстан, по словам Эргешова, это провести демаркацию границы, где она определена. К примеру, на дороге, где вспыхнул конфликт, прохождение линии границы было известно, но теперь этот участок будет обнесен колючей проволокой.

Идти некуда

82-летний житель кыргызского Чарбака Жоробой Кенжебаев, чей сын Исроил провел сутки в заложниках в Сохе, задается вопросом: "куда идти таджикам?" И сам на него отвечает: "некуда".

Население Соха растет, вместе с ним потребности в новых землях, а вместо них появляются погранпосты, колючая проволока.

Дом Кенжебаева выходит окнами на узбекский анклав, он смотрит туда и продолжает рассказывать, что раньше между Столбы раздора теперь лежат у дороги... Uznews.net (c) кыргызами и таджиками были тесные отношения.

Они ходили друг к другу в гости на свадьбы, похороны. Но после распада СССР связи стали теряться, а сейчас и вовсе между людьми выросла целая стена, говорит Кенжебаев.

Сошли на нет браки между кыргызами и таджиками, последние все чаще предпочитают выходить замуж и жениться на гражданах Таджикистана.

Его дочь Одина добавляет, что кыргызы стали реже ездить на рынок в Сох. Она побывала там за неделю до конфликта, и, по ее словам, уже тогда в воздухе чувствовалось напряжение.

Дети дразнили кыргызов, а родители не мешали им этого делать, рассказывает она.

На краю поселка Чарбак через мост расположился узбекский пограничный пост. В приграничной зоне журналисту встретились несколько жителей Соха.

Один из них начал рассказывать, что в Сохе положение сложное: мука, бензин и другие товары первой необходимости подорожали в три раза.

"Но у нас еще есть запасы на год", - сказал он.

В это время прозвучал окрик с моста узбекского милиционера, который нецензурной бранью приказал гражданину его страны немедленно возвращаться.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяУвольняя старшее поколение Таджикистан приблизился к кадровому кризису
Следующая статьяК концу января долг Кыргызстана перед Казахстаном и Узбекистаном за газ может достигнуть $10 млн